Причина конфликта во мне. Конфликт в учреждении образования как следствие разрыва поколений

Статья посвящена проблеме конфликтов в учреждениях образования. В материале анализируются причины возникновения конфликтов в школе, пути разрешения конфликтов и культура общения в современном мире. Отмечается важность работы с внутренним конфликтом, как источником возникновения конфликтной среды.

Аннотация статьи
компромисс
конфликт
школа
эмоции
убеждения
конфликтологическая культура
внутриличностный конфликт
Ключевые слова

Сегодня социальное развитие общества заставляет рассмотреть учреждение образования не только как сферу обучения и воспитания детей, но и как наиболее яркий показатель духовно-нравственного и социального развития общества.

Образовательное пространство представляет собой совокупность возможностей: обучения, воспитания и развития личности. Вместе с тем, первостепенное значение в формировании личности ребенка играет семья. В семье закладывается фундамент жизненного опыта человека, его моральных ценностей и жизненных смыслов, усваиваются социальные нормы, уклады, поведенческие паттерны, культурные традиции. Семья – благодатное поле для развития эмпатии, сопереживания – качеств, связанных с психологическим здоровьем учащихся. Семейные отношения – это главное связующее звено между личностью и социумом. Именно благодаря правильно выстроенным семейным отношениям ребенок получает первый опыт взаимоотношений с другими людьми, который формирует его сознание и личность [4, с. 192].

Успешность образовательного процесса невозможна без равносильного взаимодействия всех его участников: дети, педагоги и родители. У каждого из них есть собственное мнение, желания и потребности, убеждения, формирующие образ себя и мира. Разница во взглядах зачастую приводит к спорам и конфликтам.

Одной из причин конфликтов в школе может быть акселерация детей. Она усиливает дисгармонию социального и биологического созревания, чем осложняет прохождение подросткового кризиса. Это сказывается на отношении детей к обучению. Учитель, как главный источник информации, является для подростков проводником во взрослую и самостоятельную жизнь. Поэтому немаловажно преподносить материал ученикам грамотно и доступно. Для ученика учителя, как и родители, обладают властью, способны наказывать и поощрять, являются авторитетными источниками знаний в определённой области, должны стать товарищами и друзьями [3, с.64].

По мнению учеников, идеальный учитель:

  1. Обладает способностью к пониманию, эмоциональному отклику, доброжелательный, способен стать старшим другом.
  2. Профессионально компетентен, уровень знаний сочетается с качеством преподавания.
  3. Справедливо распоряжается данной ему властью.

К сожалению, большинство педагогов не согласны идти на компромисс и меняться из-за собственных убеждений, укоренившихся жизненных установок. На сегодняшний день очевидна разница между поколениями. Так, большинство педагогов учреждений образования воспитывались в период советского союза, где им прививались ценности того периода. Молодые педагоги воспитывались в период распада и перестройки, что также сказалось на их убеждениях и мировоззрении. Современные же дети не понимают и не разделяют эти взгляды, ценности и убеждения. Стремительные информационные изменения за последние 30 лет вынуждают педагогов идти в ногу с современным миром или отстаивать свои убеждения, провоцируя возникновение конфликта.

Также усиление напряженности в межличностных отношениях участников образовательного процесса в учреждении образования может быть обусловлено следующими факторами:

  • жалобами родителей учащихся на нехватку рабочего времени у педагогов для активного коммуницирования, что обусловлено их недостаточной информированностью о режиме и специфике функционирования учреждения образования, несмотря на изобилие обозначенной информации в сети интернет и учебно-методических пособиях, представленных в свободном доступе и др.;
  • психологическими особенностями человеческих взаимоотношений: симпатиями, антипатиями участников образовательного процесса; культурными и этническими различиями; действиями руководителя, педагогов;
  • личностными особенностями участников образовательного процесса, неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, не коммуникабельностью, бестактностью;
  • снижением престижа педагогической профессии в обществе.

Эти факторы способствуют возникновению различных видов конфликтов: личностных, межличностных, внутригрупповых и межгрупповых.

Конфликт, независимо от его характера, конкретного содержания и вида, обязательно содержит в себе момент противостояния, столкновения противоречивых или несовместимых интересов, позиций, намерений. Конфликты в учреждении образования оказывают деструктивное воздействие на весь процесс образования и воспитания. Они не только снижают результативность педагогических усилий, но и ухудшают психологическое самочувствие учащихся. Многоплановость образовательного и воспитательного процесса обуславливает разнообразие возможных межличностных конфликтов и конкретных форм их протекания.

Наиболее эффективным способом разрешения конфликтов являются переговоры, для которых характерно, что стороны находят компромисс, получая хотя бы часть желаемого (рисунок). Важным инструментом управления конфликтами служит эффективная коммуникация.

Рис. Схема решения конфликтов

Основными условиями снижения конфликтогенности является формирование структурных компонентов культуры межличностного общения у учащихся в процессе взаимодействия со сверстниками, а также в диадах «педагог-родитель (законный представитель)», «педагог-учащийся».

Каждому специалисту, работающему в системе образования, необходимо овладеть культурой межличностного общения как универсальной характеристикой. Это позволит выйти на высокий личностный и профессиональный уровень, выполнив социальную задачу общества [1, с.150].

В настоящее время педагогам, родителям и детям не хватает элементарной конфликтологической культуры, не хватает знаний о конфликтах и конструктивных путях их решения [2, с.36]. Большинство участников образовательного процесса предпочитают решать возникающие сложные ситуации агрессивными методами, даже не задумываясь, что есть мирные пути выхода из конфликта, позволяющие найти компромисс и получить “выигрыш” всем.

Конфликт может возникать на любом уровне. Однако в основе любого конфликта лежит внутриличностный конфликт.

Внутриличностные конфликты могут быть не менее разрушительными, чем межличностные. Но и внутриличностный конфликт может дать положительный эффект, если послужит основой, толчком к изменению себя.

Каждому участнику образовательного процесса стоит в первую очередь обратить внимание на себя, а не искать виноватых. Требуется определенная смелость для того, чтобы признать свои недостатки, страхи, убеждения, перестать скрываться за масками своей “хорошести”. Пытаясь изменить другого, мы лишь тратим силы и время зря. Важно понять, что у каждого человека своя правда, свой мир, и навязывать ему свои убеждения и доказывать свою правду бесполезно.

Всем участникам образовательного процесса стоит понять, что причина конфликта в них, и только они сам определяют начало и конец конфликта.

Текст статьи
  1. Бондырева, С.К. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному [Текст] : учеб. пособие / С.К. Бондырева, А.А.Мурашов. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК». – 2007.– 384 с.
  2. Какун (Тукшумская), А.В. К вопросу о культуре межличностных отношений / А.В. Какун (Тукшумская) А.В. / под ред. ЕЛ. Левановой. //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования:межвуз. сб. науч. статей.–Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта,2ОО9.- С. 34-39
  3. Какун, А.В. К вопросу о коммуникативной культуре педагога / А.В. Какун // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии - Москва: Изд-во МПСИ,2009. – С.64-65.
  4. Сенько, Т.В. Психология взаимодействия: Часть третья: Личность в семейном социуме: Учебное пособие. – Мн.: Карандышев, 2000. – 288 с.
Список литературы