Задача методики преподавания истории как науки состоит в выявлении эффективных инновационных методов, средств и приёмов обучения с целью обеспечении доступного, наглядного, конкретного и убедительного восприятия, понимания, усвоения и запоминания исторических фактов; наиболее доступного раскрытия изучаемых исторических явлений и эффективной организации активной мыслительной работы обучающихся.
Одним из популярных интерактивных форм организации семинарских занятий по истории являются учебные дебаты, представляющие одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании будущего специалиста.
Учебные дебаты обеспечивают активное включение студентов в поиск истины; создают условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладают особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.
Дебаты можно рассматривать как метод интерактивного обучения и как особую технологию. В качестве метода дебаты активно используются для организации интенсивной мыслительной и ценностно-ориентирующей деятельности студентов в других технологиях и методах обучения: социально-психологическом тренинге, деловых играх, анализе производственных ситуаций и решений.
Обучающий эффект учебных дебатов определяется предоставляемой участнику возможностью получить разнообразную информацию от собеседников, продемонстрировать и повысить свою компетентность, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую проблему, применить имеющиеся знания в процессе совместного решения учебных и профессиональных задач.
Развивающая функция учебных дебатов связана со стимулированием творчества обучающихся, развитием их способности к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов, с повышением коммуникативной активности студентов, их эмоциональной включенности в учебный процесс.
Влияние учебных дебатов на личностное становление студента обусловливается его ценностно-ориентирующей направленностью, со зданием благоприятных условий для проявления индивидуальности, самоопределения в существующих точках зрения на определенную проблему, выбора своей позиции; для формирования умения взаимодействовать с другими, слушать и слышать окружающих, уважать чужие убеждения, принимать оппонента, на ходить точки соприкосновения, соотносить и согласовывать свою позицию с позициями других участников обсуждения [1].
Этапы дебатов:
- ведущий предлагает на выбор участникам две или несколько возможных точек зрения на проблему. Позиции могут иметь ролевой характер и имитировать разнообразные подходы к решению данной проблемы представителей разных профессиональных и социальных групп, политических партий и объединений и т.д.;
- студенты выбирают, какую точку зрения они будут отстаивать и объединяются в микрогруппы, численный состав которых может быть разным;
- определяются правила дискуссии, продолжительность обсуждения в группах и регламент выступлений группы в дебатах (каждая группа имеет право на 3 выступления);
- организуется обсуждение проблемы в микрогруппах: распределяются роли между членами каждой группы; выстраивается система аргументов для убеждения оппонентов; продумываются ответы на возможные вопросы; решается вопрос о том, как рас порядиться предоставленным временем;
- ведущий по очереди предоставляет группам слово, определяя регламент выступления;
- в завершение дебатов проводится совместный анализ результатов дискуссии.
В основе дебатов лежит свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному студентами тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают студентов к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей [1].
Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом. Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступление, а также ведет документацию дебатов.
Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке: 1) справа от председателя – защитники тезиса (4 человека); 2) слева от председателя – противники тезиса (4 человека); 3) в конце зала посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения.
В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:
- вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);
- третьи номера опровергают аргументы соперников;
- четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов. Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.
После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до тех пор, пока все желающие не выскажутся или до соответствующей команды председателя.
Выступающий и председатель могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.
Регламент: для первых номеров – 5 минут, вторых-четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. За соблюдением процедуры регламента следит секретарь.
После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции. При голосовании оцениваются аргументы, представленные сторонами. Лица, которые не имели определенной позиции, присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.
Следует отметить, что в современной практике преподавания истории накопилось множество разнообразных вариантов организации учебных дебатов, так как она активно разрабатывается не только как технология обучения, но и как способ организации внеучебной коллективной творческой деятельности обучающихся.