В настоящее время, социальная самоорганизация является важнейшим элементом современного социума, без которого наладить эффективное взаимодействие между гражданами не представляется возможным. Местные сообщества рассматриваются не только как часть экономической системы, но и как социальный организм, субъект деятельности, активно влияющий на формирование функциональных особенностей эволюции территории. С точки зрения социокультурного подхода, местные сообщества представляют собой горизонтальные социальные связи и отношения.
Самоорганизационный потенциал – одна из составляющих современных социальных практик, их ведущих трендов, под которой понимается форма общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства.
Под потенциалом самоорганизации местных сообществ понимается возможность достижения согласия жителей территории, принадлежащих к различным социальным группам на основе установления отношений взаимного доверия и ответственности, выраженную в реализации различных форм конструктивного сотрудничества в собственных интересах и интересах локального сообщества в целом. В данной связи, представляется чрезвычайно важным оценить степень готовности граждан включаться в решение различных местных проблем, проанализировать их мотивы и наиболее перспективные формы объединения.
Особое значение процесс самоорганизации приобретает на локальном уровне, где происходит становление гражданского общества и его реализация в виде реальных практик коллективного действия, детерминантом которых выступают территориальная идентификация личности (идентичность), солидарность и доверие.
Следует отметить, что идеи самоорганизации граждан на местном уровне рассматриваются учеными преимущественно в разрезе социального доверия. В то же время сама структура активности, ее элементы, ценностные и мотивационные факторы практически не изучены, либо носят фрагментарный, описательный характер.
На наш взгляд, одной из наиболее значимых проблем в контексте изучения социальной самоорганизации является проблема качества человеческих отношений. Самоорганизационная активность, прежде всего, воплощается в осознанных, мотивируемых и организованных действиях каждого из участников социальных взаимодействий. Иначе говоря, самоорганизация берет свое начало на уровне осознания индивидуумом важности включения в процесс гражданской интеграции.
Как справедливо подчеркивает Е.В. Реутов «низкий уровень взаимного доверия и ответственности в отношениях между гражданами не только разрушительно воздействует на духовно-нравственную атмосферу в обществе, на отношения между гражданами и властью, но и создает существенные препятствия для реализации социально-экономических проектов и программ, которые не могут быть успешно осуществлены в разобщенной среде, в которой каждая социальная группа и индивид преследуют свои корпоративные и частные интересы, а каждый отдельный человек остается наедине со своими проблемами» [1, с. 94]. Важной задачей в современных реалиях является анализ ценностных оснований потенциала самоорганизации, определение ее места и роли в системе социальных взаимоотношений.
Процесс самоорганизации представляет собой сложное сочетание дифференциации и интеграции и поэтому связан с необходимостью определения глубинных, онтологических оснований целостности процесса. Такими основаниями в современных социально-культурных условиях выступают: солидарность, идентичность, институциональное доверие и инициативность, они же и являются основными элементами потенциала самоорганизации местных сообществ.
Состояние современного российского общества в целом, и местного социума, в частности, характеризуется комплексом негативных тенденций, среди которых ведущую роль занимает дефицит социальной солидарности. В социальных отношениях общества доминирует замкнутость на родственные и дружеские связи, атомизация, низкий уровень межличностного и институционального доверия сопровождающийся и нарушением отношений в системе «власть-общество», «общество-гражданские институты».
Отметим, что формирование социальной самоорганизации на местном уровне определяется посредством социальной коммуникации, с помощью которого формируется «согласованность действий», другими словами – диалог сторон. Помимо этого доверительный формат позволяет структурировать поиск новых потенциалов для систематизации взаимопонимания. Развитие консолидационной атмосферы в процессе самоорганизации, особенно на местном уровне, содействует эффективному диалогу на правах «партнерства» для решения локальных проблем.
Одной из важнейших задач, в сфере развития самоорганизационного потенциала местных сообществ, должны стать поиск и формирование ценностного консенсуса между членами социального действия – согласия по поводу базовых ценностей. Кроме того, создание благоприятных средовых условий самоорганизации на уровне локальной территории и отношений возможно посредством развития организационных и технологических стимулов, конструирующих и поддерживающих определенный тип социального поведения. Коммуникативной составляющей местной самоорганизации социальных структур, определяется как самовоспроизводящая, самореферентная, операционно закрытая система является связующим механизмом, имеющим внутреннюю структуру в рамках социального взаимодействия самоорганизационных элементов [2].
Таким образом, процесс самоорганизации на местном уровне является свойством когерентного значения ценностей социальной группы с ценностями каждого из участников коммуникационного процесса, что в свою очередь обусловливает интегральное значение самоорганизации и консолидации локальных структур, а также их включение в важные практики общественного взаимодействия.