Все большее место в современном мире занимают информационные технологии. Становясь неотъемлемым спутником жизни людей, они позволяют органам государственной власти эффективно претворять в жизнь поставленные задачи, направленные на удовлетворение потребностей граждан, усовершенствование механизмов управления и контроля. Под воздействием стремительно развивающихся технологий существенную трансформацию претерпели ключевые финансовые институты. При этом российские налоговые органы одними из первых осознали необходимость идти в ногу с информационно-цифровым прогрессом и начали работу по внедрению новых технологий. В свою очередь, активно разрабатываемые и проходящие в настоящее время практическую апробацию инновационные технологии уже претендуют на роль ключевых инструментов в построении системы контроля и взаимодействия между государством в лице его фискальных органов с одной стороны, и налогоплательщиками, с другой. А процессы интернационализации и глобализации поставили мировое сообщество перед необходимостью разработки и внедрения современных инструментов налогового контроля не только на региональном, но и на международном уровне.
В последнее десятилетие Федеральной налоговой службой разрабатываются и активно внедряются современные инструменты налогового контроля. Среди них можно выделить систему АИС «Налог-3», обеспечившую создание единого информационного массива и подключение налоговых органов к внешним источникам информации, возможность качественного анализа деятельности налогоплательщиков, контроля его внешних и внутренних связей и товарно-денежных потоков. Важным с точки зрения контроля деятельности крупных налогоплательщиков со сложной структурой является ее подсистема - АСК НДС-2. Обеспечив процесс автоматизации перекрестных проверок налоговых деклараций по НДС, она позволила разделить налогоплательщиков на три группы налогового риска (высоки, средний, низкий). Это, в свою очередь, делает возможным применение риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности, что снижает нагрузку на добросовестных налогоплательщиков и повышает эффективность мероприятий налогового контроля.
Трудно переоценить значение технологии налогового автомата, которая обеспечивает оперативную обработку поступающих в налоговые органы документов и автоматизацию четко формализованных процедур налогового администрирования. Практическую значимость для налогоплательщиков эта система представляет в сфере регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так как позволяет существенно упростить и ускорить эти процедуру, обеспечить их реализацию в онлайн формате.
Технологии предоставления в онлайн-режиме сведений из публичных государственных реестров ЕГРЮЛ и ЕГРИП и частично уже воплощенный на практике проект «Прозрачный бизнес» позволяет налогоплательщикам самостоятельно через использование открытых и безвозмездных баз данных проверить себя и своих контрагентов на предмет налоговых рисков. Реализация указанных инструментов позволила устранить дисбаланс во взаимоотношениях между бизнес-структурами и налоговыми органами, так как в силу предоставленных законом возможностей по сбору информации последние находится в несравнимо более сильной позиции. Продемонстрированная налогоплательщикам готовность предоставить доступ к значимой для них информации демонстрирует готовность государства к взаимодействию и сотрудничеству в налоговой сфере.
Особый интерес для крупных интернациональных бизнес-структур представляет система маркировки и прослеживания товаров, предназначенная для контроля прохождения товаров от производителей или импортеров через торговые сети потребителям. И если интерес государства, обусловивший создание этой системы, заключается в усилении контроля рынка и повышении налоговых выплат, то добросовестным налогоплательщикам она полезна тем, что защищает производителей и потребителей от контрафактных товаров.
Эти и иные инновационные инструменты, внедренные в течение последних нескольких лет, позволяют с высокой эффективностью администрировать и контролировать деятельность как предприятий малого и среднего бизнеса, так и крупные национальные и международные бизнес-группы. Деятельность последних - предмет пристального внимания со стороны фискальных органов, поскольку именно их правонарушения, допущенные как умышленно, так и в силу несовершенства законодательства или некорректного его толкования, причиняют наибольший финансовый ущерб государству.
В связи с эти считаем важным особо отметить такой инструмент предупреждения налоговых правонарушений, как налоговый мониторинг, возможность возникновения которого также обусловлена современными технологиями. Проводимые в рамках налогового мониторинга взаимосогласительные процедуры – революционный для современной налоговой практики инструмент, свидетельствующий о развороте законодателя от императивного регулирования деятельности компаний к диалогу и сотрудничеству с налогоплательщиком. Отметим сразу, что эта форма налогового контроля в настоящее время применяется в отношении одной организации или ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков только в отношении тех доходов участников группы, которые учитываются при исчислении консолидированной базы по налогу на прибыль организации. Вместе с тем, положительно зарекомендовавшая себя практика применения этого инструмента позволяет сделать предположение о целесообразности рассматривать как единый объект налогового мониторинга группу компаний, заявившую о своей структуре и заинтересованности в налоговом контроле.
Перспективным для налоговой практики России можно назвать такой экспериментальный инструмент, как международная программа соответствия требованиям налогового законодательства (International Compliance Assurance Programme, ICAP). По данным Организации экономического сотрудничества и развития, представленным на форуме по налоговому администрированию в Сантьяго, к программе, стартовавшей в январе 2018 года, присоединились 18 стран. Россия стала участником программы в декабре 2019 года.
Суть программы заключается в том, что компаниям, которые подают страновую отчетность и имеют стратегию группового налогообложения и систему налогового контроля рисками на глобальном уровне, представляется возможность объяснить как она устроена представителям сразу всех налоговых служб стран своего размещения. Контролирующие органы оценивают риски компаний, такие как риски по трансфертному ценообразованию, риски, связанные с постоянным представительством, гибридные трансграничные схемы, налогообложение у источника и применение льгот по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Итогом такой оценки становится заключение от каждой задействованной налоговой администрации с изложением результатов оценки рисков, которым присваивается рейтинг и указанием на то, отсутствует ли необходимость привлечения в будущем ресурсов для дальнейшего анализа этих рисков в течение заявленного периода.
Значение программы ICAP для многонациональных корпораций заключается в том, что осведомленность относительно выработанных налоговыми администрациями совместных подходов к рискам налогоплательщика и налоговым последствиям совершаемых сделок позволит корпорации в дальнейшем избежать или существенно снизить количество налоговых споров и взаимосогласительных процедур.
Готовность стран к взаимодействию в вопросах предотвращения недобросовестного поведения налогоплательщиков демонстрирует интенсивное развитие механизмов обмена налоговой информацией. Механизм автоматического обмена налоговой информацией CRS был создан Организацией экономической безопасности и сотрудничества в 2014 году. Россия также присоединилась к ста странам, подписавшим соглашение об автоматическом обмене.
Соглашение представляет собой международный договор, который обязывает банки, брокеров, инвестиционные структуры и страховые компании стран, подписавших его, отправлять информацию о счетах нерезидентов местным налоговым органам, которые, в свою очередь, передают данные налоговым органам тех стран, резидентами которых являются владельцы счетов. Помимо этого относительно нового инструмента, широко применяется уже ставший классическим способ получения информации посредством обмена информацией между странами по запросу налогового органа, который осуществляется в отношении конкретного лица, компании, группы компаний, операции или сделки.
Подводя итог сказанному, можно сделать следующие выводы.
Современные инструменты налогового контроля позволяют эффективно выявлять недобросовестных участников экономических отношений и своевременно предпринимать меры для воспрепятствования их деятельности.
Разработанный и уже внедренный инструментарий позволяет обеим сторонам – контролирующим организациям и налогоплательщикам – существенно сократить время и ресурсы на административные процедуры, повышая прозрачность и предсказуемость во взаимоотношениях.
Наиболее важной, с нашей точки зрения, представляется возможность выстраивания доверительных отношений налоговых органов с добросовестными налогоплательщиками, позволяющая своевременно оценить последними свои налоговые риски и минимизировать их посредством взаимосогласительных процедур и современных информационно-технологических инструментов.
Перспективы дальнейшего развития инструментов контроля за деятельностью групп компаний видятся нам в дальнейшей их цифровизации, усовершенствовании и расширении налогового мониторинга, выработке на межгосударственном уровне единых подходов к налогообложению и методов контроля международных бизнес-структур, а также в непрерывном и непосредственном взаимодействии контролирующих органов с налогоплательщиками.