Формирование основ этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

В статье обсуждается проблема формирования основ этнической толерантности детей старшего дошкольного возраста. Авторы подчеркивают необходимость организации воспитательной работы по формированию когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов этнической толерантности. Авторы статьи освещают результаты практического исследования и воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста.

Аннотация статьи
эмоциональный компонент
дети старшего дошкольного возраста
этническая толерантность
когнитивный компонент
поведенческий компонент
Ключевые слова

Проблема этнической толерантности в третьем тысячелетии становится центральной во многих странах мира, и Россия не является исключением. Межнациональная вражда, озлобленность и агрессивность каждодневно появляется на улицах нашей страны. Такие качества все чаще и чаще приписываются именно молодежи. А это значит, что особо важно начать формировать новое мышление и сознание у подрастающего поколения [2, с. 131].

Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования этнотолерантности, так как дети в этом возрасте дружелюбны, отзывчивы, открыты к миру, стремятся к познанию нового и интересного. У дошкольников еще не сформированы стереотипы в отношении людей, проживающих в других странах, поэтому они могут свободно вступить с ними в контакт.

Впервые вопрос о толерантности в контексте проблемы межнациональных отношений был поднят В.А. Тишковым в работе «Очерки истории и политики этничности в России», в которой говорится о необходимости межнациональной толерантности.

По его формулировке, толерантность – это личностная или общественная характеристика, которая предусматривает осмысление того, что мир и социальная среда – многомерны и, вследствие этого, убеждения на этот мир неодинаковые и не могут, а точнее даже не должны сводиться к одному мнению или единообразию [3, с. 52].

Для определения уровня сформированности основ этнотолерантности детей 5-6 лет было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 15 детей.

Целью данного исследования было измерение компонентов этнотолерантности (когнитивный, эмоциональный, поведенческий) и выявление уровней этнотолерантности (низкий, допустимый, оптимальный).

В ходе исследования были проведены две индивидуальные беседы с ребенком: экспериментальные ситуации «Выбери друга для игры», «Нужен твой совет» по адаптированной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок.

В ходе бесед ребенку было предложено выбрать наиболее заинтересовавшие его картинки с изображением детей разных национальностей, для того чтобы посмотреть, какие представления о них имеют дети и проявляют ли они к ним интерес. В ходе обсуждения экспериментальных ситуаций необходимо было определить уровень сформированности представлений детей о дружелюбном отношении к детям других рас.

Результаты исследования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Уровень сформированности этнотолерантности по адаптированной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок на первом этапе исследования

Уровень сформированности этнотолерантности

Компоненты этнотолерантности

Обобщенные данные по 3 компонентам

Когнитивный компонент

Эмоциональный компонент

Поведенческий

компонент

Оптимальный уровень

22%

48%

17%

27% (4 чел.)

Допустимый уровень

45%

37%

43%

40% (6 чел.)

Низкий уровень

33%

15%

40%

33% (5 чел.)

Из табл. 1 видно, что у 4 детей (27%) был выявлен оптимальный уровень сформированности этнической толерантности: эти дети с интересом общаются на тему этнических различий, рассматривают картинки и сами задают вопросы, более осознанно подходят к проблеме. Тем не менее, отвечая на вопросы, дети этой группы ориентируются в большинстве случаев на внешние признаки людей.

У 6 детей (40%) был выявлен допустимый уровень: дети данной группы проявляют этнотолерантность на перцептивном и когнитивном уровне. Знания и расовых особенностях получены из житейского опыта. Несмотря на то, что дети показывают общее доброжелательное отношение к людям других национальностей, интерес к ним не устойчив и изменяется под воздействием внешней ситуации.

У 5 детей (33%) выявлен низкий уровень. Проявляется это преимущественно на перцептивном уровне, а это значит, что дети ориентируются исключительно на внешние особенности людей, заостряя внимание на их «непохожести».

В дошкольном детстве позитивное отношение к народам мира, межнациональные чувства закладываются через обращение к национальным общечеловеческим началам: главный путь воспитания здесь – это продвижение ребенка к всеобщим гуманистическим ценностям, которые проявляют свои особенности через приобщение ребенка к своей национальной культуре – играм, танцам, песням, сказкам, пословицам, поговоркам [1, с. 76].

Исходя из анализа результатов эмпирического исследования, мы пришли к выводу, что в воспитательной работе с детьми необходимо сделать акцент на развитие когнитивного и эмоционального компонентов этнической толерантности. Для группы детей мы разработали комплекс мероприятий, направленных на развитие этнотолерантности, которые были проведены в период педагогической практики:

  1. НОД по воспитанию толерантности «Жители планеты Земля».
  2. Чтение и обсуждение армянской народной сказки «Сказка о Змее и Шиваре».
  3. НОД по знакомству детей с территорией Красноярского края и его жителями.
  4. Проведение подвижных народных игр на прогулке: «Змейка» (русская народная игра), «Липкие пеньки» (башкирская народная игра), «Ястреб и утки» (бурятская народная игра).
  5. Театрализованная игра «Народный танец».
  6. Просмотр мультфильма «Дружба народов».
  7. Развлечение «Праздник Сабантуй».

После проведения с детьми всех мероприятий повторно было организовано эмпирическое исследование, где мы вновь проанализировали результаты развития уровня этнической толерантности. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровень сформированности этнотолерантности по адаптированной методике Е.И. Николаевой, М.Л. Поведенок после проведения программы развития уровня этнотолерантности

Уровень сформированности этнотолерантности

Компоненты этнотолерантности

Обобщенные данные по 3 компонентам

Когнитивный

компонент

Эмоциональный компонент

Поведенческий

компонент

Оптимальный уровень

36%

52%

27%

35% (5 чел.)

Допустимый уровень

51%

35%

56%

47% (7 чел.)

Низкий уровень

13%

13%

17%

18% (3 чел.)

Как показано в табл.2, оптимальный уровень этнической толерантности выявлен у 5 детей (35%), что на одного человека больше по сравнению с первым этапом исследования. Допустимый уровень выявлен у 7 детей (47%), низкий уровень выявлен у 3 детей (18%), что на 2 человека меньше по сравнению с первым этапом исследования.

После проведения мероприятий дети стали лучше ориентироваться в темах, связанных с межнациональным общением: отвечали на вопросы, на которые ранее не знали ответа, такие как «Ты знаешь, какие национальности существуют в мире?». На вопрос «Чем ребенок другой национальности отличается от тебя?» некоторые дети перестали ориентироваться только на внешний вид других людей, а стали обращать внимание на то, что люди в других странах отмечают другие праздники и играют в другие игры.

Можно прийти к выводу, что воспитание этнической толерантности – сложный и длительный процесс, систематическая работа с детьми в детском дошкольном учреждении по повышению уровня этнической толерантности не просто необходима, а обязательна. Россия – многонациональная страна и мы должны воспитывать толерантное поколение, в жизни которого нет места национализму и межнациональной вражде.

Текст статьи
  1. Вострухина Т.Н. Воспитание толерантности у детей в условиях многонационального окружения. Опыт работы ДОУ города Москвы / Т.Н. Вострухина. М.: Школьная Пресса, 2018. 112 c.
  2. Собченко А.В. Исследование психологической готовности современных педагогов ДОО к развитию этнической толерантности у старших дошкольников // сборник статей Международного учебно-интеллектуального конкурса. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2019. С. 127-137.
  3. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России / В. А. Тишков; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии. М.: Информ.-изд. агентство «Рус. мир», 1997. С. 531.
Список литературы