В современном образовательном пространстве, сформировавшем контекст сохранения стратегически важных специальностей, значимую роль приобрели программы профессионального образования в сфере служебной деятельности. Подготовка этих специалистов обусловлена формированием профессиональных компетенций, имеющих существенное значение для решения служебных задач. С целью совершенствования реализации программ, как высшего образования, так и среднего профессионального образования в этой сфере предлагается рассмотреть основные проблемы мониторинга сформированности психологических компетенций. Такой мониторинг теоретически представлен в виде педагогической системы, включающей внешние и внутренние факторы развития образовательной среды, имеющие специфические для служебной деятельности психолого-педагогические условия организации этого процесса [1, с. 27-29]. Поэтому мониторинг должен базироваться на модели, выступающей основой совершенствования образовательного процесса – модели психологического обеспечения служебной деятельности.
Понятие психологического обеспечения служебной деятельности впервые было введено в 1982 году известным отечественным ученым А.М. Столяренко. Он определил это понятие как «систему оперативного, полного и правильного использования достижений и возможностей психологической науки, практических психологов в процессе решения управленческих и оперативно-служебных задач» [3, с. 463]. С этого времени оно является базовым в раскрытии специфики деятельности правоохранительных органов. За почти сорок лет произошло интенсивное накопление теоретического материала и практического опыта служебной деятельности в различных регионах и ведомствах. Уже в период 90-х гг. ХХ в. появились научные концепции и подходы, которые определили фундаментальное содержание системы психологического обеспечения служебной деятельности, а также на государственном уровне обосновали ее практическую значимость [2, с. 63-68].
Это внесло свои коррективы в процесс реформирования системы профессионального образования в нашей стране, поскольку в 2011 году был утвержден и введен в действие первый ФГОС по специальности 030301 Психология служебной деятельности (после 2016 года – 37.05.02 Психология служебной деятельности), который позволил осуществлять подготовку психологов для правоохранительных органов и силовых ведомств в различных вузах нашей страны. Впоследствии в образовательных программах и учебных планах появились дисциплины по психологическому обеспечению служебной деятельности. В ведомственных вузах были определены общие стратегические цели по получению сотрудниками правоохранительных органов служебно-ориентированного психологического образования [4]. Основой совершенствования образовательного процесса в среднем профессиональном образовании является определение содержания этих стратегических целей и их последовательная реализация при подготовке юридическими полицейскими колледжами специалистов среднего звена в сфере служебной деятельности.
С 2014 года в среднем профессиональном образовании действуют требования ФГОС по юридическим специальностям (40.02.01 Право и организация социального обеспечения; 40.02.02 Правоохранительная деятельность) к формированию психологических компетенций, определяющих готовность к служебной деятельности и способность к решению служебных задач. В образовательных программах и учебных планах таких организаций присутствуют психологические дисциплины, которые дают возможность качественного дополнения и углубления подготовки юристов, определяемой содержанием обязательных дисциплин. Успешность мониторинга при реализации программ профессионального образования для подготовки специалистов в сфере служебной деятельности определяется конкретными психолого-педагогическими условиями.
Во-первых, содержание реализуемых образовательных программ должно представлять собой комплекс согласованных и направленных на достижение соответствующих результатов учебных и воспитательных задач, что успешно реализуется в среднем профессиональном образовании и имеет недостатки при реализации образовательных программ в высшем образовании. Если предположить, что ведущей идеей совершенствования образовательного процесса здесь является качественное формирование компетенций, то последние годы нашей работы были определены исключительно спецификой контингента поступающих, а в качестве теоретико-методологического основания применялась модель профессиональной компетентности, разработанная еще в начале 2000-х годов [5]. Однако требования ФГОС по специальности 37.05.02 Психология служебной деятельности определяют формирование совокупности компетенций, большая часть из которых является профессиональными компетенциями и относится к практической деятельности. Очевидно, что компетенциями и видами деятельности определены принципы организации учебного процесса и наполнение содержанием учебного плана и рабочих программ дисциплин, но для выполнения требований стандарта этого недостаточно. При поиске пути решения этой проблемы сугубо внутри системы высшего образования представляется, что необходимо достичь оптимального соотношения существующей современной практики психологического обеспечения служебной деятельности и содержания учебного материала в преподаваемых академических дисциплинах.
Во-вторых, кадровое обеспечение образовательного процесса должно быть ориентировано на качественное повышение квалификации педагогических работников, имеющих только профильное образование по преподаваемой дисциплине или только практический опыт работы в правоохранительных органах. Например, систематический анализ содержания дисциплин по психологическому обеспечению служебной деятельности в системе подготовки психологов для Вооруженных сил Российской Федерации привели к осознанию серьезных отличий в системах подготовки ведомственных и гражданских вузов страны. В трудах ведущих отечественных ученых, имеющих передовой опыт подготовки таких специалистов, большое внимание уделяется квалификационной составляющей образа выпускника, которая должна базироваться на ее функциональном предназначении для служебной деятельности, а не на решении фундаментальных или методологических проблем научного исследования. Хотя, на сегодняшний день, эта проблема частично решается за счет смешанного кадрового состава служебных подразделений (начальствующий состав имеет ведомственную подготовку, а сотрудники являются выпускниками гражданских вузов), в реализации образовательных программ гражданскими вузами существенно продолжает превалировать «принцип узкой специализации» [2, с. 2]. Как правило, этот принцип жестко регламентирован современными учебными планами в гражданских вузах, структура которых реализовывалась еще с начала 2000-х годов в многоуровневых образовательных программах, имеющих специализации (например, специализацию «юридическая психология»), тогда как условия профессиональной среды в служебной деятельности с каждым годом повышают требования к психологическим возможностям и личностным качествам специалиста. Конечно, такие специфические условия могут быть созданы не только за счет соответствующей внутренней образовательной среды ведомственных вузов, которую практически невозможно реализовать при подготовке гражданских кадров. Большое значение имеет применение практико-ориентированного обучения с привлечением высококвалифицированных специалистов, способных не просто осуществлять педагогическую деятельность, а иметь реальный практический опыт правоохранительной работы, быть личностно и профессионально ориентированными на служебную деятельность. Такие условия могут быть созданы и за счет пересмотра содержания учебных планов в сторону востребованных правоохранительными органами и другими структурами регионов практических дисциплин, качественно формирующих необходимые для осуществления служебной деятельности профессионально-специфических компетенций, а также создания сетевой системы прохождения студентами производственных и преддипломных практик в правоохранительных органах.
В-третьих, образовательный процесс в ходе реализации профессиональных модулей и профессиональных дисциплин должен осуществляться с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся. Несмотря на имеющийся обширный опыт профессиональной подготовки специалистов в сфере служебной деятельности, а также имеющиеся позитивные тенденции и существование ряда повсеместно принятых научных идей, подходов и систем по совершенствованию правоохранительной деятельности и работы ведомственных служб, недостаточно разработанными остаются такие вопросы, как понятие и психологические особенности служебной деятельности, а, главное, психологические условия достижения ее эффективности [4, с. 22-27]. Также следует отметить, что остается невысоким темп развития психологии служебной деятельности как дисциплины, базирующейся на совокупности конкретных психологических технологий и методов работы с личностью специалиста, а также на теоретических обобщениях результатов научно-исследовательской работы в этой сфере. Причиной сложившейся ситуации является недостаточное применение дифференцированного подхода к изложению теоретических основ и отдельных практических аспектов организации работы в правоохранительных органах [5, с. 31-34]. В среднем профессиональном образовании при подготовке юристов учет индивидуально-психологических особенностей обучающихся часто представлен в виде тренировки элементов служебной деятельности, поскольку на них базируется профессионально-психологическая подготовка. В высшем образовании встречаются случаи, когда дисциплины: «Физическая культура», «Начальная профессиональная подготовка и введение в специальность», «Безопасность жизнедеятельности», «Специальная техника», «Огневая подготовка» оказываются ненаполненными содержанием, ориентированным на служебную деятельность, что, в свою очередь, предопределяет несформированность нужных профессиональных компетенций для изучения последующих дисциплин и вынуждает уже на выпускных курсах сочетать его с индивидуальным содержанием по запросу обучающихся.
В-четвертых, применение совокупности традиционных и современных образовательных технологий и методов обучения должно быть направлено на повышение психологической готовности специалистов осуществлять служебную деятельность. В этом отношении положительный опыт достигнут в применении модели психологического обеспечения служебной деятельности. Здесь центральным положением выступает реализация системы психологического обеспечения служебной деятельности, а также вариативность уровней, направлений и форм психологической работы. Это, в свою очередь, позволяет говорить о необходимости интеграции целей, задач и методов психологической работы в общую модель психологического обеспечения служебной деятельности. В среднем профессиональном образовании при подготовке юристов такая психологическая модель направлена на обеспечение служебной деятельности будущего сотрудника правоохранительных органов и позволяет обеспечивать преемственность с образовательными программами профессиональной подготовки МВД России. В существующем виде применяемая модель в системе высшего образования направлена только на психолога и определение исключительного статуса психологических методов, которые зачастую он использует для решения только частных научных и методических задач.
Таким образом, несмотря на обширность и глубину исследований, посвященных данной проблеме, следует констатировать, что проблемы организации мониторинга при реализации программ профессионального образования для специалистов в сфере служебной деятельности не являлись предметом специального изучения. Для их разрешения требуется устранение существенного противоречия между потребностью государства и общества в квалифицированных специалистах в сфере служебной деятельности и необходимостью обеспечения высокого качества усвоения рассмотренных программ профессионального образования.