Главная
АИ #21 (48)
Статьи журнала АИ #21 (48)
Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкол...

Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

Рубрика

Образование, педагогика

Ключевые слова

технологии
федеральный стандарт
речь
развитие
дети

Аннотация статьи

В статье актуализируются вопросы анализа современных технологий речевого развития детей в условиях реализации федеральных стандартов дошкольного образования.

Текст статьи

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования речевое развитие выделено как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. Поэтому, развитие речи ребенка становится одной из актуальных проблем в деятельности педагога. Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

Целью моей работы по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребенка – его умения решать игровые, учебные, бытовые задачи посредством речи. Я стремлюсь развивать у детей свободное владение языком, навыки речевого этикета, умение ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в которой протекает общение. Факторы, влияющие на речевое развитие: эмоциональное общение с ребенком с момента рождения, развитие мелкой моторики рук, совместные игры взрослого и ребенка, чтение художественной литературы, правильная речь взрослого, создание условий для общения с другими детьми, удовлетворение любознательности ребенка.

Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, педагоги допускают ошибки следующего характера: излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей; у детей не формируется умение слушать других, речевая активность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи, важно приучать детей слушать педагога с первого раза; педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, достаточно громко, понятно для слушателей; очень часто педагоги требуют от ребенка только « полных» ответов, но ответы могут быть и краткими и развернутыми, ответ зависит от типа вопроса.

Организация речевого развития детей предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи. Инновационные технологии – это система методов, способов, приемов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счет динамичных изменений в личностном развитии ребенка в современных условиях.

Пи выборе технологии необходимо ориентироваться на требования: развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи, личностно-ориентированное общение с ребенком, активная речевая практика каждого ребенка, взаимосвязь познавательного и речевого развития, здоровьесберегающий характер.

Определяющим моментом в успешном решении задач развития речи дет дошкольного возраста является правильный выбор педагогических технологий, которые были бы не только адекватны возрастным возможностям детей, но и обеспечивали возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми.

В связи с вышесказанным, предлагаю вашему вниманию раскрытие технологий, которые я использую в своей практике.

Технология «Азбука общения» (авторы Шипицына Л.М., Защиринская О.В.).

Использование этой технологии позволили нам развить навыки межличностного взаимодействия детей от трех до шести лет со сверстниками и взрослыми. Результатом стало понимание и принятие идеи «Научись любить детей и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Если ты не понимаешь другого человека – у тебя будут проблемы». Центральной идеей стало установление взаимопонимания между родителями, детьми и педагогами. Для решения названных задач в своей работе использую следующие формы образовательной деятельности: развивающие игры (словесные, сюжетно-ролевые, театрализованы), этюды, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, моделирование и анализ ситуаций общения, сочинение историй, встречи в семейных гостиных и др.

Технология теория решения изобретательных задач (ТРИЗ) развитие творческого воображения (РТВ) (авторы Альтшулер Г.С., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н.), это система игр, занятий и заданий, способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление. Технология позволяет естественным образом осуществить личностно-ориентированный подход.

Этапы методики ТРИЗ:

  1. Поиск сути (перед детьми ставится проблема, вопрос, который надо решить и все ищут разные варианты решения).
  2. «Тайна двойного» (выявляем противоречие: хорошо- плохо).
  3. Разрешение противоречий.

Методы ТРИЗ, полюбившиеся нашим детям: «Несуществующее животное», дети соединяют части от разных животных, получается новое животное, придумывают ему название; «Эмпатия», представить себя каким – то предметом и рассказать, что ты чувствуешь, в роли этого предмета; «Системный оператор» формирование у детей умения системно мыслить по отношению к любому объекту, расширение кругозора.

Технология «Синквейн» – нерифмованное стихотворение из 5 строк, которое может составить любой ребенок. В этом его огромный плюс в плане поддержания самооценки ребенка. Синквейн помогает реализовать свои интеллектуальные возможности, пополнить мышление посредством игрового приема. Составление синквейна можно использовать как заключительное задание пройденному материалу, для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. В первой строке находится сам тема, заголовок, во второй два слова или словосочетания, которые описывают свойств и признаки этого предмета. В третьей, три слова, которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. В четвертой, ребенок выражает свое мнение о затронутой теме. Пятая строка содержит в себе одно слово или сочетание, это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления. Четкое соблюдение правил составления синквейна не обязательно (пример синквейна: машина; быстрая, мощная; едет, обгоняет, тормозит; я люблю кататься; транспорт).

Технология «Мнемотехника» – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение воспроизведение информации. Даная система методов способствует развитию разных видов памяти (слуховой, зрительной, двигательной, тактильной); мышления, внимания, воображения и развития речи дошкольников. Методы мнемотехники очень действенны при обучении детей пересказу произведений художественной литературы, при заучивании стихов, скороговорок.

Мнемотехника включает: сенсорно-графические схемы (Воробьева В.К.), предметно-схематические модели (Ткаченко Т.А.), блок-квадраты (Глухов В.П.), коллаж (Большева В.Т.), схема составления рассказа (Ефименкова Л.Н.).

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Использование мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста способствует творческому познанию дошкольниками явлений родного языка, построению самостоятельных связных высказываний, обогащению словарного запаса. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо использовать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы (лиса – рыжая, елочка – зеленая). Детям старшего возраста предлагаем схемы в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехнику используем в виде мнемоквадратов, мнемотаблиц, мнемодорожек. Мнемотаблицы составляем к русским народным сказкам, загадкам, считалкам, стихам. Помимо таблиц и стихов это могут быть истории в картинках с пропущенными словами, вместо которых рисуются изображения. Также можно применять игры с определением последовательности (одевания, выращивания растений и прочее). Детям очень нравится такой игровой процесс обучения, во время которого они, не замечая, осваивают грамотную речь.

Технология активизирующего обучения речи как средству общения (Белобрыкина О.А.). По мнению автора технологии, важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка. Использование лингвистических игр, представленных в этой технологи, позволяет развивать различные виды речевой активности ребенка. Лингвистические игры: «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек); «Кто кем будет?» (мальчик – мужчиной, девочка – женщиной); «Кто кем был» (лошадь – жеребёнком, корова – теленком); «Чем был, чем стал» (глина – горшок, ткань – платье); «Что умеет делать?» (ножницы – резать, свитер – греть).

Творческая жилка воображения есть у всех, и ее можно и нужно развивать с детства – утверждает педагог и детский писатель Джанни Родари в своей увлекательной книге «Грамматика фантазии». Один из приемов для запуска детского творчества, описанный в этой книге, – переписывание классических сказок. Для первого знакомства с этими приемами я выбрала для детей самые простые истории, которые они слышали много раз «Репка», « Красная шапочка» и др.

Сказки «наизнанку», используя этот метод, мы умышленно «переворачиваем» сказку: злых персонажей делаем добрыми, маленьких – большими, красивых – уродливыми, события меняем на противоположные. В итоге получается сказка либо совсем новая, либо частично – это зависит от того, будет ли принцип «выворачивания наизнанку» применен к одному или ко всем элементам истории. Вот как переделали сказку про колобка – «Колобок –обжора».

Колобок у бабки получился большой-пребольшой, да еще и прожорливый. И он катился по лесу в поисках еды. В итоге все, кого он встретил, от него убежали. Только лису он сумел обхитрить и съесть.

«Салат из сказок» – перемешивание сказочных персонажей и их приключений в один сказочный сюжет. Детям нравится фантазировать, это доставляет им радость и доставляет воображение. Детям важен процесс переписывания, игра, они не думают о результате и художественной ценности.

Также в своей работе использую:

  • дыхательные гимнастики («Буря в стакане», «Забей мяч в ворота», «Прожорливые фрукты»);
  • артикуляционные гимнастики (при проведении помогает пособие «Домик веселого язычка»;
  • логопедические перфокарты (назвать слова с заданным звуком, поставить крестик, соединить все крестики и получить букву);
  • зашумленные картинки (найти предметы, наложенные друг на друга, найти только с определенным звуком);
  • заколдованные буквы (найти буквы в сюжетной картине);
  • игра «Капризная стиралочка» (постирать только слова, начинающиеся на букву с и т.д.)
  • пособие «Логопедический монстр Бу» (монстр кушает слова, которые начинаются на букву а и т.д.)

Проанализировав собранный материал, мы воплощаем современные технологии в свою практику, включая в эту деятельность и родителей.

И на сегодняшний день мы уже видим положительные результаты к проявлению творческой, речевой активности наших воспитанников. Подводя итоги, можно сказать, что выше перечисленные технологии оказывают существенное влияние на развитие речи детей дошкольного возраста.

Сегодня нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого. Помочь в формировании такой личности могут современные образовательные технологии и правила:

  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче;
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети;
  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди!

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.- Т.2. - С. 251. / Л.С.Выготский -М.: Педагогика, 1982.
  2. Шипицина Л.М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (3-6 лет) / Л.М.Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова, Т.А. Нилова – СПб.: Детство-Пресс, 2010.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение/ О.А.Белобрыкина – Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Рассел Дж. Синквейн / Дж.Рассел – VSD, 2013 http://dic.academic.ru/
  5. Сидорчук Т.А. Технология развития связной речи дошкольников: Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений / Т.А. Сидорчук, Н.Н.Хоменко. - Минск: Изд. Центр ОТСМ-ТРИЗ технологий, 2004.

Поделиться

12123

Кулакова О. М. Современные технологии речевого развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // Актуальные исследования. 2021. №21 (48). С. 56-59. URL: https://apni.ru/article/2487-sovremennie-tekhnologii-rechevogo-razvitiya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января