Проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей во все времена была актуальна и остаётся актуальной по сей день в российском образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей стоит одной из сложнейших задач в условиях современного образования. Причиной тому, прежде всего, является столкновение с проблемой отсутствия духовности (бездуховности), циничного взгляда на окружающий мир и социум, подменой моральных устоев, неверное и ложное представление ориентиров духовно-нравственного облика [2]. Это в первую очередь связано со становлением нравственного сознания личности, определяющего поступки и действия человека.
Сущность проблемы формирования нравственного сознания исходит из того, что ребёнок растёт и находится в определённом поле, окружённом различными информационными источниками, их сильного воздействия на него как плохого примера, и в негативном характере. В первую очередь это всевозможные СМИ. Формирование морального облика и образа – задача многосторонняя, и её решение состоит в собственной субъектной активной позиции как взрослых, так и детей [1]. Более того, мы должны признать, что формированием нравственного сознания должна заниматься не только система образования. От духовно-нравственной составляющей личности взрослых, которая направляет их деятельность, зависит и само формирование внутреннего мира.
Главным образом, следует направлять ребёнка в светлое русло и заложить основу духовных начал, в сохранении и заполнении чистых, гуманных, справедливых отношений друг к другу.
Но, эту проблему нельзя решить только благодаря учебному процессу. Главной причиной тому является падение и девальвация семейных ценностей. Часто можно наблюдать за тем, что родители подходят безответственно к воспитанию своих детей и не являются в полной мере наставниками своего будущего поколения. Примером того может служить всё возрастающая тенденция отдавать детей в детский сад, ясли всё раньше. Средний возраст начала посещения дошкольных учреждений 6-8 месяцев. При этом важно отметить тот факт, что мамы не выходят на работу, а продолжают находиться в декретном отпуске. В 2020-2021 годах нами был проведен опрос родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, посещающих дошкольное учреждение разных форм собственности, расположенных на территории Калининского района г. Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 100 родителей (мужчин и женщин) в возрасте от 23 до 46 лет. Далее обратимся к результатам эмпирического исследования.
Самыми частыми ответами на вопрос о причинах прихода в сад было следующее: «Я от него (ребенка) устала» – 50 %, «вы же лучше знаете, что с ним делать» – 25%. Родители всё чаще перепоручают своих детей гаджетам, аниматорам в игровых комнатах, образовательной системе. Представим некоторые результаты опроса в таблице. Обратим внимание, что вопросы были открытого характера. Варианты ответов приведены почти дословно.
Таблица
Результаты опроса родителей несовершеннолетних детей, посещающих муниципальные и частные дошкольные учреждения Калининского района г. Санкт-Петербург
Вопрос |
Ответы |
Младшая группа |
Средняя группа |
Старшая группа |
---|---|---|---|---|
По какой причине вы отдали ребенка в детский сад? |
Я от него устал(а) |
50 % |
73% |
0 |
Вы лучше знаете, что с ним делать |
25 % |
0 |
0 | |
Нужно выходить на работу (В этой же категории ответы «Выйду на работу, хоть отдохну от него/неё (ребенка)» они будут приведены в скобках) |
25% (15%) |
20% (8%) |
0 | |
Ребенку нужно общаться со сверстниками |
0 |
7% |
20% | |
Нужно готовиться к школе |
0 |
0 |
80% | |
Как вы проводите выходные с ребенком? |
Мучаюсь |
90% |
80% |
50% |
Ходим в игровую комнату, торговый центр |
0 |
10 % |
28% | |
Отвожу его к бабушке |
10% |
6 % |
2% | |
Дома, в семейном кругу |
0 |
4% |
10% | |
Посещаем развлекательные центры, парки, бассейн и т.п. |
0 |
0 |
10 % | |
Каким вы хотите воспитать своего ребенка? |
Не знаю |
95% |
40% |
40% |
Потом подумаю, сейчас рано говорить об этом |
5% |
15% |
0 | |
Хорошим человеком (Соотношение оптантов, которые смогли конкретизировать кто такой «хороший человек» к числу тех, кто затруднился с ответом) |
0 |
35% (1:3) |
40 % (1:4) | |
Успешным |
0 |
0 |
20 % | |
Как вы занимаетесь духовно-нравственным воспитанием своего ребенка? |
Никак. Разве для этого нужно что-то специальное делать? |
100% |
60 % |
35% |
Вот пусть садик и занимается. Я деньги за это плачу |
0 |
40% |
20% | |
Приведен пример как именно |
0 |
0 |
45% |
Так же в рамках эмпирического исследования мы изучали ценностные ориентации родителей. В больше, чем половине случаев система ценностей была не сформирована (53 %). У оставшихся 23 % ведущий блок ценностей «спокойная, размеренная жизнь», ещё у 5 % ведущая ценность «отдых», у 10% опрошенных ведущим было «саморазвитие, познание», а у оставшихся 9 % – семья.
Согласованность результатов в четырех выборках является статистически значимой на пятипроцентном уровне значимости.
Таким образом, мы исключаем возможность влияния на результаты таких показателей как достаток семей, уровень образования родителей, состав семьи (полные и неполные семьи). И видим именно в общей согласованности структуры и качественной составляющей нравственного сознания ключевой показатель, который присущ всем оптантам.
Таким образом, мы видим, что многие из родителей сами имеют некоторую деформацию в нравственном сознании.
Из результатов эмпирического исследования видно, что современные родители имеют специфическое нравственное сознание на всех уровнях. Как на эмоционально-чувственном, так и на рациональном уровне. И, учитывая, что нравственное сознание многоуровневая и полиструктурная система, то важно осмыслить теоретически данный факт современных реалий. Ведь это ключевая проблема и психологическое условие современной реализации духовно-нравственного воспитания детей в семье. Во-первых, это нужно учитывать. Во-вторых, необходимо массово просвещать родителей и корректировать пробелы в воспитании их сознания.
Но, актуализируется ещё ряд вопросов. Данные варианты суждений, норм и принципов в современном мире уже стали нормой? Что привело к такому состоянию? Если учесть, что ранее родители находились в системе духовно-нравственного воспитании образовательных учреждений, но результат мы получаем такой, то какие коррективы нужно вносить в уже существующие систему и нужно ли вносить их вообще. Как это соотносится со стратегическими государственными программами развития нации и образования. Что могут предложить современные педагоги и психологи в качестве адекватного ответа на вызов практики?
Из всего насущного можно заметить, что при хаотичном формировании человека, он будет привносить диссонанс и сильно резонировать в социуме, вводя его в смуту. Первостепенным способом решения данного вопроса нам представляется составление программы, как государственного масштаба, так и работа «на местах». Образовательным учреждениям необходимо изучить особенности контингента родителей, обеспечить работу в групповой и индивидуальной форме, посредством контакта с личностью педагога и соответствующей средой.