Главная
АИ #21 (48)
Статьи журнала АИ #21 (48)
Роль социальных сетей в формировании научного сообщества

Роль социальных сетей в формировании научного сообщества

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

социальные сети
научное сообщество
плагиат
продвижение науки

Аннотация статьи

В статье проведён анализ влияния социальных сетей на развитие научного сообщества в контексте стремительного развития возможностей онлайн-коммуникаций, баз данных, электронных библиотек и т.п., с присущими данному явлению положительными и отрицательными сторонами.

Текст статьи

Социальные сети – это информационные узлы, объединившие множество пользователей на одной площадке. Для одних – это альтернатива личным встречам, для других – инструмент поддержания социального статуса, для третьих – рабочая среда. Поэтому первое, что в себе несут социальные сети для научного сообщества – это популяризация научного знания. Однако, консервативные учёные убеждены в том, что социальные сети и наука понятия несовместимые. Молодые учёные полагают, что именно социальные сети могут расширить горизонт научного сообщества и нормативные идеалы, описанные Р.Мертоном [6]. Авторы полагают актуальным рассмотреть отношения науки и социальных сетей в период реорганизации научной жизни и практик, когда привычные институты приобретают новые роли, а междисциплинарность стирает привычные границы.

В нашу повседневную жизнь плотно вошли социальные сети, которые давно перестали выступать исключительно платформой для общения. Сегодня контент социальных сетей составляют сотни терабайт в сутки [2], что не может не вызывать в том числе исследовательского интереса. Миллионы иллюстраций, потокового видео, рекламы, аудиофайлов, документов распространяются среди пользователей социальных сетей, основная цель которых – это развлечение. Каждый современный пользователь в той или иной мере взаимодействует с социальными сетями и решает при помощи их функционала различные задачи, однако мало кто задаётся вопросом, какое они несут воздействие на научное сообщество и научные знания.

С точки зрения социологов наука всегда была сетевой, однако на современном этапе рост связей перестаёт быть подконтрольным явлением, что обусловлено как ростом количества людей, занимающихся наукой, так и размыванием границ между образовательными и научными дисциплинами. Раньше физики цитировали физиков, сегодня – физиков, математиков, социологов, а переплетение гуманитарных наук – уже стандартное явление [4]. Пандемия коронавирусной инфекции (COVID-19) подтолкнула общество к еще более активному развитию сферы интернет-образования, это опосредовано, но все-таки повлияло на научное сообщество, ведь именно они – носители знаний, в которых нуждается общество. Размывание границ между научными дисциплинами и институтами, реформирование консервативной системы образования и науки заставляют научное сообщество приспосабливаться к новым вызовам современности. Индексы научного цитирования «Web of Science», «Scopus» и РИНЦ приоткрыли границы мира науки и сети Интернет, а в дальнейшем стали базой для развития так называемых профессиональных (научных) социальных сетей: «Linkedin», «ResearchGate», «Academia.edu» и других.

Остаётся вопрос: «какое влияние они в себе несут на научное сообщество?». Процесс влияния социальных сетей на формирование научного сообщества как будто построен на феномене Матфея [7] и изначально отрицательные качества такого влияния заняли господствующие положение в отношении к ним.

Научное сообщество всегда держалось особняком от окружающей общественности. Такое поведение сформировало свой внутренний этикет и культуру, однако сегодня научное сообщество утрачивает монополию на изыскания, как когда-то церковь лишилась монополии на просвещение.

Социальные сети сегодня – это приоритетный канал межличностной коммуникации в обществе. Обычным пользователям нравится находиться в центре внимания, что приводит к потребности создавать мнимую, измененную реальность или приукрашенную действительность. Так, усиление процессов стандартизации, активизация Интернет-коммуникации, реализация личности при помощи социальных сетей – путь, который отнюдь не соответствует целям и традициям научного сообщества [3]. Контент «засоряется» информацией различного характера, в том числе рекламой, и на этом фоне научное знание обретает форму рядовой информации или спама.

Вторая тёмная сторона социальных сетей состоит в том, что с их помощью распространяются псевдонаучные или околонаучные знания, что снова нас возвращает к тематике истинности научных знаний. Многие проблемы (например, плагиат) сегодня остро стоят перед наукой и, как ни странно, именно инженерно-технический прогресс привел к таким последствиям. Соглашаясь с высказыванием Дэвида Юма: «… научный результат един для всех и всегда проверяем» [1], необходимо констатировать, что именно честность учёных, авторов научных статей, исследователей определяет ценность научного знания и истины, определяя значение науки и образования.

Все вышесказанное говорит о специфике продвижения науки в социальных сетях и подтверждает необходимость всестороннего изучения взаимодействия научного сообщества с социальными медиа, особенно с точки зрения конфиденциальности и защиты информации.

Подводя итог, необходимо констатировать, что социальные сети сегодня формируют новое пространство для диалога научного сообщества. Вместе с тем социальные сети несут в себе двойственное предназначение: где в одном они выступают техническим, информационным средством, способствующим эффективнее выстраивать коммуникации, а в другом – несут риск размывания границ между научным и псевдонаучным, а также нейтрализуют тот невидимый барьер, между учёным-профессионалом и человеком в быту, необходимый для разделения двух разных сфер жизни.

В своей работе Роберт К. Мертон «Эффект Матфея в науке», вспоминая Пола Самуэльсона (который всегда воспринимался обществом, как человек науки), написал: «… Пол Самуэльсон чётко различает золото научного признания и медь широкой популярности» [6]. В этом высказывании таится весь содержательный базис и смысл приведённых авторами рассуждений, который необходимо свести к тому, что истинный учёный не изберет способом достижения цели обретение незаслуженного признания или неоправданной популярности при помощи возможностей социальных сетей, он нацелен совершить полезное обществу открытие или создать гениальное изобретение – и именно этот путь обеспечит ему истинное научное и общественное признание. Однако данное умозаключение идёт в разрез с точкой зрения современного философа и социолога Б.Латура, который полагает, что успешность молодого учёного зависит не только от результатов исследования, но и в большей мере от коммуникативных практик в его арсенале [5]. При этом точка зрения Б.Латура подтверждает потребность всестороннего изучения взаимодействия научного сообщества с социальными медиа.

Список литературы

  1. Богатов В.В. Этика в научной деятельности // Вестник ДВО РАН. 2008. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etika-v-nauchnoy-deyatelnosti (дата обращения: 10.04.2021).
  2. Вэй Т., Брайан Б., Иман С. Аналитика Больших Данных и социальные сети // Издательство «Открытые системы». URL: https://www.osp.ru/ os/2013/08/13037856 (дата обращения: 09.04.2021).
  3. Гуль А.Ю. Роль социальных сетей в современных коммуникативных практиках. URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/43311/1/kulch_2016_10.pdf (дата обращения: 10.04.2021).
  4. Кирия И.В. Соцсети в науке // Корпоративное информационное издание НИУ ВШЭ «Окна роста». URL: https://okna.hse.ru/news/195824996.html (дата обращения: 09.04.2021).
  5. Кузнецов А. Метод Латура: семиотика между литературой и наукой // Философско-литературный журнал «Логос». 2018. №5 (126). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metod-latura-semiotika-mezhdu-literaturoy-i-naukoy (дата обращения: 11.04.2021).
  6. Масланов Е.В. Нужны ли социальные сети для ученых ученым? // Epistemology & Philosophy of Science. 2019. № 4 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/nuzhny-li-sotsialnye-seti-dlya-uchenyh-uchenym (дата обращения: 10.04.2021).
  7. Роберт К. Мертон. Эффект Матфея в науке: накопление преимуществ и символизм интеллектуальной собственности (1993). URL: https://igiti.hse.ru/data/033/314/1234/3_6_1Merto.pdf (дата обращения: 10.04.2021).

Поделиться

3783

Амбросов А. И., Пискунова С. В. Роль социальных сетей в формировании научного сообщества // Актуальные исследования. 2021. №21 (48). С. 47-49. URL: https://apni.ru/article/2476-rol-sotsialnikh-setej-v-formirovanii-nauchn

Похожие статьи

Актуальные исследования

#41 (223)

Прием материалов

5 октября - 11 октября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

16 октября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

29 октября