Проблема этнической толерантности в третьем тысячелетии становится центральной во многих странах мира, и Россия не является исключением. Межнациональная вражда, озлобленность и агрессивность каждодневно появляется на улицах нашей страны. Такие качества все чаще и чаще приписываются именно молодежи. А это значит, что особо важно начать формировать новое мышление и сознание у подрастающего поколения [2, с. 131].
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования этнотолерантности, так как дети в этом возрасте дружелюбны, отзывчивы, открыты к миру, стремятся к познанию нового и интересного. У дошкольников еще не сформированы стереотипы в отношении людей, проживающих в других странах, поэтому они могут свободно вступить с ними в контакт.
Впервые вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений был поднят В.А. Тишковым в работе «Очерки истории и политики этничности в России», в которой говорится о необходимости межнациональной толерантности.
По его формулировке, толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предусматривает осмысление того, что мир и социальная среда – многомерны и, вследствие этого, убеждения на этот мир неодинаковые и не могут, а точнее даже не должны сводиться к одному мнению или единообразию [3, с. 52].
Для определения уровня сформированности основ этнотолерантности детей 5-6 лет было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 15 детей.
Целью данного исследования было измерение компонентов этнотолерантности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и выявление уровней этнотолерантности (низкий, допустимый, оптимальный).
В ходе исследования были проведены две индивидуальные беседы с ребенком: экспериментальные ситуации «Выбери друга для игры», «Нужен твой совет» по адаптированной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок.
В ходе бесед ребенку было предложено выбрать наиболее заинтересовавшие его картинки с изображением детей разных национальностей, для того чтобы посмотреть, какие представления о них имеют дети и проявляют ли они к ним интерес. В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций необходимо было определить уровень сформированности представлений детей о дружелюбном отношении к детям других рас.
Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Уровень сформированности этнотолерантности по адаптированной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок на первом этапе исследования
Уровень сформированности этнотолерантности |
Компоненты этнотолерантности |
Обобщенные данные по 3 компонентам | ||
Когнитивный компонент |
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент | ||
Оптимальный уровень |
22% |
48% |
17% |
27% (4 чел.) |
Допустимый уровень |
45% |
37% |
43% |
40% (6 чел.) |
Низкий уровень |
33% |
15% |
40% |
33% (5 чел.) |
Из табл. 1 видно, что у 4 детей (27%) был выявлен оптимальный уровень сформированности этнической толерантности: эти дети с интересом общаются на тему этнических различий, рассматривают картинки и сами задают вопросы, более осознанно подходят к проблеме. Тем не менее, отвечая на вопросы, дети этой группы ориентируются в большинстве случаев на внешние признаки людей.
У 6 детей (40%) был выявлен допустимый уровень: дети данной группы проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне. Знания и расовых особенностях получены из житейского опыта. Несмотря на то, что дети показывают общее доброжелательное отношение к людям других национальностей, интерес к ним не устойчив и изменяется под воздействием внешней ситуации.
У 5 детей (33%) выявлен низкий уровень. Проявляется это преимущественно на перцептивном уровне, а это значит, что дети ориентируются исключительно на внешние особенности людей, заостряя внимание на их «непохожести».
В дошкольном детстве позитивное отношение к народам мира, межнациональные чувства закладываются через обращение к национальным общечеловеческим началам: главный путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые проявляют свои особенности через приобщение ребенка к своей национальной культуре – играм, танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам [1, с. 76].
Исходя из анализа результатов эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что в воспитательной работе с детьми необходимо сделать акцент на развитие когнитивного и эмоционального компонентов этнической толерантности. Для группы детей мы разработали комплекс мероприятий, направленных на развитие этнотолерантности, которые были проведены в период педагогической практики:
- НОД по воспитанию толерантности «Жители планеты Земля».
- Чтение и обсуждение армянской народной сказки «Сказка о Змее и Шиваре».
- НОД по знакомству детей с территорией Красноярского края и его жителями.
- Проведение подвижных народных игр на прогулке: «Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Ястреб и утки» (бурятская народная игра).
- Театрализованная игра «Народный танец».
- Просмотр мультфильма «Дружба народов».
- Развлечение «Праздник Сабантуй».
После проведения с детьми всех мероприятий повторно было организовано эмпирическое исследование, где мы вновь проанализировали результаты развития уровня этнической толерантности. Результаты исследования представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень сформированности этнотолерантности по адаптированной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок после проведения программы развития уровня этнотолерантности
Уровень сформированности этнотолерантности |
Компоненты этнотолерантности |
Обобщенные данные по 3 компонентам | ||
Когнитивный компонент |
Эмоциональный компонент |
Поведенческий компонент | ||
Оптимальный уровень |
36% |
52% |
27% |
35% (5 чел.) |
Допустимый уровень |
51% |
35% |
56% |
47% (7 чел.) |
Низкий уровень |
13% |
13% |
17% |
18% (3 чел.) |
Как показано в табл.2, оптимальный уровень этнической толерантности выявлен у 5 детей (35%), что на одного человека больше по сравнению с первым этапом исследования. Допустимый уровень выявлен у 7 детей (47%), низкий уровень выявлен у 3 детей (18%), что на 2 человека меньше по сравнению с первым этапом исследования.
После проведения мероприятий дети стали лучше ориентироваться в темах, связанных с межнациональным общением: отвечали на вопросы, на которые ранее не знали ответа, такие как «Ты знаешь, какие национальности существуют в мире?». На вопрос «Чем ребенок другой национальности отличается от тебя?» некоторые дети перестали ориентироваться только на внешний вид других людей, а стали обращать внимание на то, что люди в других странах отмечают другие праздники и играют в другие игры.
Можно прийти к выводу, что воспитание этнической толерантности – сложный и длительный процесс, систематическая работа с детьми в детском дошкольном учреждении по повышению уровня этнической толерантности не просто необходима, а обязательна. Россия – многонациональная страна и мы должны воспитывать толерантное поколение, в жизни которого нет места национализму и межнациональной вражде.