Компания сама определяет уровень централизации казначейских функций и полномочий, подлежащих передаче на банковское обслуживание.
Рынок банковских услуг предлагает различные продукты, позволяющие оптимизировать процессы управления финансовыми потоками холдинговых компаний, путем передачи банку части казначейских функций. В частности, к данной категории относится система кэш-пулинга.
В последнее время, как в финансовой литературе [3, с. 24-28; 5, с. 43-47; 6, с. 825-833], так и на практике, [4, с. 152-156], часто поднимаются вопросы о внедрении кэш-пулинга – инструмента централизованного управления денежными потоками холдинговых компаний, который позволяет максимизировать финансовые результаты.
Использование механизмов кэш-пулинга в качестве альтернативного способа привлечения финансирования предлагает возможность снизить стоимость заимствований, так как уровень процентных ставок по займам в рамках кэш-пулинга, как правило, ниже уровня процентных ставок при привлечении заемных средств компаниями реального сектора у банков.
Использование механизмов кэш-пулинга также актуально для крупных российских промышленных холдингов, имеющих международное присутствие и бизнес-структур, в том числе для компаний, находящихся в санкционных списках (либо компаний, должностные лица которых находятся в санкционных списках).
Доступ к фондированию в иностранной валюте за пределами РФ для таких компаний крайне ограничен и может быть сопряжен с непреодолимыми административными барьерами [1, c. 462].
Внесение поправок в действующее законодательство, позволит создать эффективный механизм возврата денежных средств группы в РФ, в случае ужесточения санкций и блокировки возможности распоряжения денежными средствами, размещенными на счетах за пределами РФ.
Кроме того, кэш-пулинг может увеличить инвестиционную привлекательность российского бизнеса для иностранных компаний, так как они смогут использовать инструменты, привычные для их делового оборота, при этом не неся существенных юридических и налоговых рисков, с которыми сопряжены трансграничные операции. Это, в свою очередь, позволит привлечь денежные средства от иностранных корпораций в российскую экономику [2, c. 186].
Внедрение системы централизованного управления позволит холдинговой компании эффективно перераспределять финансовые ресурсы внутри дочерних обществ, эффективно распределять оборотные активов, оптимизировать подход размещения денежные средства и процесс привлечения финансирования дочерних обществ.
Централизация казначейских функций на практике позволяет значительно сократить издержки всего холдинга, что позволит снизить потребность группы в привлечении краткосрочного финансирования и, как следствие, сократятся процентные расходы и повысится уровень оборачиваемости средств.
К обратной стороне внедрения подобной системы относится увеличение зависимости дочерних компаний от материнской, в таком случае дочерние организации теряют свою самостоятельность и право распоряжения своими свободными денежными средствами. Каждая отдельная организация, в процессе разработки системы кэш-пулинга вместе с опорным банком, формирует возможные действия и схемы взаимодействия в зависимости от специфики бизнеса группы компаний. Следует отметить, что разработкой схем взаимодействия системы кэш-пулинга занимается головная компания, и в дальнейшем, эта схема одинаково применяется для всех филиалов, дочерних организаций и представительств.
С экономической точки зрения, операции в рамках структур кэш-пулинга не преследуют основной целью получение прибыли для лидера или участников пула. Иными словами, расчеты (в том числе, заемного характера) в рамках кэш-пулинга представляют собой механизм управления ликвидностью внутри группы компаний, а не деятельность, непосредственно направленную на извлечение инвестиционного дохода в виде процентов участниками пула, являющимися донорами денежных средств.
Действующее российское законодательство в целом не запрещает применение структур управления ликвидностью по типу кэш-пулинга. Используемые в настоящее время в РФ структуры кэш-пулинга, как правило, основываются на нормах о договорах займа (глава 42 ГК РФ), известны также отдельные примеры применения института простого товарищества (глава 55 ГК РФ).
Вместе с тем, действующее российское законодательство не в полной мере учитывает интересы участников рынка и содержит определенные пробелы/неопределенность регулирования, препятствующие эффективному использованию современных структур кэш-пулинга.
Внедрение механизма централизованного управления денежными средствами в холдинговые компании позволяет повысить финансовую дисциплину в рамках холдинга, эффективно управлять ликвидностью, контролировать расходные операции дочерних компаний, снизить операционные расходы, предотвращать кассовые разрывы и минимизировать потребность в дополнительных краткосрочных займах, а, следовательно, в расходах на их получение и на процентные выплаты.
Целями внедрения централизованного управления денежными средствами в холдинговые компании:
- Повышение прозрачности процесса управления денежными средствами холдинга;
- Мобилизация финансовых ресурсов группы с целью оптимизации структуры денежных потоков холдинга;
- Включение в оборот группы большего объема свободных денежных средств, в том числе оперативное привлечение денежных средств от дочерних организаций в головную;
- Своевременное закрытие кассовых разрывов дочерних компаний за счет перераспределения свободных средств;
- Оптимизация маршрутизации денежных потоков для целей их эффективного использования в холдинге;
- Оптимизация объемов и сроков осуществления конверсионных операций и операций по краткосрочному привлечению и размещению денежных средств компании;
- Увеличение контроля за финансовыми рисками и централизация управление финансовыми рисками группы компаний.
Учитывая все вышеизложенные факторы, стимулирование развития механизмов кэш-пулинга окажет позитивное влияние на макроэкономические показатели российской экономики, прежде всего, за счет увеличения оборачиваемости денежных средств.
Привлечение инвестиций от иностранных холдингов позволит привлечь ресурсы ликвидности в российскую экономику для удовлетворения как текущих, так и капитальных нужд компаний реального сектора экономики. При этом, несмотря на снижение привлечения компаниями заемного финансирования от банков, развитие кэш-пулинга также окажет стимулирующее воздействие на платежно-банковскую систему, так как банковские организации являются держателями счетов в рамках системы кэш-пулинга.
Одним из важнейших позитивных эффектов стимулирования системы кэш-пулинга является эффект мультипликатора на экономику, связанный с тем, что система управления ликвидностью требует значительной степени автоматизации и соответствующего развития информационных технологий в платежно-банковской системе и самих компаниях реального сектора.
Помимо неизбежной цифровизации процесса управления ликвидностью в рамках кэш-пулинга, наличие спроса на услуги разработчиков необходимого программного обеспечения позволит развитию хозяйствующих субъектов данного смежного бизнеса.
Перераспределительные механизмы управления ликвидностью способствуют равномерному распределению денежных средств между участниками хозяйственных процессов в территориальном и временном разрезах. Таким образом, использование банковских инструментов управления ликвидностью способствует эффективному использованию финансовых ресурсов. Таким образом, компаниям необходимо своевременно принимать меры по оптимизации ликвидности внутри организации. И именно инструментарий кэш-пулинга поможет повысить эффективность финансово-экономической деятельности организации и оптимизировать уровень их финансовой устойчивости.