Тяжелые экологические и экономические условия жизни, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание, малоподвижный образ жизни ведет к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и ухудшению его психологического, эмоционального и физического состояния.
Для снятия эмоциональной, умственной и физической напряженности, тревожности, эмоционального выгорания, депрессивного состояния используются различные методики, к которым относятся танцевально-двигательная терапия.
Танцевально-двигательная терапия представляет собой метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим человеку пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения рассматриваются, как отражение внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Через тело мы непосредственно переживаем и отвечаем жизни. Посредством танца выстраивается коммуникация с самим собой и окружающей средой. Танцевальные движения вовлекает в действие всю личность целиком: тело, интеллект и душу [11].
Понятие танцевальная терапия появилось лишь в середине прошлого века, хотя целительные возможности искусства, в том числе музыки, были известны с древних времен, так как в культуре любой страны можно найти сведения об использовании искусства для нормализации душевного состояния людей. У разных племен и народов существовали созвучия и ритмы, использовавшиеся как против страстей души, уныния, раздражения, гнева и других душевных «невзгод», так и против физических недугов. Некоторые из них дошли до нас, в виде шаманских обрядах.
В колыбелях человеческой цивилизации – Китае и Индии, Египте и Древней Греции – врачи и жрецы, философы и музыканты использовали музыку для врачевания. В последние годы вырос интерес специалистов к механизму воздействия искусства на ребенка. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития.
«Танцевальная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности, что, в свою очередь, дает возможность снять напряжение, избавиться от усталости и помочь замкнутым, необщительным обучающимся, выявить у них творческие способности, а также корректировать и улучшать психическое, умственное и физическое развитие личности» [5].
В основу танцевальной терапии положен танец, художественная форма движений. Но для того чтобы спонтанно выразить бессознательные движения и чувства, подготовка нужна крайне редко. И потому было бы большой ошибкой смотреть на танцевальную терапию как на механический мускульный тренинг и развитие.
Танцевальная терапия вобрала в себя множество разных подходов - от психоаналитических теорий и психодинамической терапии до поведенческой терапии, гештальт-терапии, телесно ориентированной терапии [8].
Танцевальные движения непосредственно влияют на эмоциональное состояние человека. Например, свободными движениями рук снимается зажатость плечевого пояса, что помогает избавиться от гнева; через движения кистей рук сбрасываются накопившиеся зажимы и т. д.
Техники танцевальной терапии направлены, прежде всего, на развитие кинестетической активности, телесной свободы самовыражения, отреагирования страхов, тревоги, агрессии в танце, раскрытие сексуальности и творческого самовыражения, тренировки коммуникативных функций через танцевальное взаимодействие в паре и в группе.
В процессе пластических импровизаций под музыку не только развивается фантазия, творческое воображение детей, их способность передавать в движениях различные эмоциональные состояния и образы, но и снимается психическое напряжение.
Помогая детям проявлять в движениях под музыку свободу их тела, учитель тем самым предоставляет им возможность ощутить и духовную свободу, свободу действий и самовыражения. Это универсальная технология для всех возрастов, от детей и подростков до их родителей и педагогов.
Важное значение в оказании терапевтического эффекта имеет выбор музыки. Для работы с детьми школьного возраста наибольший эффект оказывает классическая музыка. Так, наибольший эффект на снятие психоэмоционального напряжения дает сочетание музыки П.И. Чайковского и С.И. Рахманинова, а музыка В. Моцарта, Й. Гайдна оказывают положительный эффект на эмоциональное состояние ребенка. Так же внимательно нужно подходить к выбору музыки для релаксации.
Анализ проблем возникновения и преодоления психического напряжения с учетом особенностей школьников подтверждает необходимость создания помощи детям. Оптимальные психолого-педагогические условия для детей в соответствии и их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями должны включать комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление трудностей обучения и развития. Реализация потенциальных возможностей детей зависит от общего социального благополучия.
Таким образом, человек, входящий в мир музыки и танца, а затем выходящий из него, становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным и обновленным, подобно тому, как он становится другим после прогулки в лесу и соприкосновения с природой, купания в море или общения с близким другом. Коллективный характер музыкально-психотерапевтических занятий подключает к оздоровительного процессу и взаимные целебные воздействия со стороны других участников – их поддержку, сочувствие и сопереживание [7].
Полагаем, что в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и психолого-педагогической поддержки детей школьного возраста возможно применять метод танцевально-двигательной терапии, который в образовательном пространстве способствует приобретению новых навыков взаимодействия и рефлексии, самопонимания и самопринятия, а также принятия и понимания окружающих людей.