Введение. Современный бизнес активно использует социальные сети для продвижения своего бренда (товаров, услуг). Социальные сети стали являться неотъемлемой частью жизни людей. Согласно исследованиям Федерального агентства новостей доля жителей РФ, зарегистрированных в социальных сетях, увеличилась вдвое за последние 6 лет. 59% россиян зарегистрировано в соцсетях и 54% тратят на них больше часа [1]. Согласно статистике, 89% пользователей интернета ежедневно посещают социальные сети, обмениваются информацией и мнениями о товарах, компаниях, услугах, делятся своими мыслями и впечатлениями [2]. Все это еще раз доказывает, насколько широк потенциал при эффективном использовании социальных сетей для продвижения бизнеса.
Основная часть. Потенциал использования социальных сетей в маркетинге обеспечивает рост продаж компании. Способствует качественному и количественному улучшению трафика. Служит для создания бренда и проработки его имиджа. Может нейтрализовать негативную репутацию. Повышает степень узнаваемости товара. Расширяет круг постоянных клиентов. Может быть использован в целях ретаргетинга.
Большинство современных российских компаний активно используют социальные сети для продвижения своего бизнеса. Как показали данные исследования, 78,5% организаций имеют свои аккаунты в социальных сетях, а 9,9% компаний собираются их создать. Если фирма не представлена в социальных сетях, то она ухудшает свой имидж и репутацию.
Далее рассмотрим, какие социальные сети в настоящее время наиболее часто используются предпринимателями в целях продвижения своих услуг. В конце 2017 года Smart Insights был проведён опрос среди представителей бизнеса, в котором поинтересовались, какие из социальных сетей представляют для них наибольшую ценность. Выяснилось, что среди B2C-компаний (т.е. бизнес для частных лиц) самыми эффективными считаются Facebook (93% респондентов), YouTube (82% опрошенных), а также Instagram (78% респондентов). На сегодняшний день самой популярной платформой для продвижения бизнеса по мнению SMM-менеджеров из России является социальная сеть Instagram [3].
В тоже время для B2B-компаний (бизнес для бизнеса) данные несколько отличаются. Самыми эффективными социальными сетями здесь являются Linkedln (93% респондентов), Twitter (83% респондентов), Facebook (82% респондентов), YouTube (81% респондентов), Instagram (40 % респондентов) [4]. Однако, материалы исследований Л.Н. Кравченко и В.Н. Лесковец несколько расходятся с вышеприведенными данными. Авторы позиционируют, что в большей мере компании, которые имеют свои аккаунты в социальный сетях, представлены во «Вконтакте» (72,4%). На втором месте – «Одноклассники» (38%), на третьем – «Facebook» (36,8%). Это обусловлено популярностью ресурсов среди интернет-пользователей. Ежедневно сайт «ВКонтакте» посещают 22,1 млн. человек, сеть «Одноклассники» – 13,1 млн., Facebook – 4,2 млн., Twitter – 1,4 млн. человек. [1]
В исследовании О.С. Медведевой и Е.В. Лукашиной также на первом месте по количеству активных пользователей находится «ВКонтакте» (21,6 млн. чел.), но вот на втором – Instagram (2,4 млн. чел), на третьем – Twitter (1,6 млн. чел.), на четвертом – «Одноклассники» (1,4 млн. чел.), а на пятом – Facebook (1,1 млн. чел) [4].
Интересно отметить, что различные социальные сети имеют различную целевую аудиторию, которая отличается по социально-демографическим признакам. Рассмотрим данные различия.
Таблица
Целевая аудитория социальных сетей
Социальная сеть |
Активные пользователи, млн. чел. |
Пол, % |
Возрастная группа с наибольшим удельным весом |
Уровень дохода | |
Мужчины |
Женщины | ||||
ВКонтакте |
21,6 |
41,9 |
58,1 |
18-24 |
средний |
|
2,4 |
22,6 |
77,4 |
н/д |
н/д |
|
1,6 |
50,6 |
49,4 |
н/д |
высокий |
Одноклассники |
1,4 |
30,8 |
68,2 |
25-34 |
средний |
|
1,1 |
43,7 |
56,3 |
25-34 |
высокий |
Для продвижения бизнеса представители SMM-маркетинга рекомендуют использовать в первую очередь социальную сеть Instagram. Данная социальная сеть по активности пользователей находится на втором месте в РФ и ее русскоязычная аудитория быстро растет.
На данный момент в Instagram имеются как платные, так и бесплатные методы рекламы. К бесплатным методам относятся:
- масслайкинг, суть которого заключается в том, что вы ставите отметки «нравится» всем людям подряд или своей целевой аудитории;
- массфоловинг – это подписка на большое количество людей;
- сообщения в Директ. Данный метод так же требует усидчивости и времени, но зато тоже может неплохо помочь в продажах и продвижении.
Среди платных способов выделяют:
- рекламу у блогеров;
- реклама-таргет;
- Giveaway – это розыгрыш или викторина, для участия в которой необходимо выполнить ряд определенных условий [5].
Преимуществами рекламы в Instagram являются:
- низкая стоимость рекламной кампании и лида обходится по сравнению с другими популярными ресурсами из-за меньшего количества конкурентов и лояльной ценовой политики;
- высокая активность пользователей. Согласно исследованиям компании Kenshoo, в Instagram в 2,5 раза более частые переходы по рекламе в сравнении с пользователями других социальных сетей;
- функционал сервиса позволяет использовать для рекламы в сети Instagram огромную базу данных, собранную в Фейсбуке;
- пользователи Instagram намного более лояльны к рекламируемым брендам в сравнении с аудиторией ВКонтакте или Фейсбука;
- постоянно растущее число активных пользователей при уже имеющейся внушительной базе позволяет рассчитывать на быстрый рост количества подписчиков – потенциальных клиентов/покупателей.
Продвижение компании через социальные сети имеет как преимущества, так и недостатки.
Недостатками использования социальный сетей как канала коммуникаций являются:
- относительно ограниченные возможности;
- невозможность продвижения для ряда сфер (например, услуги бурения, продажа станков и т.д.);
- сложность в расчете конечной стоимости продвижения продукта в социальных сетях;
- необходимость постоянного обновления контента;
- Основными преимуществами использования социальных сетей являются:
- отсутствие первоначальных финансовых затрат;
- невысокая стоимость рекламной компании;
- широкий охват аудитории;
- низкие требования к опыту и знаниям;
- ускоренное доведение информации до потребителя.
Выводы. Таким образом, социальные сети являются эффективным механизмом продвижения бизнеса. Они позволяют повысить привлекательность бизнеса, увеличить поток клиентов, стимулировать рост продаж и прибыли организации.