Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами детской литературы

Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами детской литературы

Формирование любви и уважения у подрастающего поколения к Родине, к родному краю, воспитание гордости за свой народ, уважения к защитникам Отечества – все это несомненно познается детьми уже в самом раннем детстве. Роль педагога в данном вопросе велика. Именно поэтому в данной статье поставлена цель: как благодаря педагогу в рамках урока по литературе можно воспитать гражданско-патриотические качества младших школьников. Произведя разбор нескольких УМК, я пришла к выводу, что недостаточно педагогам пользоваться только произведениями, включенными в учебники. Поэтому надо стараться реализовывать все возможности для развития патриотических качеств у детей.

Аннотация статьи
урок литературы
роль педагога
младшие классы
педагог
гражданско-патриотическое воспитание
Ключевые слова

Что такое патриотизм? Патриотизм – любовь и привязанность к своей родине, а также преданность и готовность жертвовать ради неё собственными интересами. Человек с сильными патриотическими чувствами придаёт большое значение культуре, традициям и значимым историческим событиям. Для него очень важно ощущение принадлежности к своему народу.

Патриотическое воспитание – одна из самых важных задач школы. Но этот путь сложный и длительный. Поэтому он должен начинаться с младших классов. Именно тогда начинается период впитывания и накопления знаний, развитие нравственных чувств.

Актуальность формирования гражданско-патриотических чувств в младшем возрасте нашла свое отражение и в содержании ФГОС начального общего образования. Портрет выпускника начальной школы включает в себя личностные характеристики:

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир и т.д.

И с этим портретом нельзя не согласиться. Без уважения к своей истории, национальным традициям, ценностям своей семьи, родины, нельзя вырастить достойных граждан. Учащиеся должны гордиться подвигами и героическим прошлым своей страны, своими предками, охранять красоту и богатство родины.

Воспитания гражданско-патриотических чувств невозможно без решения следующих задач:

  1. Формирование в ребенке мужества и отважности
  2. Пробуждение желания знакомиться с историей своей семьи.
  3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре.
  4. Воспитание уважения к защитникам Отечества, старшему поколению.
  5. Воспитание преданности Родине, готовности к защите.

Как было сказано, начинать решать эти задачи нужно с начальных классов. На педагога ложится большая ответственность. Конечно, незаменимым помощником учителя является учебники. Я решила произвести анализ произведений по литературному чтению в 3 и 4 классах УМК «Школа России» М.В.Голованова, В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климанова.

Таблица

Анализ УМК «Школа России»

Произведения патриотической направленности 3 класса:

Произведения патриотической направленности 4 класса:

  1. Любите книгу. Рукописные книги Древней Руси.
  2. В.Горбачевский «Первопечатник Иван Федоров»
  3. Л.Толстой «Акула»
  4. Л.Толстой «Прыжок»
  5. И.Никитин «Русь»
  6. И.Суриков «Детство»
  7. М.Пришвин «Моя Родина»
  8. А.Платонов «Цветок на земле», «Еще мама»
  9. А.Фет Стихи. (2 произведения)
  10. Русские народные сказки (5 произведений)
  1. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…»
  2. «И вспомнил Олег коня своего…»
  3. «Начали братья эти составлять славянскую азбуку…»
  4. Ильины три поездочки»
  5. «Илья Муромец выходит на свободу»
  6. «Садко» (отрывок)
  7. «Повесть о Петре и Февронии» (отрывок)
  8. «Житие Сергия Радонежского» (отрывок)
  9. А.Пушкин «Люблю тебя, Петра творенье…»
  10. Ф.Тютчев. «Ещё земли печален вид…»
  11. Ф.Тютчев. «Эти бедные селенья…»
  12. Ф.Тютчев «Как неожиданно и ярко…»
  13. А.Фет. «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
  14. А.Фет. «Бабочка»
  15. А.Плещеев «Дети и птичка»
  16. И.Козлов. «Киев»
  17. И.Козлов. «Вечерний звон»
  18. К.Рылеев. «Иван Сусанин»
  19. В.Бенедиктов. «Москва»,
  20. С.Дрожжин. «Родине»
  21. И.Бунин «Матери»
  22. А.Жигулин «О,Родина!...»
  23. Н.Рубцов «Тихая моя родина»
  24. Н.Рубцов «Сентябрь»

Анализируя содержание учебника, можно увидеть, что в 3-м классе в УМК «Школа России» произведений патриотической направленности недостаточно (16 произведений). А ведь именно в начальных классах должна проводиться усиленная работа по воспитанию патриотизма.

В 4 классе авторы отобрали 24 произведения для воспитания патриотических качеств учащихся. Это произведения различных направленностей: сказки, былины, легенды, стихотворения. Также присутствует достаточно произведений поэтов-классиков: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Блока, В.А. Жуковского.

Приведенные в учебнике произведения, конечно, важны. Но, на мой взгляд, педагоги начальных классов должны использовать все возможности для воспитания у детей гражданско-патриотических качеств.

Поэтому предлагаю педагогам вводить новые произведения, а именно тексты о Великой Отечественной войне. Но тут нужно подходить с осторожностью, чтобы эмоционально для детей не было травматично.

Тематика произведений может быть различной: описание военного быта, внутренних важных качеств бойцов, солдатской жизни. Важно обращаться внимание детей на нравственные качества героев, давать понять, что гибель не была напрасной, что память должна сохраняться веками.

Просмотрев множество статей, научных исследований, я выделила примерный список произведений о войне, подвигах великих ученых, космонавтов и многих других для начальных классов:

  1. А.Твардовский «Рассказ танкиста»,
  2. К.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»,
  3. А.Митяев «Землянка»,
  4. Ю.Дмитриев «Брестская крепость»,
  5. А.Гайдар: «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» и многие другие.
  6. Ю.М.Нагибин «Рассказы о Гагарине»,
  7. В.Губарев «В открытом космосе».
  8. К.Симонов «Ледовое побоище» (отрывки);
  9. С.Алексеев «Птица-Слава», «Новый поход»;
  10. Житие благоверного князя Александра Невского и другие.

И на этом не нужно останавливаться. Чтобы полностью вовлечь детей можно проводить тематические уроки. Например, ко Дню Победы. Здесь сами учащиеся будут уже рассказывать о своих предках, участвующих на войне. Подкрепляя фотографиями своих близких, краткой биографией, какими-то их личными творческими произведениями.

Привлекая как можно больше вариантов для развития патриотического чувства, дети уже сами будут стремиться узнавать что-то новое, невероятно гордиться не только своей страной, но и своими близкими людьми.

Воспитание патриотов своей Родины – процесс достаточно длительный, требующий особого внимания, терпения и последовательности от педагогов. Безусловно, за 4 года выполнить все задачи невозможно. Но начальный и самый важный вклад вносится именно в этот период. Впереди еще долгий путь, в котором должны сопровождать педагоги средних и старших классов, родители учащихся.

Разбираясь во всей моей теме, я поставила цель для себя и хочется надеяться, что мне, как будущему педагогу начальных классов, удастся внести вклад в воспитание гражданско-патриотических чувств у детей.

«БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО» – именно так гласит народная мудрость, а будущее – это дети, которых надо воспитывать на героическом прошлом нашего народа.

Текст статьи
  1. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании. - М.: Центр педагогического образования, 2016. - 112 c.
  2. Лутовинов, В. И. В патриотизме молодежи - будущее России / В.И. Лутовинов. - М.: Фонд Андрея Первозванного, 2013. - 208 c.
  3. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 2012. - 304 c.
  4. Патриотизм - источник героизма, боевых и трудовых подвигов народа России. - М.: Бослен, 2015. - 336 c.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня