Одним из субъективных факторов, влияющих на формирование прибыли, а, следовательно, и налог на нее, является учетная политика организации. Действующим Федеральным законом «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011 г. и другими нормативными документами субъектам хозяйствования предоставлено право выбирать методы учета, которые могут существенно повлиять на уровень финансовых результатов [1]. Это дает возможность внутрифирменному менеджменту регулировать их легально существующими способами и соответственно оптимизировать налоговые обязательства хозяйствующего субъекта.
Регулировать финансовые результаты субъектов хозяйствования побуждают быстро меняющиеся условия хозяйствования и кризисные явления в экономике. Основными направлениями регулирования финансовых результатов являются: распределение доходов и затрат между смежными отчетными периодами; регулирование методов оценки активов (основных средств, производственных запасов, нематериальных активов) и др.
Исходя из действующих нормативных актов по бухгалтерскому учету, можно использовать следующие способы регулирования финансовых результатов:
- использование методов начисления амортизации при применении традиционных и упрощенных способов ведения бухгалтерского учета;
- применение различных методов оценки запасов (ФИФО, средних цен, цена каждой единицы запасов). Метод ФИФО – это оценка затрат материалов по ценам первых закупок, Сумма текущих затрат и финансовый результат существенно зависит от выбранного метода, особенно в условиях инфляции. Так, при использовании метода средневзвешенной прибыль будет больше, чем при использовании метода ФИФО, так как естественно, что в условиях инфляции цена последних закупок будет выше, чем первых;
- использование различных методов признания прибыли от реализации товаров (работ, услуг) субъектами малого предпринимательства – по моменту оплаты реализованной продукции (кассовый метод) или по моменту отгрузки и предъявлению расчетных документов (метод начисления). Использование метода начисления в случае задержки платежа покупателем может поставить предприятие в сложные финансовые условия, так как деньги от покупателя еще не поступят, а налоги уже надо будет платить;
- использование различных способов формирования себестоимости продаж – по полной сумме затрат или ограниченная себестоимость. При формировании ограниченной себестоимости важно правильно классифицировать затраты на условно-постоянные и условно-переменные. Условно-постоянные, управленческие расходы не включаются в себестоимость продаж, а учитываются обособленно и списываются в полном объеме на продажи. Формирование ограниченной себестоимости позволяет оптимизировать состав управленческих расходов и осуществлять постоянный контроль за ними;
- другие способы регулирования финансовых результатов, вытекающие из соответствующих изменений нормативных документов, регулирующих вопросы учетной политики.
В связи с изложенным одним из важных направлений анализа внешних субъектов (налоговых, контролирующих органов, аудиторов и др.) является анализ регулирования финансовых результатов. Целью данного анализа является установление правильности применения субъектом анализа методов регулирования финансовых результатов и их влияния на прибыль.
В процессе анализа производится оценка соответствия учетной политики субъекта хозяйствования действующим законодательным документам и Федеральным стандартам бухгалтерского учета, выявляются отклонения от них. Для этого сравниваются основные положения учетной политики, изложенные в приказе руководителя предприятия, с соответствующими правовыми регламентами (Федеральным законом «О бухгалтерском учете», Налоговым Кодексом РФ и т.д.).
Важным направлением анализа по данной проблеме является оценка влияния учетной политики на финансовый результат и сумму налоговых обязательств, анализ налоговой нагрузки экономического субъекта. Для этого необходимо сделать сравнительный анализ прибыли и налогов на нее. Результаты анализа можно оформить в аналитической таблице, в которой следует отразить суммы прибыли и налога на нее, рассчитанные по методике до и после изменения учетной политики, изменение этих сумм. Целесообразно взять прибыль до налогообложения и чистую прибыль, так как, ставя основной целью снижение налоговых обязательств, некоторые субъекты хозяйствования забывают о том, что уменьшается и чистая прибыль, а, следовательно, и отчисления на капитализацию и потребление, со всеми вытекающими отсюда последствиями – ухудшением показателей финансовой устойчивости, повышением риска доступа к заемному капиталу и т.д.
Заключительным этапом анализа формирования прибыли является оценка ее качества. Понятие «качество прибыли» – комплексное. Цель его оценки – прогнозирование «зарабатывающей» способности субъекта хозяйствования, определение возможности сохранения и повышения темпов роста прибыли.
Изучение качества прибыли целесообразно вести по многим направлениям, основными из которых являются: достоверность (реальность), влияние учетной политики на формирование финансового результата, стабильность основных элементов прибыли до налогообложения, деловой имидж организации.
Для изучения реальности показателей прибыли проверяется достоверность отчетности по финансовым результатам – формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и др. Эта проверка осуществляется внутренними контролерами или внешними аудиторами, и подтверждается путем выражения мнения, обеспечивающего разумную уверенность пользователей информации. Если данные о прибыли реальны, то это один из критериев высокого качества прибыли.
Кроме проверки достоверности источников информации о финансовых результатах, следует изучить влияние применения общих принципов отражения фактов хозяйственной жизни в учете на качество прибыли. Если субъект хозяйствования ежегодно меняет свою учетную политику, то данное обстоятельство снижает качество его прибыли.
Для оценки качества прибыли используются также результаты анализа ее динамики и структуры. Если на протяжении достаточно длительного времени наблюдаются стабильные темпы роста, а в структуре прибыли преимущественная ее доля получается от основной деятельности, то качество прибыли высокое. Внешним субъектам анализа следует проявлять особую осторожность в отношении субъектов хозяйствования с очень высокими темпами роста прибыли, интенсивно использующих рекламу, замешанных в неблаговидных делах, т.к. это существенно снижает качество прибыли.
Деловой имидж собственников и управленческого персонала формируется на основании выполнения взаимных обязательств, личных контактов, публикаций в прессе, неофициальных источников. Отрицательный деловой имидж также является одним из индикаторов низкого качества прибыли.
Таким образом, современные условия хозяйствования предполагают наличие множества факторов, влияющих на формирование прибыли. Одним из основополагающих факторов является принятая учетная политика организации. Субъектам хозяйствования предоставлено право самостоятельно формировать регламенты учета, которые могут существенно повлиять на уровень финансовых результатов, это дает возможность регулировать их легально существующими способами и соответственно оптимизировать налоговые обязательства хозяйствующего субъекта. Регулировать финансовые результаты субъектов хозяйствования побуждают быстро меняющиеся условия хозяйствования и кризисные явления в экономике.
Основными направлениями регулирования финансовых результатов являются:
- регулирование методов оценки активов (основных средств, производственных запасов, нематериальных активов);
- регулирование способов начисления амортизации по внеоборотным активам;
- выбор способа формирования себестоимости;
- регулирование метода признания выручки и налоговых обязательств и др.
Выбор оптимального способа регулирования финансовых результатов для экономического субъекта подтверждается оценкой эффективности принятой учетной политики и анализом налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта.
Заключительным этапом анализа формирования прибыли является оценка ее качества. Цель оценки качества прибыли – прогнозирование способности субъекта хозяйствования к получению доходов и прибыли, определение возможности сохранения и повышения темпов их роста. Изучение качества прибыли целесообразно вести по многим направлениям, основными из которых являются: достоверность (реальность) полученной суммы прибыли; влияние учетной политики на формирование финансового результата; стабильность основных элементов прибыли до налогообложения; деловой имидж организации.