Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования
Методические рекомендации по формированию патриотических чувств у обучающихся с ...

Методические рекомендации по формированию патриотических чувств у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) в ходе воспитательного события «Люби и знай родной свой край»

Автор(-ы):

Селиванова Ольга Александровна

Кузнецова Наталья Алексеевна

Ковтун Анна Николаевна

Лукашева Елена Павловна

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

патриотизм
школа-интернат
интеллектуальная недостаточность
воспитательное событие

Аннотация статьи

В статье приведены методические рекомендации по формированию патриотических чувств у обучающихся специальной общеобразовательной школы-интерната. Формирование патриотизма у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) затруднено из-за слабости интеллектуальной и волевой сферы. Статья будет полезна для педагогов, работающих с данной категорией обучающихся в школах-интернатах и детских домах.

Текст статьи

«В соответствии с Законом Российской федерации «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-целостной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении» [4, с 22]. Воспитательные задачи у детей с интеллектуальной недостаточностью решаются на более элементарном уровне. У этих детей слабость интеллектуальной и волевой сферы затрудняет выработку высших нравственных качеств. В современном мире гражданско- патриотическое воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных. В Федеральном государственном образовательном стандарте подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания и не стоит преуменьшать важность формирования патриотизма у детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью). Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Для успешной интеграции в обществе у обучающихся специальной школы должны быть сформированы нравственные и патриотические качества личности. В Новооскольской специальной общеобразовательной школе-интернате обучаются и проживают дети с ограниченными возможностями здоровья – дети с умственной отсталостью и инвалидностью по заболеванию, есть категория детей оставшихся без попечения родителей и сироты. Конечно, есть трудности в работе с такими детьми, многие дети испытывали дефицит эмоционального общения в раннем возрасте, дети не получали опыт социального общения, у них не сформирована система эмоционального реагирования. Опираясь на исторический опыт предков, на культурные традиции русского народа, семейные традиции, любовь к Родине и своему народу, следует учитывать, что у многих детей отсутствует опыт семейного бытия и отсутствует чувство любви к чему-либо или кому-либо. Но в условиях правильно поставленной работы можно сформировать стойкие нравственные качества у детей с ОВЗ.

Чтобы повысить результативность патриотического воспитания обучающихся с нарушением интеллекта, следует уже в начальной школе формировать патриотические чувства. В педагогической теории В.А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным. Он считал, что сущностью человеческой жизни, основой для активной жизненной позиции является любовь к Отечеству: «Сердцевина человека – любовь к Отечеству – закладывается в детстве. … Ребенку, подростку не просто приятно, когда добро торжествует. Торжество добра, красоты, истины – это для него личное счастье. Формирование патриотической сердцевины человека как раз заключается в том, чтобы он постиг это счастье» [2, с 86]. Любовь к родине в младших классах начинается с формирования любви к родному языку, отношению к труду и любви к природе, своему родному краю, к своей малой родине. Сформированные качества личности и пережитые события в детстве отличаются большой психологической устойчивостью. «Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда является одной из важнейших задач современной школы» [1, с.3]. В данной разработке воспитательного события учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. Инклюзивное образование побуждает использовать в воспитательном событии материалы, которые могут быть применимы для детей с разными ступенями образования. Это дает возможность проявления своих способностей каждому ребенку, независимо от уровня интеллектуального развития.

Конспект воспитательного события «Люби и знай родной свой край»

Цель: Продолжать развивать интерес к родному городу, его достопримечательностям, закрепить понятие «Родина», подвести к мысли любить Родину – это, значить знать её историю, делать для нее все, что можешь (люби её, береги, защищай, трудись).

Задачи:

  • Расширять представление детей о нашем городе.
  • Продолжать развивать диалогическую форму речи.
  • Обогащать словарный запас словами: Россияне, Новооскольцы, Родные просторы.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любовь к близким людям, к родине, чувство гордости за свою малую Родину.

Предварительная работа:

Цикл бесед о нашем крае и городе, экскурсии к достопримечательностям города, в музей, целевые прогулки на ближайшие улицы. Просмотр фильма о городе. Чтение и заучивание стихов о городе, о Родине, изготовление поделок.

Ход занятия:

Воспитатель: Доброе утро, дорогие телезрители!

Вас приветствует, новооскольское телевидение. Надеемся, что день будет добрым, потому что наша передача посвящена любимому городу.

(Прослушать «Гимн Нового Оскола»)

Прислушайтесь к звучанию слова Родина? Каким словам близко это слово?

Дети: Близко таким словам как: родная, родня, родственник.

Воспитатель: о ком мы так говорим?

Дети: Мы говорим о маме, о папе, о бабушках, о дедушках, сестрах, братьях.

Воспитатель: когда мы произносим, эти слова от них веет чем?

Дети: теплом, уютом, спокойствием.

Воспитатель: так и наша Родина – это что?

Дети: место, где мы родились, где живем, где стоит наш дом, где живут наши друзья, где нам тепло и уютно.

Воспитатель: хорошо, когда люди любят свою Родину. От этой любви она становиться богаче и сильнее. Как вы думаете, что значит любить Родину?

– Это….

Дети:

  • Любить Родину – это значит знать её, как знаем мы о тех, кого любим.
  • Стараться все сделать для неё, чтобы ей было хорошо, как мы стараемся для тех, кого мы любим.
  • Защищать её и жалеть, когда ей трудно, как встают на защиту друг друга близкие люди в трудную минуту.
  • Беречь каждый кустик, каждое дерево, не загрязнять леса, реки, улицы и города.

У нашего города есть свой герб. Давайте рассмотрим, что изображено на нём?

Вырезуб – это рыба семейства карповых, водилась только в реке Оскол. Из Нового Оскола вырезуб поставляли рыбаки в Москву для того, чтобы свежая рыба подавалась к столу царя и вельмож (богатых людей), а также иностранных послов и заморских гостей. Сейчас вида этой рыбы не существует. Такая вкусная она была, что её всю из реки Оскол выловили. Теперь вы знаете историю нашего герба и такой замечательной рыбки. Так как же её называют? (Вырезуб)

(Дети читают стихотворение)

Этот город - похожий на сказку,

Здесь леса и дубы – колдуны,

И в закатных купаются красках

Все пейзажи родной стороны.

В этом городе звёзды мерцают,

В этом городе зори цветут.

В этом городе солнце сверкает,

И его облака стерегут.

И поёт по – над городом песни

Светлый ветер серебряных труб,

И хвостом потихонечку плещет

Рыба – царь. Рыба – свет – вырезуб.

Есть улицы центральные, красивые и важные

С нарядными витринами и окнами домов.

А я люблю, нешумные, люблю одноэтажные

От их названий ласковых становиться теплей. (звучит песня)

Воспитатель: скажите, пожалуйста, на какой улице находиться наша школа?

Дети: на улице Белгородской.

Воспитатель: А кто знает почему она так называется?

Дети: в честь областного города Белгород.

Как называется улица, на которой вы живете? (Ответы детей)

Теперь в нашей программе телевикторина «Угадай-ка».

Ты попробуй, угадай-ка

Сложное задание

Приложи старание.

  1. Мы живем в России, значит мы? - Россияне!
  2. А жители нашего города, как называют? - Новооскольцы!
  3. Белгород – это что? (Областной город)
  4. Это красивое здание находиться в конце улицы Успенской, на нем есть купол и колокол. Иногда оттуда доносится колокольный звон? …Это церковь!
  5. Трехэтажное здание расположено на улице Белгородская. Каждое утро родители приводят своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом? …

Дети: Это наша школа-интернат.

Спасибо Вам за игру!

Реклама.

В нашем городе крупнейшее предприятие ЗАО "Приосколье" – российская сельскохозяйственная компания, один из крупнейших производителей мяса птицы в РФ. Компания была основана в 2003 году в Белгородской области бизнесменом Геннадием Бобрицким. Мощности птицефабрик компании рассчитаны на производство до 600 тысяч тонн куриного мяса (28 откормочных площадок) и 440 тысяч яиц в год.

Пришло время рекламы (Дети рекламируют поделки посвященные предприятию «Приосколье»).

Вот и подошел к концу наш телеэфир. Мне очень приятно, что вы любите свой город. Всегда любите и берегите наш город, чтобы он был ещё лучше и красивее. Спасибо за внимание!

Список литературы

  1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! Классные часы и внеклассные мероприятия: 1-11 классы. - М: ВАКО, 2008. – 368с.
  2. Сухомлинский В.А. Родина в сердце. - М.,1980
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки российской Федерации от 06.10.2009 г. №373.
  4. Худенко Е.Д. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: пособие для воспитателей и учителей / Худенко Е.Д., Гаврилычева Г.Ф., Селиванова Е.Ю., Титова В.В. - М.: АРКТИ, 2005. – 312с.

Поделиться

3068

Селиванова О. А., Кузнецова Н. А., Ковтун А. Н., Лукашева Е. П. Методические рекомендации по формированию патриотических чувств у обучающихся с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью) в ходе воспитательного события «Люби и знай родной свой край» // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 138-142. URL: https://apni.ru/article/2436-metodicheskie-rekomendatsii-po-formirovaniyu

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля