Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами целевые установки, одной из которых является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития [3, с 6].
Роль взрослого в дошкольном детстве бесспорно велика. Но для полноценного развития малышам недостаточно общения со взрослыми, так как даже самые плодотворные отношения детей с воспитателем являются неравноправными. В связи с этим становится очень важным общение в формате «ребенок – ребенок».
Педагоги ДОУ обратили внимание на потенциал взаимодействия детей разного возраста в условиях организованного общения в условиях дошкольного учреждения. Целью стало формирование опыта наставничества, взаимоотношений и сотрудничества, расширение зоны контактов детей в пределах ДОУ через различные виды деятельности.
Такой опыт взаимодействия способствует успешной социализации младших дошкольников, помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, даёт представление детей о детском саде и его ближайшем окружении, снимает тревожность, что способствует стабильному эмоциональному состоянию малышей, установлению добрых отношений между воспитанниками, стимулирует желание подражать старшим детям. В свою очередь, старшие дошкольники, выступающие в роли наставников, понимают свою значимость [1, с 23]. Формируя при этом позицию взрослого, дети становятся более внимательными и ответственными, развивается социальная активность, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в мероприятиях, играх, идет развитие положительной самооценки, уверенности в себе, что обогащает опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений с детьми разного возраста через совместную деятельность. Таким образом, эти отношения становятся обоюдовыгодными.
Необходимо учесть, что старшие дошкольники отправляются к малышам только на добровольной основе, юные шефы ведут свою деятельность вне времени отведенного на образовательную деятельность и режимные моменты в своей группе, обязательным является включение педагогического сопровождения, также важно формировать мобильные по составу группы детей старшего возраста с целью дать возможность осуществить им свои запросы в разных видах деятельности. Старшие дети для малышей более понятны, несут детскую игровую культуру и являются примерами для подражания, особенно удачным является момент, когда рядом присутствует брат или сестра из старших групп.
Игровая и театрализованная деятельность, формирование культурно-гигиенических навыков, экскурсии для малышей являются основными направлениями шефской работы в ДОУ.
Игра – основной и любимый вид деятельности дошкольников. Через разные виды игры дети овладевают новыми знаниями, навыками и умениями, старшие стараются донести до малышей информацию о безопасности и комфортности сада, его правилах и традициях.
- Работа начинается сознакомства и установления доброжелательных отношений между детьми разного возраста, проводятся различные игры на знакомство и сплочение детского коллектива «Клубочек», «Ласковое имя».
- Старшие дети показывают примеры игровых действий с игрушками. Это игры-демонстрации «Кукла Арина идет гулять», «Мишка ждет гостей», «Сломался грузовик», «Я – музыкант» и другие ситуации. [2, с 86].
- Кроме того, старшие дети приносят малышам свои игрушки, знакомят с ними, показывают игровые действия с ними. На базе функционирующей в ДОУ «Фабрики профессий» есть возможность показа элементов сюжетно-ролевых игр «Строители», «Парикмахерская», «Магазин», «Кондитерская фабрика» и др.
- Свободная игровая деятельность. Сюда же можно отнести и совместные игры-забавы на улице «Карусель», «Ловишки», «Дождик и солнышко», и совместную утреннюю зарядку. Малышам очень нравится, что упражнения показывают старшие. А старшие в свою очередь чувствуют себя взрослыми наставниками.
Театрализованная деятельность привлекает, удерживает внимание, но при этом даёт возможность его переключения, способствует выражению чувств, эмоций, переживаний, является эмоционально яркой. Возможно применение как полного рассказывания (проигрывания)с использованием кукол би-ба-бо, костюмов, масок сказок «Колобок», «Репка», так и отдельных театральных этюдов-образов «Девочка и котенок», «Две подружки», «Смелые мышки».
Отдельным элементом стоит создание мультфильмов для малышей. Старшие дошкольники, занимаясь в анимационной студии «Юный мультипликатор», создают мультфильмы, которые в дальнейшем могут смотреть воспитанники младших групп. Особый интерес вызывают мультфильмы «Улыбнись», «Кит и Павлин», «Чудо-манка».
При формировании культурно-гигиенических навыков, навыков самообслуживания дети наставники становятся незаменимыми помощниками воспитателю при индивидуальной трансляции инструкций и малышу, например, в каком порядке одеваться на улицу в разное время года, алгоритм правильного мытья рук. В рамках реализации парциальной программы «Азбука бережливости» старшие дошкольники уже познакомились с основными алгоритмами «Порядок в шкафу», «Аккуратная кроватка», а акция «Наведи порядок у друзей» дает возможность поделиться своими знаниями и умениями с малышами.
Важным элементом в работе юных наставников является экскурсионная работа в музее. На базе ДОУ ведут работу музей «Национальной кухни», где экскурсоводы из старших групп расскажут малышам о самоваре, кувшине и другой посуде. Особенностью музея «Игрушки» является периодическая смена тематики экспозиций: «Куклы», «Автомобильный транспорт», «Роботы», поэтому и темы экскурсий меняются. Данная деятельность помогает расширить представление малышей о дошкольном учреждении и вывести их за пределы группы, познакомит с основными, помещениями ДОУ.
Таким образом, старшие наставники закрепляют свои умения и знания, углубляют их и достигают уверенности в себе и своих способностях, беря на себя руководящую роль и «уча» младших, а младшие дети получают стимулы для обучения и развития от старших, наблюдают, усваивают и воспроизводят то, что умеют делать старшие, подражая им.