Изучение микронутриентного статуса студентов

Секция

Медицинские науки

Ключевые слова

микронутриентный статус
студенты
сбалансированность рациона
рекомендуемые нормы

Аннотация статьи

В статье проведен анализ микронутриентного статуса студентов анкетно-опросным методом. Определен дефицит обеспеченности организма йодом, селеном кальцием, цинком. Даны рекомендации по корректировке дефектов питания доступным для студентов набором продуктов.

Текст статьи

Существует взаимосвязь сбалансированных рационов питания и здоровья населения. Сбалансированное питание, как известно, обусловливает нормальное функциональное состояние организма человека, реализацию его адаптационных возможностей. Рациональное питание предусматривает баланс энергии, пропорциональное поступление макронутриентов и сбалансированность микронутриентов. Неадекватное поступление с суточным рационом любых пищевых веществ, особенно эссенциальных, является фактором риска развития заболеваний. В последние годы у молодого поколения увеличивается распространенность алиментарно-обусловленных заболеваний [7]. Поэтому, целью наших исследований было изучение микронутриентного статуса студентов по пищевым рационам с последующей гигиенической оценкой фактического потребления микро- и макроэлементов.

Обеспеченность организма микронутриентами оценивали по содержанию микро- и макроэлементов в рационах питания студентов опросно-анкетным методом. В течение двух сезонов – летом и зимой было проведено анкетирование 87 студентов возраста 18-23 лет, оценивалось среднее 24-часовое воспроизведение питания [1]. Фактические суммарные дозы потребления микро- и макроэлементов определяли, пользуясь таблицами химического состава [8]. Гигиенический анализ обеспеченности студентов микронутриентами проводили по нормам физиологической потребности в пищевых веществах [4]. Статистически обработано 174 анкеты, достоверность различий оценивали по t -критерию Стьюдента при р≤0,05.

Известно, что микронутриенты поступают в организм с пищевыми продуктами. В соответствии с физиологическими потребностями, обеспечение общего баланса химической структуры пищи взрослого человека является полноценным при ежедневном поступлении макроэлементов (в мг): кальция – 1250, фосфора – 800, магния – 400, калия – 2500, микроэлементов: железа – 10 мг (мужчины), 15 мг (женщины), цинка – 12 мг. Суточная потребность йода составляет 150 мкг, селена -70 мкг, кобальта – 10 мкг, хрома – 50 мкг, марганца – 2 мг, меди – 1 мг [6]. При этом, территория Орловского региона является биогеохимической провинцией с недостатком йода, что вызывает формирование у населения йоддефицитных состояний. Микронутриентная недостаточность проявляется в заболеваемости эндемическим зобом, тиреоидитом [2, 5].

Рацион студентов, как показало их анкетирование, включает, в основном, макаронные изделия, блюда из картофеля, в том числе чипсы. Распространены в рационах хлеб, мясные изделия, в основном, недорогая колбаса, молочные продукты, кондитерские изделия, овощи, фрукты, чай.

По макро- и микроэлементному составу нами установлена несбалансированность рациона. Среднесуточные рационы студентов обеспечивают только половину потребности в таком важном микронутриенте, как кальций. Студенты испытывают острый дефицит йода – всего 29% обеспеченности от физиологической нормы. Поступление селена составило 59% от физиологической нормы, цинка – 75% от необходимого количества. На достаточно высоком уровне находилась обеспеченность железом и составила 220%, показатель магния равен 180%, фосфора – 138%, калия – 133%. Обеспеченность марганцем составила 170%, столько же кобальтом, медью – 150% (таблица).

Таблица

Содержание макро- и микроэлементов в среднесуточных рационах питания студентов, М±m

Химические элементы

Потребление

нормативное

фактическое

% от нормативного потребления

K, мг

2500

3327+76

133

Ca, мг

1250

673+31

54

P, мг

800

1107+37

138

Mg, мг

400

720+45

180

Zn, мг

12

9+4

75

Fe, мг

10

22+2

220

Mn, мг

2

3,4+0,5

170

Сu, мг

1

1,5+0,1

150

I, мкг

150

43+1,6

29

Se, мкг

70

41+2,2

59

Cr, мкг

50

54+1,9

108

Co, мкг

10

17+0,9

170

Таким образом, изучение поступления микронутриентов с суточным рационом позволило установить выраженный дефицит в обеспеченности организма студентов кальцием, йодом, селеном и цинком. Количественно недостаточное питание приводит к дефициту рациона по микронутриентам, что играет существенную роль в нарушении процессов метаболизма в организме. Поэтому, дефекты питания нами рекомендовано скорректировать доступным набором продуктов путем включения в пищевой рацион студентов молочных и мясных блюд, зеленых овощей. Нехватку йода необходимо восполнить употреблением морепродуктов, йодированной соли. Дефицит кальция требует обязательной коррекции – ввода в рацион молока, кефира, творога, йогурта, фасоли. Дефицит цинка можно восполнить употреблением бобовых, яиц, орехов, мясных блюд, морепродуктов. Орехи, мясопродукты и морепродукты являются надежными источниками в том числе и селена [3, 9].

При неадекватном обеспечении организма студентов микро- и макроэлементами скорректированные рационы – это один из способов профилактики дефицита микронутриентов. Устранение дефектов питания позволит избежать снижения адаптационных возможностей организма, возникновения алиментарно-обусловленных заболеваний.

Список литературы

  1. Заиченко А. И., Волгарев М. Н., Бондарев Г. И. и др. Методические рекомендации «Изучение питания и здоровья населения в связи с характером питания». - 1984. – 113 с.
  2. Здоровье населения Орловской области и деятельность учреждений здравоохранения в 219 году (статистические материалы). – Орел, 2020. - 209 с.
  3. Королев А.А. Гигиена питания.-М.: «Академия» 2007.-С. 111-150.
  4. МР 2.3.1.2432-08 Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации МР (Методические рекомендации) от 18.12.2008 -М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2009 – 25 с.
  5. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Орловской области в 2019 году: Доклад.- О.: Управление Роспотребнадзора по Орловской области, 2020 г. – С.51-52.
  6. Рациональное питание. Рекомендуемые уровни потребления пищевых и биологически активных веществ. Методика МР 2.3.1.1915-042.3.1.1915-04.-М, 2004.- 48 с.
  7. Роль пищевых веществ в защите организма от ксенобиотиков /Ладнова Г.Г., Курочицкая М.Г./Сб. статей Международной научно-практической конференции «Естествознание и технические науки: глобальные вызовы тренды, возможности». - Белгород: АПНИ, 2019.- С.33-39.
  8. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания : [справочник] / И. М. Скурихин, В. А. Тутельян. - Москва : ДеЛи принт, 2007. - 275 с.
  9. Тутельян В.А., Вялков А.И., Разумов А.Н., Михайлов В.И., Москаленко К.А., Одинец А.Г., Сбежнева В.Г., Сергеев В.Н. Научные основы здорового питания. – М.: Издательский дом «Панорама», 2010. – 816 с.

Поделиться

1893

Курочицкая М. Г., Черников Н. Э. Изучение микронутриентного статуса студентов // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 10-12. URL: https://apni.ru/article/2495-izuchenie-mikronutrientnogo-statusa-studentov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 5 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря