Межкультурная коммуникация является историческим культурным феноменом, который сопровождает развитие человека и создает для него естественный образ жизни. Согласно антропологам, культурное сходство каждой нации состоит в общении или «заимствовании», которые происходили в истории посредством контакта. В остальных случаях культура имеет общее происхождение. Немецкий антрополог Ф. Гребнер считает, что расстояние между двумя культурными зонами не может препятствовать межкультурному общению, независимо от того, находятся эти зоны близко или далеко, потому что существует, как таковая таинственная «культурная волна». Многим может быть сложно понять «культурную волну» как исторический феномен, но мы часто с ней сталкиваемся в нашей реальной жизни: бесчисленное количество «других» и «чужих» культур проникают в нашу жизнь.
На пути познания себя и других, мы наблюдаем, стараемся понять, принять друг друга и изменяться в лучшую сторону. Культурная группа, к которой мы принадлежим, зависит от возраста, пола, семьи и расы, а также от религии, национальности или экономического и социального статусов. Среди этих контрастирующих групп культурное взаимодействие будет либо положительным, либо отрицательным, либо интересным, либо неинтересным. Что лежит в основе межкультурной коммуникации? Каким путем мы можем решить проблемы, чтобы достичь положительного результата? С чем сталкивается современный человек?
В общем говоря, межкультурная коммуникация состоит из взаимодействий людей в контексте разных культур. Допустим, если взять понятие «иностранец», то межкультурная коммуникация затрагивает на фундаментальном уровне отношения индивида с иностранцем. В этом случае роль «чужого» является частью наших общих представлений об отношениях между людьми. Само по себе общение является фундаментальной формой общественной жизни, а именно наше общество состоит из общения между людьми. Некоторая форма общения станет устойчивой через определенное время и, таким образом, будет составлять культурную и социальную структуру, которая будет влиять на взаимодействие людей. Когда человек вступает в определенную группу, он обязан отказаться от своей индивидуальности, достигнуть общих ценностей и сформировать определенную систему культурных ценностей, чтобы быть в соответствии с нормой группы. Таким образом, члены группы должны взаимно оценивать друг друга через культурную «перспективу» группы вместо того, чтобы делать это с помощью объективного мнения: именно в этот момент вмешивается «иностранец», который отличается от данной культурной системы. Это означает, что культурная система, в которой мы находимся, распределяет нам роли в данной группе и роли «чужого» другому. Этот «чужой» дает нам оригинальное преимущество, он наблюдает со стороны за культурной и социальной системой, в которой мы находимся. Он мало ограничен в свободе въезда и выезда, а именно в пересечении границы и проживании на границе различных групп. Особенно легко обнаружить проблему в ходе общения, когда оно обозначается символами. В то же время, поскольку поведение «иностранца» оказывается неопределенным и непредсказуемым, всегда возникают сомнения в отношении «иностранца» с крайне серьезными последствиями - ксенофобией и конфликтом.
В реальной жизни мы сознательно или бессознательно вписываемся в разнообразную культурную группу. Мы часто встречаемся с иностранцами или нас воспринимают как иностранца. Большую часть времени человек осознает, что разделяет образ жизни, нравы, вкусы, ощущения, ценности и убеждения в процессе общения и посредством общения. Это дает возможность сформировать культурную группу. Однако, хотя у нас есть культурная принадлежность, мы все же не можем осознать познание культурной группы, к которой мы принадлежим. Например, китайцу сложно четко объяснить, что такое китайская культура, и то же самое относится и к американцу.
Мы не можем подтвердить наши особенности в условиях определенной культуры, пока не встретимся и не свяжемся с человеком из другой культуры. В этой связи, межкультурная коммуникация происходит, прежде всего, из культурных различий и чувства неизвестного среди незнакомых людей, что означает, оно рождается между людьми, которые взаимно разделяют культурную дистанцию. В этот период культурное общение больше проявляет потребность в собственном осознании человека, потребность в творческом любопытстве и самобытности, потребность в степени духовных отношений через реализацию знаний. Эти потребности в конечном итоге составляют внутренний психологический мотив, а также важная часть межкультурной особенности человека. Это вполне естественно, что общение также приводит к конфликтам, соперничеству и напряжению, а также к нестабильности культурной и социальной системы. Сама эта характеристика составляет неотъемлемую часть тенденции в человеческих отношениях.
История человеческого общения показывает, что потребность в духовных отношениях возникла с тех пор, как человек создал материальную жизнь. Например, рисунки, найденные на стенах пещер, считаются свидетельством духовных отношений доисторических людей. Согласно марксистской точке зрения, история человека началась с создания его собственной материальной жизни и развивалась в материальных отношениях между людьми. Поскольку потребность в духовных отношениях возникла из создания материальной жизни, человек постоянно создавал духовные отношения с материальными. Затем человеческие отношения стали широко распространяться с общим развитием производительности, так что личность, которая была по существу местной, стала исторически глобализированной и обобщенной личностью.
Именно после промышленной революции общее развитие производительности и разделение труда вызвали всестороннее развитие отношений всех наций и подтолкнули человека к участию в такой исторической сцене: удовлетворение потребностей каждого зависит от всего мира. Понимание и взаимоотношения на межнациональном и межкультурном уровне помогают раскрыть себя и общество, чтобы лучше удовлетворять человеческие потребности. В настоящее время экономическая глобализация быстро разрушила человеческие особенности, которые когда-то были закрытыми от внешнего мира. Это позволяет не только торговцам, путешествующим по всему миру, играть роль «иностранцев», но и всем тем, кто погружен в современную цивилизацию, проявлять больше межкультурных особенностей. Очевидно, что межкультурная коммуникация внедряется в общую потребность человека в материальных и духовных отношениях исторической сферы. Однако основы межкультурной коммуникации больше не находятся под распоряжением человека. В конце концов, материальные отношения, за которыми следует монополия и миграция капитала, а также духовные отношения, которые тайно включают в себя дискриминацию, предрассудки и доминирование над разумом, могут исказить межкультурное общение.
Реальность, которую мы видим, заключается в том, что глобализация капитала привела к ослаблению односторонней политической, экономической и культурной власти и одностороннего контроля, что создает угрозу культурному разнообразию.
Очевидно, что межкультурная коммуникация должна основываться на полном режиме межкультурного общения и этики, чтобы общение между людьми и культурными группами проявляло не только культурное разнообразие, то есть природу человеческого разнообразия, но и контролировало создание культурного превосходства. Что касается так называемого полного коммуникативного режима, это обучение обмену ценностями, а также противодействие, ведение переговоров и принятие в процессе обмена. Мы говорим здесь о конструктивной проблеме между людьми разных групп. В общем, общение между людьми из одной группы всегда происходит легче, чем общение между людьми из разных групп. Эффективное общение между людьми ведет в большей степени к единому созданию знаний, отношений и поведения. Уничтожая различия между людьми и делая человеческое общение абсолютно односторонним, в конечном итоге вынуждает человека принять однородное господство. По правде говоря, значимое общение происходит между людьми, которые находятся в разных культурной и социальной средах. За проблемой значимого общения стоит проблема межкультурной этики, то есть межкультурная коммуникация с человеческими ценностями должно приводить к процессу взаимодействия между государствами, народами и культурами. Именно благодаря этому взаимодействию каждое государство, нация и культура убрали одностороннюю собственность, ограничения и противодействие, сохранив при этом свои особенности саморазвития. Таким образом, была создана многополярная и разнообразная структура, такая как взаимозависимость, уважение и общение. Межкультурная этика означает уважение культурной личности человека и межкультурных особенностей, стимулирование межличностной коммуникации, неограниченное обновление и разнообразие форм культурного самовыражения, поощрение обмена информацией и ценностями между людьми и культурными регионами, сопротивление доминирующей империалистической власти, защита ценностей мультикультурализма: все это направлено на то, чтобы выразить, что межкультурная коммуникация предназначена для того, чтобы «быть человеком».
Основываясь на этих знаниях, мы можем подчеркнуть, что проблемы межкультурной коммуникации не влияют на расстояние между людьми и социальной культурой, на чужеродное отношение человека к «иностранцу» или конфликт между культурами. Скорее всего речь идет о режиме тесного контакта, обусловленный однородностью, а также однообразным образом жизни и мысли, сформировавшимися в процессе понимания другой культуры и господства над ней. Что касается системы так называемого тесной коммуникации, то это, с одной стороны, односторонняя и частичная передача информации, осуществляемая на основе господства мысли и режима действия централистской власти, а с другой стороны - односторонний контроль политической, экономической и культурной власти, так что индивидуальность, ограничения и культурное разнообразие исчезнут с рождением виртуального международного общества, в котором доминируют капитал и культурный стандарт. Первое легко вызывает у современного человека отвращение и неприятие феодального коммуникативного режима. Другое заставляет человека поддаваться стандартам и согласованию культурного творчества с логикой капитала. В любом случае это разрушит основы межкультурной коммуникации. Так называемый централизм означает веру. То есть человек думает, что группа, к которой он сам принадлежит – обычно является аналогом государства – превосходит группу из других культур. Он представляет комплекс национального превосходства, то есть суждение о других культурных ценностях на основе ценностей своей собственной национальной культуры. Они считают, что другие культуры намного отстают от их собственной нации. Среди мужчин нет никого, кто от рождения имел бы комплекс национального превосходства и веру в демократический централизм. Очевидно, что человек приобрел их в культурной группе. Если культура означает способ обучения и обмена мировоззрением, ее можно охарактеризовать как «перспективу», с помощью которой мы можем судить о мире и делать выбор, оценку и сбор информации в находящейся нами среде. Вера в собственную культуру формируется естественным образом. Надо сказать, что доверие к собственной культуре – это неплохо и что во время общения оно способствует передаче ценности, которая считается довольно важной частью.
Однако, казалось бы, демократический централизм считает, что человек не может верить в другие культурные ценности. Когда демократический централизм мешает людям узнать взгляды других через другую культурную «перспективу», то он становится препятствием. Его типичная мысль состоит в том, что большинство культур уступает его культуры. Следовательно, он должен служить примером для других, и нет необходимости уважать ценности и обычаи других культур. Согласно всевозможным опросам, мы привыкаем ценить себя, оценивая культурную группу, к которой мы принадлежим. Таким образом, мы более склонны принимать культурную ценность группы, наблюдать за культурой «других», используя культурную «перспективу», присвоенную группой, не хотим исследовать нашу собственную культурную ценность и теряем способность исследовать себя в нашей собственной культуре. К сожалению, национальное превосходство почти всегда содержится в межкультурном общении, эффективность которого снижается, поскольку это часто приводит к взаимному вытеснению между индивидом и межкультурной группой, так что обмен ценным общением становится недостижимым.
В то же время стереотипы, предрассудки и дискриминация сопровождаются демократическим централизмом. Все вместе они представляют собой препятствие для межкультурного общения; стереотип – это схематическое знание другой культуры, сформированное чрезмерно упрощенным синтезом, когда мы получаем в повседневной жизни информацию из другой культуры. Это концептуальное знание формирует стереотипное впечатление о других культурах. Синтез другой культуры был бы способом взаимодействия в межкультурной коммуникации. Концептуализация также означает, что человек стремится узнать достоверность другой культуры. Как только формируется стереотип, информационный износ появляется во взаимодействии между группами различных культур и, таким образом, влияет на точное и полное знание, вызывая предубеждения. Предрассудки – это иррациональное суждение о другой культуре без получения правильной и полной информации, и таким образом формируется позиция отрицания другой культуры. В предрассудках ужасно не само предубеждение, а психологическая система социальной культуры, скрытая предрассудками. Человек, который предвзято относился к представителю группы другой культуры, иногда стремится укрыться. Например, некомпетентный учитель легко предвзято относится к группе учеников, чтобы скрыть свою некомпетентность. Он также направлен на укрепление определенной веры или ценности, потому что человек предвзято относится к другой культуре. Давайте посмотрим на другой пример: человек, принадлежащий к определенной религиозной группе, будет предвзято относиться к другой религии, чтобы продвигать свою собственную религиозную веру. Если предубеждение – это отношение, то дискриминация – это действие. Когда позиция отрицания другой культуры превращается в действие, это действие называется «дискриминацией», которая представляет собой способ несправедливого обращения с человеком с точки зрения нации, пола, возраста и профессии. Самая ужасная дискриминация – это дискриминация одной группы против другой (белые против черных, одна нация против другой), поскольку дискриминация станет законной, как только она составит бессознательный коллектив.
В результате демократический централизм, стереотипы, предрассудки и дискриминация представляют собой аналитический инструмент для изучения проблем на пути развития межкультурной коммуникации. Этот инструмент может помочь нам изучить сдвиг культурной структуры общества и иррациональность культурного обмена, а также понять суть межкультурного общения, чтобы оно было более всеобъемлющим и свободным. В некотором смысле за положительным отзывом скрывается ответ на следующий вопрос: как преодолеть препятствия и добиться динамичного межкультурного общения?