Изучение микронутриентного статуса студентов

В статье проведен анализ микронутриентного статуса студентов анкетно-опросным методом. Определен дефицит обеспеченности организма йодом, селеном кальцием, цинком. Даны рекомендации по корректировке дефектов питания доступным для студентов набором продуктов.

Аннотация статьи
сбалансированность рациона
рекомендуемые нормы
студенты
микронутриентный статус
Ключевые слова

Существует взаимосвязь сбалансированных рационов питания и здоровья населения. Сбалансированное питание, как известно, обусловливает нормальное функциональное состояние организма человека, реализацию его адаптационных возможностей. Рациональное питание предусматривает баланс энергии, пропорциональное поступление макронутриентов и сбалансированность микронутриентов. Неадекватное поступление с суточным рационом любых пищевых веществ, особенно эссенциальных, является фактором риска развития заболеваний. В последние годы у молодого поколения увеличивается распространенность алиментарно-обусловленных заболеваний [7]. Поэтому, целью наших исследований было изучение микронутриентного статуса студентов по пищевым рационам с последующей гигиенической оценкой фактического потребления микро- и макроэлементов.

Обеспеченность организма микронутриентами оценивали по содержанию микро- и макроэлементов в рационах питания студентов опросно-анкетным методом. В течение двух сезонов – летом и зимой было проведено анкетирование 87 студентов возраста 18-23 лет, оценивалось среднее 24-часовое воспроизведение питания [1]. Фактические суммарные дозы потребления микро- и макроэлементов определяли, пользуясь таблицами химического состава [8]. Гигиенический анализ обеспеченности студентов микронутриентами проводили по нормам физиологической потребности в пищевых веществах [4]. Статистически обработано 174 анкеты, достоверность различий оценивали по t -критерию Стьюдента при р≤0,05.

Известно, что микронутриенты поступают в организм с пищевыми продуктами. В соответствии с физиологическими потребностями, обеспечение общего баланса химической структуры пищи взрослого человека является полноценным при ежедневном поступлении макроэлементов (в мг): кальция – 1250, фосфора – 800, магния – 400, калия – 2500, микроэлементов: железа – 10 мг (мужчины), 15 мг (женщины), цинка – 12 мг. Суточная потребность йода составляет 150 мкг, селена -70 мкг, кобальта – 10 мкг, хрома – 50 мкг, марганца – 2 мг, меди – 1 мг [6]. При этом, территория Орловского региона является биогеохимической провинцией с недостатком йода, что вызывает формирование у населения йоддефицитных состояний. Микронутриентная недостаточность проявляется в заболеваемости эндемическим зобом, тиреоидитом [2, 5].

Рацион студентов, как показало их анкетирование, включает, в основном, макаронные изделия, блюда из картофеля, в том числе чипсы. Распространены в рационах хлеб, мясные изделия, в основном, недорогая колбаса, молочные продукты, кондитерские изделия, овощи, фрукты, чай.

По макро- и микроэлементному составу нами установлена несбалансированность рациона. Среднесуточные рационы студентов обеспечивают только половину потребности в таком важном микронутриенте, как кальций. Студенты испытывают острый дефицит йода – всего 29% обеспеченности от физиологической нормы. Поступление селена составило 59% от физиологической нормы, цинка – 75% от необходимого количества. На достаточно высоком уровне находилась обеспеченность железом и составила 220%, показатель магния равен 180%, фосфора – 138%, калия – 133%. Обеспеченность марганцем составила 170%, столько же кобальтом, медью – 150% (таблица).

Таблица

Содержание макро- и микроэлементов в среднесуточных рационах питания студентов, М±m

Химические элементы

Потребление

нормативное

фактическое

% от нормативного потребления

K, мг

2500

3327+76

133

Ca, мг

1250

673+31

54

P, мг

800

1107+37

138

Mg, мг

400

720+45

180

Zn, мг

12

9+4

75

Fe, мг

10

22+2

220

Mn, мг

2

3,4+0,5

170

Сu, мг

1

1,5+0,1

150

I, мкг

150

43+1,6

29

Se, мкг

70

41+2,2

59

Cr, мкг

50

54+1,9

108

Co, мкг

10

17+0,9

170

Таким образом, изучение поступления микронутриентов с суточным рационом позволило установить выраженный дефицит в обеспеченности организма студентов кальцием, йодом, селеном и цинком. Количественно недостаточное питание приводит к дефициту рациона по микронутриентам, что играет существенную роль в нарушении процессов метаболизма в организме. Поэтому, дефекты питания нами рекомендовано скорректировать доступным набором продуктов путем включения в пищевой рацион студентов молочных и мясных блюд, зеленых овощей. Нехватку йода необходимо восполнить употреблением морепродуктов, йодированной соли. Дефицит кальция требует обязательной коррекции – ввода в рацион молока, кефира, творога, йогурта, фасоли. Дефицит цинка можно восполнить употреблением бобовых, яиц, орехов, мясных блюд, морепродуктов. Орехи, мясопродукты и морепродукты являются надежными источниками в том числе и селена [3, 9].

При неадекватном обеспечении организма студентов микро- и макроэлементами скорректированные рационы – это один из способов профилактики дефицита микронутриентов. Устранение дефектов питания позволит избежать снижения адаптационных возможностей организма, возникновения алиментарно-обусловленных заболеваний.

Текст статьи
  1. Заиченко А. И., Волгарев М. Н., Бондарев Г. И. и др. Методические рекомендации «Изучение питания и здоровья населения в связи с характером питания». - 1984. – 113 с.
  2. Здоровье населения Орловской области и деятельность учреждений здравоохранения в 219 году (статистические материалы). – Орел, 2020. - 209 с.
  3. Королев А.А. Гигиена питания.-М.: «Академия» 2007.-С. 111-150.
  4. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации МР (Методические рекомендации) от 18.12.2008 -М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009 – 25 с.
  5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Орловской области в 2019 году: Доклад.- О.: Управление Роспотребнадзора по Орловской области, 2020 г. – С.51-52.
  6. Рациональное питание. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. Методика МР 2.3.1.1915-042.3.1.1915-04.-М, 2004.- 48 с.
  7. Роль пищевых веществ в защите организма от ксенобиотиков /Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г./Сб. статей Международной научно-практической конференции «Естествознание и технические науки: глобальные вызовы тренды, возможности». - Белгород: АПНИ, 2019.- С.33-39.
  8. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания : [справочник] / И. М. Скурихин, В. А. Тутельян. - Москва : ДеЛи принт, 2007. - 275 с.
  9. Тутельян В.А., Вялков А.И., Разумов А.Н., Михайлов В.И., Москаленко К.А., Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Сергеев В.Н. Научные основы здорового питания. – М.: Издательский дом «Панорама», 2010. – 816 с.
Список литературы