Тьюторство как оригинальная педагогическая позиция философии организации педагогического процесса зародилось в средневековых европейских университетах XII-XIV веках. Но только в XX-XXI веках оно получило широкое признание и востребованность, возродившись во всех сферах образовательных практик цивилизованных сообществ.
С развитием истории воспитательные функции тьютора постепенно расширялись, и вскоре добавилась помощь подопечным в образовательном процессе, самоопределении и развитии учеников [1].
Однако говорить о тьюторстве, как о феномене в образовании, можно говорить о том, как возник в Великобритании в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. В те времена в английских университетах тьюторы, выполняя функции наставников, были необходимым связующим звеном между профессорами и студентами.
Тьютор – «tutor» - в переводе с английского – педагог-наставник. Тьютор-наставник выступал посредником между преподавателем и обучаемым, помогающим в вопросах обучения, способным создать благоприятные условия в образовательной среде для его самостоятельного осмысленного учения и осуществлять достижение образовательной цели [1].
Одним из обновлений в образовании можно считать тьюторское сопровождение.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных интересов и мотивов обучающегося, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии.
В конце XX века состояние и характер образования определились социальными и экономическими условиями, сложившимися в разных странах (Англия, Германия, США).
Основными предпосылками тьюторского сопровождения является гуманизация процесса обучения – одно из основных направлений совершенствования образования. В 1978 году ЮНЕСКО разработала рекомендации о воспитании детей в духе мира и взаимопонимания [2]. Принцип гуманизма признан основополагающим критерием общественного прогресса. Было рекомендовано обеспечить воспитание детей в духе уважения к людям и их правам.
Также одной из главных тенденций развития образования в мире становится повышение его качества. Поэтому на первый план выдвигается проблема содержания образования и создание образовательных стандартов. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ и стандартов, которые имеют другой состав, структуру и форму.
Процессы, ставшие причиной модернизации образования, также отнесены к предпосылкам появления модели тьюторства. Во второй половине XX века последний этап модернизации образования приобрел глобальный характер. Результатом стало принятие Болонской доктрины в 1999 году. Болонский процесс- важнейший компонент сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства образования. Модернизация образования отражает стремительное развитие науки и техники и идет по двум направлениям: обновление традиционным дисциплин; введение новых, не изучавшихся ранее.
Проблема второгодничества является критерием образовательных систем, которые слабо используют стратегии индивидуальной поддержки слабого обучающегося. Также второгодничество подразумевает значительные затраты бюджета на обучение. В дополнение к финансовым затратам, второгодничество является источником напряжения для обучающегося, рассматривается не как дополнительная образовательная возможность, а как личное наказание.
Во многих странах государственными задачами становится включение детей в активную деятельность, стремление к самообразованию и развитие его творческих способностей.
Постепенно изменяются методы обучения. Монолог учителя заменяется диалогом, беседой, дискуссией. Методы обучения выполняют решающую роль в развитии творческой деятельности обучающегося.
В России становление тьюторского сопровождения связано с процессом интеграции ее в мировое образовательное пространство, с возможностью получения образования всеми.
Термин «тьютор» был введен Т.М. Ковалевой. Тьютор – педагог, который способствует формированию и реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося [3]. Акцент делается не только на обучение, но и на практическое применение знаний, умений и навыков.
Как новая профессиональная практика идеология тьюторства формировалась в Томске. Экспериментальная работа по внедрению системы педагогической поддержки детей в образовательном процессе – тьюторстве – началась в 1991 году в школе «Эврика-развитие». Разработаны функциональная обязанности тьюторов, а также подходы к построению тьюторской программы, которые ориентированы на индивидуализацию образования.
В российском образовании приоритетным становится формирование эрудированной, свободной личности, обладающей широким кругозором, нравственным сознанием.
Изменения стандартов качества образования, изменения культурной и социальной реальности обуславливают появление профессии тьютора. В нашей стране принцип индивидуализации становится главным в образовании. Тьюторская деятельность только проходит свой естественный путь развития.