Главная
АИ #20 (47)
Статьи журнала АИ #20 (47)
Социокультурные и теоретические обоснования становления и развития тьюторского с...

Социокультурные и теоретические обоснования становления и развития тьюторского сопровождения в зарубежном и отечественном образовании на рубеже XX-XXI вв.

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

тьютор
тьюторское сопровождение
индивидуализация

Аннотация статьи

В статье рассматриваются социокультурные и теоретические предпосылки становления и развития тьюторского сопровождения. В работе отслеживаются развитие тьюторского сопровождения и степень актуальности в настоящее время. Даны определения понятий «тьютор», «тьюторское сопровождение».

Текст статьи

Тьюторство как оригинальная педагогическая позиция философии организации педагогического процесса зародилось в средневековых европейских университетах XII-XIV веках. Но только в XX-XXI веках оно получило широкое признание и востребованность, возродившись во всех сферах образовательных практик цивилизованных сообществ.

С развитием истории воспитательные функции тьютора постепенно расширялись, и вскоре добавилась помощь подопечным в образовательном процессе, самоопределении и развитии учеников [1].

Однако говорить о тьюторстве, как о феномене в образовании, можно говорить о том, как возник в Великобритании в XIV веке в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже. В те времена в английских университетах тьюторы, выполняя функции наставников, были необходимым связующим звеном между профессорами и студентами.

Тьютор – «tutor» - в переводе с английского – педагог-наставник. Тьютор-наставник выступал посредником между преподавателем и обучаемым, помогающим в вопросах обучения, способным создать благоприятные условия в образовательной среде для его самостоятельного осмысленного учения и осуществлять достижение образовательной цели [1].

Одним из обновлений в образовании можно считать тьюторское сопровождение.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, которая направлена на выявление и развитие образовательных интересов и мотивов обучающегося, поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирование учебной и образовательной рефлексии.

В конце XX века состояние и характер образования определились социальными и экономическими условиями, сложившимися в разных странах (Англия, Германия, США).

Основными предпосылками тьюторского сопровождения является гуманизация процесса обучения – одно из основных направлений совершенствования образования. В 1978 году ЮНЕСКО разработала рекомендации о воспитании детей в духе мира и взаимопонимания [2]. Принцип гуманизма признан основополагающим критерием общественного прогресса. Было рекомендовано обеспечить воспитание детей в духе уважения к людям и их правам.

Также одной из главных тенденций развития образования в мире становится повышение его качества. Поэтому на первый план выдвигается проблема содержания образования и создание образовательных стандартов. В последнее десятилетие создается новое поколение учебных программ и стандартов, которые имеют другой состав, структуру и форму.

Процессы, ставшие причиной модернизации образования, также отнесены к предпосылкам появления модели тьюторства. Во второй половине XX века последний этап модернизации образования приобрел глобальный характер. Результатом стало принятие Болонской доктрины в 1999 году. Болонский процесс- важнейший компонент сближения и гармонизации систем образования стран Европы с целью создания единого европейского пространства образования. Модернизация образования отражает стремительное развитие науки и техники и идет по двум направлениям: обновление традиционным дисциплин; введение новых, не изучавшихся ранее.

Проблема второгодничества является критерием образовательных систем, которые слабо используют стратегии индивидуальной поддержки слабого обучающегося. Также второгодничество подразумевает значительные затраты бюджета на обучение. В дополнение к финансовым затратам, второгодничество является источником напряжения для обучающегося, рассматривается не как дополнительная образовательная возможность, а как личное наказание.

Во многих странах государственными задачами становится включение детей в активную деятельность, стремление к самообразованию и развитие его творческих способностей.

Постепенно изменяются методы обучения. Монолог учителя заменяется диалогом, беседой, дискуссией. Методы обучения выполняют решающую роль в развитии творческой деятельности обучающегося.

В России становление тьюторского сопровождения связано с процессом интеграции ее в мировое образовательное пространство, с возможностью получения образования всеми.

Термин «тьютор» был введен Т.М. Ковалевой. Тьютор – педагог, который способствует формированию и реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося [3]. Акцент делается не только на обучение, но и на практическое применение знаний, умений и навыков.

Как новая профессиональная практика идеология тьюторства формировалась в Томске. Экспериментальная работа по внедрению системы педагогической поддержки детей в образовательном процессе – тьюторстве – началась в 1991 году в школе «Эврика-развитие». Разработаны функциональная обязанности тьюторов, а также подходы к построению тьюторской программы, которые ориентированы на индивидуализацию образования.

В российском образовании приоритетным становится формирование эрудированной, свободной личности, обладающей широким кругозором, нравственным сознанием.

Изменения стандартов качества образования, изменения культурной и социальной реальности обуславливают появление профессии тьютора. В нашей стране принцип индивидуализации становится главным в образовании. Тьюторская деятельность только проходит свой естественный путь развития.

Список литературы

  1. Баркова В.В., Цилицкий В.С. Становление концепта «Тьюторская деятельность» в философии образования Средних веков/ Социум и власть. 2018. № 2 (70). С. 96–102.
  2. Сергейко С.А. История образования и педагогической мысли Учебное пособие по одноименному курсу для слушателей специальности 1-080171 "Педагогическая деятельность специалистов ИПО". – Гродно: ГрГУ, 2010. – 180 с.
  3. Щедровицкий П.Г. Выступление на открытии конференции // Тьюторство: идея и идеология: материалы 1й межрегиональной тьюторской конференции Томск, 1996. 128 с.

Поделиться

1702

Михайлова В. В. Социокультурные и теоретические обоснования становления и развития тьюторского сопровождения в зарубежном и отечественном образовании на рубеже XX-XXI вв. // Актуальные исследования. 2021. №20 (47). С. 90-91. URL: https://apni.ru/article/2440-sotsiokulturnie-i-teoreticheskie-obosnovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Образование, педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря