Танцевально-двигательная терапия

Статья посвящена анализу применения танцевально-двигательной терапии в коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей школьного возраста.

Аннотация статьи
хореография
танец
танцевально-двигательная терапия
танцевальная терапия
Ключевые слова

Тяжелые экологические и экономические условия жизни, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни ведет к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и ухудшению его психологического, эмоционального и физического состояния.

Для снятия эмоциональной, умственной и физической напряженности, тревожности, эмоционального выгорания, депрессивного состояния используются различные методики, к которым относятся танцевально-двигательная терапия.

Танцевально-двигательная терапия представляет собой метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются, как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Танцевальные движения вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу [11].

Понятие танцевальная терапия появилось лишь в середине прошлого века, хотя целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времен, так как в культуре любой страны можно найти сведения об использовании искусства для нормализации душевного состояния людей. У разных племен и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов. Некоторые из них дошли до нас, в виде шаманских обрядах.

В колыбелях человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции – врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.

«Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности, что, в свою очередь, дает возможность снять напряжение, избавиться от усталости и помочь замкнутым, необщительным обучающимся, выявить у них творческие способности, а также корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое развитие личности» [5].

В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.

Танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии [8].

Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы и т. д.

Техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.

В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.

Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения. Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов.

Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми школьного возраста наибольший эффект оказывает классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психоэмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Так же внимательно нужно подходить к выбору музыки для релаксации.

Анализ проблем возникновения и преодоления психического напряжения с учетом особенностей школьников подтверждает необходимость создания помощи детям. Оптимальные психолого-педагогические условия для детей в соответствии и их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями должны включать комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление трудностей обучения и развития. Реализация потенциальных возможностей детей зависит от общего социального благополучия.

Таким образом, человек, входящий в мир музыки и танца, а затем выходящий из него, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Коллективный характер музыкально-психотерапевтических занятий подключает к оздоровительного процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников – их поддержку, сочувствие и сопереживание [7].

Полагаем, что в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей школьного возраста возможно применять метод танцевально-двигательной терапии, который в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания окружающих людей.

Текст статьи
  1. http://ncuxolog.ru/tantseval-naya-terapiya 49.
  2. Maddi S. Dispositional Hardiness in Health and Effectiveness // Encyclopedia of Mental Health / H.S. Friedman (Ed.). - San Diego (CA): Academic Press, 1998. - P. 323-335.
  3. Александрова Л.А. К Концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня: Сб. научн. трудов. Вып. 2 / Под ред. М.М. Горбатовой, А.В. Серого, М.С. Яницкого. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. -С. 82-90.
  4. Алсу Сабирова, Студия Диваданс, Санкт-Петербург. http://www.divadance.ru
  5. Бутон Б. Танцевальная терапия. / Энциклопедия по альтернативной медицине/ 2001.
  6. Возрастная и педагогическая психология: Детство, отрочество, юность – М.: Академия, - 2000г. – 624с.
  7. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика [Текст] / Э. Гренлюндт, Н.Ю. Оганесян. - СПб.: Речь, 2004.
  8. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия [Текст] / В.В. Козлов, А.Е. Гиршон, Н.И. Веремеенко. - СПб.: Речь, 2006.
  9. Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости: методическое руководство. - М.: Смысл, 2006. - 63 с.
  10. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22, № 1. - С. 16-24.
  11. Танцевально-двигательная терапия [Текст]: практикум / сост. А.Г. Чурашов. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. – 60 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября