Особенность нравственного сознания родителей как психологическое условие современного духовно-нравственного воспитания

В данной статье рассматривается нравственное сознание современных родителей, являющееся психологическим условием реализации духовно-нравственного воспитания и развития детей. Представлены результаты опроса в дошкольных образовательных учреждениях. Раскрывает сущность данной проблемы и коротко обозначено возможное направление её решения.

Аннотация статьи
духовно-нравственное воспитание
нравственное сознание личности
развитие детей
Ключевые слова

Проблема духовно-нравственного воспитания и развития детей во все времена была актуальна и остаётся актуальной по сей день в российском образовании. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей стоит одной из сложнейших задач в условиях современного образования. Причиной тому, прежде всего, является столкновение с проблемой отсутствия духовности (бездуховности), циничного взгляда на окружающий мир и социум, подменой моральных устоев, неверное и ложное представление ориентиров духовно-нравственного облика [2]. Это в первую очередь связано со становлением нравственного сознания личности, определяющего поступки и действия человека.

Сущность проблемы формирования нравственного сознания исходит из того, что ребёнок растёт и находится в определённом поле, окружённом различными информационными источниками, их сильного воздействия на него как плохого примера, и в негативном характере. В первую очередь это всевозможные СМИ. Формирование морального облика и образа – задача многосторонняя, и её решение состоит в собственной субъектной активной позиции как взрослых, так и детей [1]. Более того, мы должны признать, что формированием нравственного сознания должна заниматься не только система образования. От духовно-нравственной составляющей личности взрослых, которая направляет их деятельность, зависит и само формирование внутреннего мира.

Главным образом, следует направлять ребёнка в светлое русло и заложить основу духовных начал, в сохранении и заполнении чистых, гуманных, справедливых отношений друг к другу.

Но, эту проблему нельзя решить только благодаря учебному процессу. Главной причиной тому является падение и девальвация семейных ценностей. Часто можно наблюдать за тем, что родители подходят безответственно к воспитанию своих детей и не являются в полной мере наставниками своего будущего поколения. Примером того может служить всё возрастающая тенденция отдавать детей в детский сад, ясли всё раньше. Средний возраст начала посещения дошкольных учреждений 6-8 месяцев. При этом важно отметить тот факт, что мамы не выходят на работу, а продолжают находиться в декретном отпуске. В 2020-2021 годах нами был проведен опрос родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей, посещающих дошкольное учреждение разных форм собственности, расположенных на территории Калининского района г. Санкт-Петербург. В исследовании приняли участие 100 родителей (мужчин и женщин) в возрасте от 23 до 46 лет. Далее обратимся к результатам эмпирического исследования.

Самыми частыми ответами на вопрос о причинах прихода в сад было следующее: «Я от него (ребенка) устала» – 50 %, «вы же лучше знаете, что с ним делать» – 25%. Родители всё чаще перепоручают своих детей гаджетам, аниматорам в игровых комнатах, образовательной системе. Представим некоторые результаты опроса в таблице. Обратим внимание, что вопросы были открытого характера. Варианты ответов приведены почти дословно.

Таблица

Результаты опроса родителей несовершеннолетних детей, посещающих муниципальные и частные дошкольные учреждения Калининского района г. Санкт-Петербург

Вопрос

Ответы

Младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

По какой причине вы отдали ребенка в детский сад?

Я от него устал(а)

50 %

73%

0

Вы лучше знаете, что с ним делать

25 %

0

0

Нужно выходить на работу

(В этой же категории ответы «Выйду на работу, хоть отдохну от него/неё (ребенка)» они будут приведены в скобках)

25%

(15%)

20%

(8%)

0

Ребенку нужно общаться со сверстниками

0

7%

20%

Нужно готовиться к школе

0

0

80%

Как вы проводите выходные с ребенком?

Мучаюсь

90%

80%

50%

Ходим в игровую комнату, торговый центр

0

10 %

28%

Отвожу его к бабушке

10%

6 %

2%

Дома, в семейном кругу

0

4%

10%

Посещаем развлекательные центры, парки, бассейн и т.п.

0

0

10 %

Каким вы хотите воспитать своего ребенка?

Не знаю

95%

40%

40%

Потом подумаю, сейчас рано говорить об этом

5%

15%

0

Хорошим человеком

(Соотношение оптантов, которые смогли конкретизировать кто такой «хороший человек» к числу тех, кто затруднился с ответом)

0

35%

(1:3)

40 %

(1:4)

Успешным

0

0

20 %

Как вы занимаетесь духовно-нравственным воспитанием своего ребенка?

Никак. Разве для этого нужно что-то специальное делать?

100%

60 %

35%

Вот пусть садик и занимается. Я деньги за это плачу

0

40%

20%

Приведен пример как именно

0

0

45%

Так же в рамках эмпирического исследования мы изучали ценностные ориентации родителей. В больше, чем половине случаев система ценностей была не сформирована (53 %). У оставшихся 23 % ведущий блок ценностей «спокойная, размеренная жизнь», ещё у 5 % ведущая ценность «отдых», у 10% опрошенных ведущим было «саморазвитие, познание», а у оставшихся 9 % – семья.

Согласованность результатов в четырех выборках является статистически значимой на пятипроцентном уровне значимости.

Таким образом, мы исключаем возможность влияния на результаты таких показателей как достаток семей, уровень образования родителей, состав семьи (полные и неполные семьи). И видим именно в общей согласованности структуры и качественной составляющей нравственного сознания ключевой показатель, который присущ всем оптантам.

Таким образом, мы видим, что многие из родителей сами имеют некоторую деформацию в нравственном сознании.

Из результатов эмпирического исследования видно, что современные родители имеют специфическое нравственное сознание на всех уровнях. Как на эмоционально-чувственном, так и на рациональном уровне. И, учитывая, что нравственное сознание многоуровневая и полиструктурная система, то важно осмыслить теоретически данный факт современных реалий. Ведь это ключевая проблема и психологическое условие современной реализации духовно-нравственного воспитания детей в семье. Во-первых, это нужно учитывать. Во-вторых, необходимо массово просвещать родителей и корректировать пробелы в воспитании их сознания.

Но, актуализируется ещё ряд вопросов. Данные варианты суждений, норм и принципов в современном мире уже стали нормой? Что привело к такому состоянию? Если учесть, что ранее родители находились в системе духовно-нравственного воспитании образовательных учреждений, но результат мы получаем такой, то какие коррективы нужно вносить в уже существующие систему и нужно ли вносить их вообще. Как это соотносится со стратегическими государственными программами развития нации и образования. Что могут предложить современные педагоги и психологи в качестве адекватного ответа на вызов практики?

Из всего насущного можно заметить, что при хаотичном формировании человека, он будет привносить диссонанс и сильно резонировать в социуме, вводя его в смуту. Первостепенным способом решения данного вопроса нам представляется составление программы, как государственного масштаба, так и работа «на местах». Образовательным учреждениям необходимо изучить особенности контингента родителей, обеспечить работу в групповой и индивидуальной форме, посредством контакта с личностью педагога и соответствующей средой.

Текст статьи
  1. Антилогова Л.Н. Духовно-нравственное становление личности в современных условиях // Инновационное образование и экономика -2014 - Т.1 №16 - С. 12-15.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября