Главная
Конференции
Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования
Условия и средства процесса формирования эстетической культуры младших подростко...

Условия и средства процесса формирования эстетической культуры младших подростков

Секция

Педагогика и психология

Ключевые слова

эстетическая культура
формирование
психолого-педагогические условия
эстетическая среда
средства

Аннотация статьи

В статье рассматриваются основные механизмы формирования эстетической культуры подростков. К ним можно отнести: стихийное, непреднамеренное влияние на человека условий его жизни; целенаправленное влияние на личность родителей и учителей; самовоспитание личности. Раскрываются одни из главных компонентов педагогически-организованного процесса формирования эстетической культуры подростков: условия и средства.

Текст статьи

В педагогике под формированием понимается «процесс изменения личности в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью, появления физических и социально-психологических новообразований в структуре личности и, в связи с этим, изменение внешних проявлений (формы) личности, благодаря которой она существует для других людей» [6].

Таким образом, процесс формирования эстетической культуры личности включает в себя:

  • постоянное изменение и развитие ее структурных компонентов, отраженное в новом уровне и качестве сформированности эстетической культуры, и как следствие, изменение эстетического отношения личности к действительности;
  • воздействие на эстетическое развитие личности многообразных природных и социальных факторов, включая и педагогические.

По мнению М.С Кагана, на процесс формирования культуры личности вообще и ее эстетической культуры в частности, оказывают воздействие следующие концентрические сферы:

  • стихийное, непреднамеренное влияние на человека условий его жизни, окружающей среды, обстоятельств его повседневного быта;
  • целенаправленное влияние на личность родителей и учителей с целью формирования ее по определенной модели;
  • самовоспитание личности, которое становится возможным лишь в определенном возрасте на основе сравнительно высокого интеллекта и воли [4].

Следовательно, наиболее активно и целенаправленно эстетическая культура учащихся формируется в педагогически организованном процессе школы.

Для решения поставленных целей и задач, а также для обеспечения эффективности процесса формирования эстетической культуры школьников необходимо соблюдений ряда психолого-педагогических условий.

Первым условием формирования эстетической культуры учащихся подросткового возраста является наличие эстетической среды. Эстетическая среда, в нашем понимании, это определенная совокупность окружающих ребенка обстоятельств и условий, выступающих мощным фактором его вхождения в эстетическую культуру.

Эстетическая среда может рассматриваться как стихийная, либо специально организованная. В первом случае она включает в себя стихийно воздействующие на личность природные явления, средства массовой информации, общений с различными людьми, внешнее оформление улиц и городов и т. п. Влияние этих факторов велико, но непредсказуемо. Для того, чтобы уменьшить его негативный аспект необходимо создавать воспитывающую эстетическую среду, целенаправленно влияющую на процесс формирования эстетической культуры учащихся.

Опираясь на работу Л.И. Маленковой [5, с. 157-158], мы выделяем несколько путей создания эстетически воспитывающей среды:

  • придание эстетической интерпретации природным и социальным факторам с помощью различных педагогических приемов: целенаправленное обращение внимания на эстетическую сторону явления, разъяснение непонятных явлений и фактов, эстетическая оценка, организация наблюдений и т. д.;
  • создание специальных воспитывающих ситуаций в природной и социальной среде, имеющих целью развитие определенных компонентов эстетической культуры;
  • взаимодействие педагогов по созданию единой стратегии и тактики процесса формирования эстетической культуры школьников;
  • взаимодействие с семьями учащихся, потенциально являющимися мощным фактором эстетического развития;
  • создание эстетической предметно-пространственной среды.

Высокий уровень эстетической культуры педагога и его способность к эстетическому творчеству является вторым педагогическим условием формирования эстетической культуры младших подростков. По словам В.А. Сухомлинского, «нельзя быть педагогом, не овладев тонким эмоциональным видением окружающего мира». Для преподавателя любой школьной дисциплины важно уметь эстетически оформить и подать учебный материал, яркой образной эмоциональной речью вызвать у учащихся положительный эмоциональный отклик на него, разбудить воображение.

М.А. Верб выделяет необходимые качества учителя школы с высокой эстетической культурой:

  • широкая научно-эстетическая образованность;
  • система ценностных ориентаций в области эстетики и искусства;
  • эмоциональная восприимчивость к красоте действительности, искусства, человеческих отношений и педагогической деятельности;
  • наличие художественно-творческих способностей, которые позволят педагогу свободно вносить эстетический элемент в различные грани урока и виды деятельности [3].

Учитель, обладающий данными качествами, способен сделать процесс формирования эстетической культуры учащихся интересным и результативным.

Следующее педагогическое условие эстетического развития учащихся 5-7 классов – это организация самостоятельной эстетической деятельности посредством выполнения творческих проектов.

Как отмечалось ранее, развитие всех компонентов эстетической культуры зависит от степени включения личности в активную эстетическую деятельность. Преобразовательная по своей сути, она удовлетворяет естественную потребность подросткового возраста в самореализации, в ходе которой создается нечто субъективно или объективно новое. Объектом эстетического преобразования может стать любой предмет, явление окружающего мира и сам человек. Способность к эстетическому творчеству в различных видах деятельности начинает интенсивно формироваться в младшем подростковом возрасте. Тяготение подростков к таким формам занятий, где им предоставляется большая доля самостоятельности, а учитель выступает в роли помощника, обуславливает целесообразность применения в процессе формирования эстетической культуры учащихся метода творческих проектов.

Четвертое условие – это обеспечение информационно-педагогической поддержки школьников в процессе проектной деятельности эстетической направленности. В процессе выполнения творческих проектов учащимся необходима консультативная помощь учителя, его информационно-педагогическая поддержка, содержание которой составляют: разработанный банк творческих проектов, услуги интернета, помощь в подборе необходимой литературы и произведений искусства, показ видеофильмов, демонстрация репродукций, журналов и т.п.

Пятым условием формирования эстетической культуры младших подростков является активизация межличностного общения между субъектами эстетической деятельности.

В силу того, что сфера общения занимает одно из главных мест в жизнедеятельности учащихся подросткового возраста, необходимость соблюдения этого условия неоспорима. Подростки с удовольствием и интересом учатся, выполняют поручения, трудятся, если этому сопутствует разнообразное общение, как со сверстниками, так и с представителями старшего поколения.

Освоение эстетических ценностей происходит через приобщение к ним посредством межличностного общения. А.В. Гордеева определяет общение как «особый, специфический вид совместной деятельности двух и более субъектов, в процессе которого происходит «диалог личностей», их взаимопроникновение и взаимовлияние. Продуктом его является…качественно новый уровень развития каждой отдельной личности, включая уровень эстетической культуры». Это подтверждает мысль А.А. Бодалева, что общение – это гарант полноценного развития личности и как субъекта деятельности и как индивидуальности [1, с. 271].

В процессе эстетически направленного общения незаменима роль учителя, мнение и пример которого основаны на жизненном опыте и хорошем эстетическом вкусе, и влияют на становление эстетических убеждений, взглядов, вкуса и идеала взрослеющей личности. Основными составляющими эстетических отношений между педагогом и учащимися в условиях эстетической деятельности являются взаимопонимание, сотрудничество и сотворчество.

Еще одно важное условие развития эстетической культуры учащихся младшего подросткового возраста – это учет возрастных особенностей эстетического развития и изучение динамики формирования эстетической культуры учащихся. Для того чтобы строить программу целенаправленной работы по формированию эстетической культуры школьников педагогу необходимо знать и учитывать возрастную динамику ее развития и наиболее сензитивные периоды для формирования определенных ее компонентов. Исследование показывает, что успешно формирование эстетической культуры происходит, если этот процесс построен целостно с учетом взаимосвязи ее эмоционально-волевого, потребностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

Формирование эстетической культуры школьников осуществляется различными средствами.

Большое влияние на эстетическое развитие подростков оказывает общение с друзьями, родителями, учителями, представителями культурной интеллигенции. В ходе него формируются эстетические взгляды, убеждения, вкусы, потребности, развиваются эстетические интересы, происходит становление эстетического идеала.

Незаменимый источник прекрасного – природа. Она предоставляет богатейший материал для развития тонкости восприятия, воображения, разнообразия эстетических чувств, способности к эстетическому видению мира. К.Д. Ушинский писал: «…я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога…» [7, с. 53].

Важным средством формирования эстетической культуры подростков являются различные виды деятельности: учебная, трудовая, общественно-полезная, художественная и т.д. Например, в процессе трудовой деятельности создаются материальные и духовные ценности, которые эстетически преобразует окружающую действительность. Эстетическую ценность для учащихся может представлять как сам процесс, так и результат труда. Важно понимание учащимися того, что «труд прекрасен тем, что умножает красоту жизни, творит ее, сохраняет и оберегает».

Предметно-пространственная среда представляется одним из средств развития у школьников эстетического отношения к красоте окружающей действительности и потребности в ней. Наибольшее влияние предметно-пространственная среда оказывает, если учащиеся сами принимают активное участие в облагораживании школьного и домашнего интерьера, в оформлении занятий и различных внеурочных мероприятий.

Общеобразовательные предметы предоставляют большие возможности для становления эстетической культуры младших подростков. Каждая учебная дисциплина потенциально несет в себе эстетический аспект. Он может проявляться в способе подачи учебного материала, оформлении наглядности, красоте и правильности речи учителя и его внешнем облике, оригинальности и красоте решения задач, эстетической значимости содержания предмета, организации творческой деятельности учащихся, привлечении средств искусства и т.д.

Среди всех средств педагогического процесса наиболее целенаправленно и систематично формируют эстетическую культуру учащихся 5–7 классов художественно-эстетические предметы: литература, изобразительное искусство, музыка. По словам А.А. Мелик–Пашаева, именно предметы по искусству решают серьезные воспитательные задачи в силу специфики их содержания. Цель обучения художественным дисциплинам состоит в том, чтобы, приобщая детей к специальной области искусства, развивать у них общечеловеческую способность эстетического отношения к жизни.

Искусство учит целостному восприятию мира и формирует целостную личность. Если другие школьные дисциплины формируют какие-то отдельные качества и способности учащихся, то искусство воздействует комплексно на интеллект, мышление, воображение, чувства, творческие способности. Это обусловлено полифункциональностью искусства. Ю.Б. Борев выделяет следующие его функции:

  • общественно-преобразующая и компенсаторная / искусство как деятельность и как утешение;
  • познавательно-эвристическая / искусство как знание и просвещение;
  • художественно-концептуальная / искусство как анализ состояния мира;
  • функция предвосхищения / искусство как предсказание;
  • информационная и коммуникативная / искусство как сообщение и общение;
  • воспитательная / искусство как катарсис; формирование целостной личности;
  • внушающая / искусство как суггестия, воздействие на подсознание;
  • эстетическая / искусство как формирование творческого духа и ценностных ориентаций;
  • гедонистическая / искусство как наслаждение [2, с. 121-134].

Искусство – это неисчерпаемый источник умножения и расширения жизненного опыта личности, так как в произведениях искусства в совершенной форме отражен во всем своем многообразии ценнейший многовековой опыт человечества.

Немаловажную роль в развитии и удовлетворении эстетических интересов и потребностей, в расширении эстетического кругозора играют школьные факультативы, кружки и учреждения дополнительного образования: клубы, школы, студии, центры творчества и др.

Список литературы

  1. Бодалев. А.А. Личность и общение: Избранные труды. – М: Педагогика, 1989. – 271 с.
  2. Борев Ю.Б. Эстетика – 4-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1988. – 496 с.
  3. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старших школьников: учебное пособие для студентов. – Л., 1980. – 80 с.
  4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб: ТОО «Метрополис», 1996. – 416 с.
  5. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя – воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский дом «Ноосфера», 1999. – 300 с.
  6. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед.вузов и пед. колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 608 с.
  7. Ушинский К.Д. Биографические материалы // Собр. соч.: в 11 т. Т.2. – М., 1952. – С. 53.

Поделиться

3224

Семенова Л. С. Условия и средства процесса формирования эстетической культуры младших подростков // Социально-гуманитарные науки: современные парадигмы и исследования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 27 мая 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 142-146. URL: https://apni.ru/article/2489-usloviya-i-sredstva-protsessa-formirovaniya

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика и психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря