В современных условиях усложнение процессов внутрикорпоративных отношений и повышение требований к качеству экономической информации усиливают роль и значимость управленческого учета в деятельности корпоративных компаний, превращая его в важнейший ресурс для принятия обоснованных, эффективных управленческих решений.
Управленческий учет, по определению профессиональной организации института управленческих бухгалтеров (США) – это добавляющий ценность процесс непрерывного совершенствования планирования, проектирования, измерения и функционирования систем финансовой и нефинансовой информации, который направляет действия менеджмента, мотивирует поведение, поддерживает и создает ценности, необходимые для достижения стратегических, тактических и оперативных целей организации [1].
В связи с этим управленческие концепции при всем их разнообразии сами становятся предметом научного изучения, а управляющие-практики стремятся найти эффективные формы и методы их внедрения. Кадастровые организации являются активно развивающимися на отечественном рынке. По сути дела, кадастровые организации – это вертикально-интегрированные компании со своей корпоративной стратегией.
Корпоративное управление деятельностью таких объединений достаточно новая сфера деятельности, которая требует разработки соответствующей системы учета и анализа, обеспечивающей контроль за исполнением делегированных полномочий на всех уровнях управления данной сферы экономической деятельности.
Это обусловлено необходимостью разработки как методологической базы, так и практических рекомендаций по организации управленческой системы учета и анализа в региональных объединениях связи как единого комплекса, в котором задействованы сотни организаций.
Кроме того, существующие традиционные методы экономического анализа не позволяют выявить причинно-следственную связь между возникающими в организациях связи затратами и принимаемыми управленческими решениями. Поэтому столь важной стала проблема поиска и внедрения в широкую практику системы, которая могла бы соединить данные элементы.
Такая система должна иметь целостный характер, т.е. быть взаимоувязана в единый учетно-аналитический механизм управления затратами. Именно система управленческого учета призвана разрешить сложившиеся противоречия [4].
Для объективной оценки роли отдельных подразделений в снижении затрат и себестоимости кадастровых услуг, необходимо обеспечить раздельное выявление воздействия каждого фактора на затраты различных стадий процесса оказания услуг связи клиентам. Так, если рассматривать отдельные стадии (процессы) этого процесса и соответствующие им подразделения как обособленные системы (виды деятельности), то первым этапом анализа после общей оценки себестоимости в целом по организации, следует считать определение роли каждого подразделения в формировании совокупных затрат.
Следующим этапом должно быть выявление экономии (перерасхода) средств по каждой калькуляционной статье в границах выделенных подразделений и по статьям затрат, носящим общепроизводственный характер. Определение влияния найденных отклонений на изменение себестоимости услуг связи позволит обосновать выбор путей поиска наибольших резервов. Необходимо отметить, что себестоимость услуг связи во многом определяется качеством проектирования.
По нашему мнению, среди факторов снижения себестоимости следует выделять совершенствование и рациональный выбор проектных решений, что обеспечивается в системе целевого калькулирования («таргет-костинг»). При анализе себестоимости следует выделять затраты на мероприятия по улучшению качества продукции, охране труда, развитию и совершенствованию производства и на природоохранные мероприятия. 108 Расчеты количественного влияния организационно-технических мероприятий на себестоимость достаточно просты и могут быть сведены к ряду формул, отражающих изменения трудоемкости и материалоемкости услуг связи.
Мероприятия по повышению технического уровня производства (повышение уровня механизации работ, рациональный выбор проектных решений и т. п.) приводят к снижению трудоемкости работ, следовательно, себестоимости. При этом, если повышение технического уровня производства вызывает снижение материалоемкости продукции, следует рассматривать два варианта расчетов с учетом влияния улучшения использования материалов в производстве и с учетом влияния внедрения новых прогрессивных видов материалов.
Так, использование новых эффективных видов материалов, является одним из важнейших направлений технического прогресса. Возникающая при внедрении в производство более эффективных видов материальных ресурсов экономия определяется с учетом уменьшения затрат, обусловленного изменением как норм расхода, так и заготовительной себестоимости этих ресурсов.
Значительные резервы снижения себестоимости кроются в совершенствовании организации производства и труда. Сложность анализа влияния факторов улучшения организации и управления производством обусловлена их взаимосвязанным характером и комплексным воздействием на себестоимость кадастровых услуг. Большую роль в анализе поведения затрат и принятия управленческих решений играет маржинальный анализ или анализ безубыточности. Методика маржинального анализа основана на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: затратами, объемом производства продукции и прибылью, также на прогнозировании величине каждого из этих показателей при заданном значении других [3].
Цель маржинального анализа состоит в определении объема реализованной продукции, при котором выручка от реализации равна ее полной себестоимости. Такое состояние предприятия характеризует уровень безубыточности, то есть когда полностью покрываются расходы, но при этом нет ни прибыли, ни убытка.
Точка безубыточности или порог рентабельности показывает, что средств, выручаемых от продаж, становится достаточно для оплаты понесенных предприятием расходов. С помощью маржинального анализа можно установить критический объем не только объема продаж, но и суммы постоянных затрат, а также цены при заданном значении остальных факторов. Принципы маржинального анализа используем в аналитических расчетах при анализе поведения постоянных и переменных затрат и расчете влияния каждого фактора на изменение уровня безубыточности по каждому виду услуг.
Маржинальный анализ может быть использован и при выборе ассортимента кадастровых услуг и разработке ценовой политики. Необходимо заметить, что маржинальный анализ может быть использованы и при выборе ассортимента выпускаемой продукции в целях увеличения размера прибыли. Использование маржинального анализа для обоснования ассортиментного плана с учетом влияния ряда факторов (изменения цен, объема и структуры выпуска, постоянных и переменных затрат и пр.) представляет особый интерес.
В результате такого анализа предприятие имеет возможность разрабатывать предложения по изменению ассортимента выпускаемой продукции в сторону увеличения объема оказания наиболее рентабельных видов услуг и сокращения объемов не пользующейся у клиентов спросом услуг. В результате, на стадии разработки вариантов управленческих решений использование группировки затрат на постоянные и переменные позволяет решать такие задачи анализа, как определение точки безубыточности, кромки безопасности (запаса финансовой устойчивости) и планирования прибыли Снижение себестоимости кадастровых услуг является важнейшим условием повышения уровня конкурентоспособности, а также фактором увеличения добавочной прибыли [1].
В системе факторов снижения затрат решающее значение имеет научно-технический прогресс.
Таким образом, углубление факторного анализа себестоимости кадастровых услуг, доведение его до различных стадий производственного процесса позволят существенно повысить действенность экономической работы, усилить ответственность менеджеров центров ответственности за выполнение планов объема по оказанию услуг клиентам, выявить значительные резервы повышения эффективности производства и управления организацией.
При этом, используя результаты факторного анализа изменений затрат и целенаправленно воздействуя на процессы повышения технического уровня производства и улучшения его организации, организации связи способны управлять уровнем себестоимости. Таким образом, управленческий анализ предприятия выступает как центральная концепция анализа, учета и управления организацией, которая не только показывает отклонения в том или ином звене процесса функционирования предприятия на всех стадиях воспроизводства, но точно определяет их причину [2].
Управленческий анализ затрат – часть данной концепции, где он занимает центральное место, описывает и характеризует процесс образования себестоимости продукции (работ, услуг) с указанием причинно-следственной связи.
В организациях связи, которые не используют элементы системы управленческого анализа, возникают серьезные проблемы, связанные с точным отнесением затрат на себестоимость оказываемых услуг, что является причиной ее искажения и, как следствие, принятием некорректных и неэффективных управленческих решений и ведением неверной ценовой, маркетинговой политики.