Существует взаимосвязь сбалансированных рационов питания и здоровья населения. Сбалансированное питание, как известно, обусловливает нормальное функциональное состояние организма человека, реализацию его адаптационных возможностей. Рациональное питание предусматривает баланс энергии, пропорциональное поступление макронутриентов и сбалансированность микронутриентов. Неадекватное поступление с суточным рационом любых пищевых веществ, особенно эссенциальных, является фактором риска развития заболеваний. В последние годы у молодого поколения увеличивается распространенность алиментарно-обусловленных заболеваний [7]. Поэтому, целью наших исследований было изучение микронутриентного статуса студентов по пищевым рационам с последующей гигиенической оценкой фактического потребления микро- и макроэлементов.
Обеспеченность организма микронутриентами оценивали по содержанию микро- и макроэлементов в рационах питания студентов опросно-анкетным методом. В течение двух сезонов – летом и зимой было проведено анкетирование 87 студентов возраста 18-23 лет, оценивалось среднее 24-часовое воспроизведение питания [1]. Фактические суммарные дозы потребления микро- и макроэлементов определяли, пользуясь таблицами химического состава [8]. Гигиенический анализ обеспеченности студентов микронутриентами проводили по нормам физиологической потребности в пищевых веществах [4]. Статистически обработано 174 анкеты, достоверность различий оценивали по t -критерию Стьюдента при р≤0,05.
Известно, что микронутриенты поступают в организм с пищевыми продуктами. В соответствии с физиологическими потребностями, обеспечение общего баланса химической структуры пищи взрослого человека является полноценным при ежедневном поступлении макроэлементов (в мг): кальция – 1250, фосфора – 800, магния – 400, калия – 2500, микроэлементов: железа – 10 мг (мужчины), 15 мг (женщины), цинка – 12 мг. Суточная потребность йода составляет 150 мкг, селена -70 мкг, кобальта – 10 мкг, хрома – 50 мкг, марганца – 2 мг, меди – 1 мг [6]. При этом, территория Орловского региона является биогеохимической провинцией с недостатком йода, что вызывает формирование у населения йоддефицитных состояний. Микронутриентная недостаточность проявляется в заболеваемости эндемическим зобом, тиреоидитом [2, 5].
Рацион студентов, как показало их анкетирование, включает, в основном, макаронные изделия, блюда из картофеля, в том числе чипсы. Распространены в рационах хлеб, мясные изделия, в основном, недорогая колбаса, молочные продукты, кондитерские изделия, овощи, фрукты, чай.
По макро- и микроэлементному составу нами установлена несбалансированность рациона. Среднесуточные рационы студентов обеспечивают только половину потребности в таком важном микронутриенте, как кальций. Студенты испытывают острый дефицит йода – всего 29% обеспеченности от физиологической нормы. Поступление селена составило 59% от физиологической нормы, цинка – 75% от необходимого количества. На достаточно высоком уровне находилась обеспеченность железом и составила 220%, показатель магния равен 180%, фосфора – 138%, калия – 133%. Обеспеченность марганцем составила 170%, столько же кобальтом, медью – 150% (таблица).
Таблица
Содержание макро- и микроэлементов в среднесуточных рационах питания студентов, М±m
Химические элементы |
Потребление | ||
нормативное |
фактическое |
% от нормативного потребления | |
K, мг |
2500 |
3327+76 |
133 |
Ca, мг |
1250 |
673+31 |
54 |
P, мг |
800 |
1107+37 |
138 |
Mg, мг |
400 |
720+45 |
180 |
Zn, мг |
12 |
9+4 |
75 |
Fe, мг |
10 |
22+2 |
220 |
Mn, мг |
2 |
3,4+0,5 |
170 |
Сu, мг |
1 |
1,5+0,1 |
150 |
I, мкг |
150 |
43+1,6 |
29 |
Se, мкг |
70 |
41+2,2 |
59 |
Cr, мкг |
50 |
54+1,9 |
108 |
Co, мкг |
10 |
17+0,9 |
170 |
Таким образом, изучение поступления микронутриентов с суточным рационом позволило установить выраженный дефицит в обеспеченности организма студентов кальцием, йодом, селеном и цинком. Количественно недостаточное питание приводит к дефициту рациона по микронутриентам, что играет существенную роль в нарушении процессов метаболизма в организме. Поэтому, дефекты питания нами рекомендовано скорректировать доступным набором продуктов путем включения в пищевой рацион студентов молочных и мясных блюд, зеленых овощей. Нехватку йода необходимо восполнить употреблением морепродуктов, йодированной соли. Дефицит кальция требует обязательной коррекции – ввода в рацион молока, кефира, творога, йогурта, фасоли. Дефицит цинка можно восполнить употреблением бобовых, яиц, орехов, мясных блюд, морепродуктов. Орехи, мясопродукты и морепродукты являются надежными источниками в том числе и селена [3, 9].
При неадекватном обеспечении организма студентов микро- и макроэлементами скорректированные рационы – это один из способов профилактики дефицита микронутриентов. Устранение дефектов питания позволит избежать снижения адаптационных возможностей организма, возникновения алиментарно-обусловленных заболеваний.