Воспитание выносливости у спортсменов, занимающихся рукопашным боем – сложный педагогический процесс. Основная трудность состоит в необходимости развивать в оптимальном сочетании бескислородный и насыщенный кислородом компоненты выносливости. Занятия рукопашным боем способствуют повышению бескислородных возможностей спортсменов, а кислородная же производительность, как правило, является «слабым звеном» выносливости бойцов. Поэтому повышению их аэробных возможностей необходимо уделять особое внимание.
Годичную подготовку принято планировать по годовым квартальным циклам, в зависимости от календаря основных соревнований. В этом цикле должно быть обеспечено гармоничное развитие как кислородного, так и бескислородного компонентов выносливости. Вместе с тем целесообразно, чтобы в отдельные периоды совершенствовался преимущественно один вид выносливости.
В первый период (квартал) подготовки рекомендуется уделить внимание развитию кислородных возможностей бойцов, чтобы заложить основу для освоения больших тренировочных нагрузок [1].
Во второй период целесообразно построить подготовку таким образом, чтобы повысить максимум бескислородной производительности. Это даст возможность освоить повышенные (в сравнении с прошлым тренировочным периодом) специализированные нагрузки.
В третий период следует решить задачу повышения максимальной кислородной производительности на новом, более высоком функциональном уровне. Вместе с тем нужно уделить большее внимание совершенствованию бескислородного компонента выносливости. В качестве средства повышения кислородных возможностей в этот период целесообразно использовать кроссовую подготовку по равнине и горной местности.
В завершающем периоде решается задача достижения функциональной избыточности, т.е. такого уровня выносливости, который обеспечит надежное выполнение основных задач годичной программы.
Планирование годичной подготовки в определенной мере зависит от календаря соревнований. В году целесообразно выделять не более двух-трех основных соревнований (чемпионатов ведомства, города или федерального округа, спортивного общества и т.д.) и, исходя из сроков их проведения, планировать учебно-тренировочный процесс [2].
В теории спортивной тренировки существуют понятия «микроцикл», «мезоцикл» и «макроцикл». Эти циклы характеризуются по структуре и направленности. Микроцикл охватывает несколько дней (как правило, не больше недели). В рукопашном бое структура микроциклов бывает различная – 5:2, 3:2 (соотношение дней тренировок и отдыха). По направленности микроциклы делятся на развивающий, втягивающий, поддерживающий, разгрузочный, адаптационный, специализированный, контрастный и др. Мезоцикл охватывает несколько недель, а макроциклами называют более продолжительные циклы тренировки (полгода, год и т.п.).
В макроцикле принято выделять подготовительный, соревновательный и переходный периоды.
В подготовительном периоде создается фундамент спортивной формы. Обычно он делится на несколько этапов в зависимости от конкретных задач подготовки. Подготовительный период, как правило, продолжается от одного до двух месяцев [3].
Суть соревновательного периода определяет его название. Соревнования принято подразделять на подводящие, контрольные, отборочные и основные.
Подводящие соревнования используются для приобретения соревновательного опыта, для решения частных задач по совершенствованию технико-тактического мастерства, для дальнейшего повышения специальной физической подготовленности (как правило, это соревнования внутри коллективов или спортивных организаций).
Контрольные соревнования служат для проверки уровня готовности бойцов.
Отборочные соревнования предназначены для выявления лучших спортсменов с целью их участия в более крупных соревнованиях.
Цель основных соревнований – наиболее успешное выступление.
Соревнования могут быть использованы для выявления возможностей основных соперников или для маскировки собственного уровня подготовленности, а также для приобретения опыта. Продолжительность соревновательного периода не превышает двух-трех недель. В году целесообразно планировать два-три периода соревнований [4].
Переходный период служит главным образом для активного отдыха после прошедшего сезона, также в это время проводится лечение заболеваний и травм, профилактические мероприятия. Продолжительность переходного периода в годичном цикле для учебных заведений составляет около двух месяцев. В первой половине переходного периода целесообразно уделить внимание совершенствованию силовой подготовленности, а во второй половине выносливости. Речь идет о кислородном компоненте выносливости, в качестве средств подготовки должны использоваться следующие виды спорта: кросс на различные дистанции, плавание, спортивные игры, прогулки в горах.
Тренировочный эффект оценивается в конце периодов или этапов подготовки, обязательным условием этой оценки является их комплексность. Они должны включать нормативы по технико-тактической и физической подготовленности, оценку специальной выносливости.
Другим обязательным условием оценки является сопоставимость результатов, которая достигается при использовании относительно постоянной программы и условий. Такие комплексные оценки показывают, насколько реализует спортсмен свои потенциальные возможности для совершенствования технико-тактической, физической и других видов подготовленности [5].
Потенциальные возможности бойца, касающиеся его выносливости, определяются путем увеличивающейся нагрузки, выполняемой до отказа. В содержание микроциклов следует включить средства и методы направленного воздействия на те или иные компоненты выносливости бойцов, другие стороны подготовки затрагиваются косвенно. Совершенствование технического мастерства планируется как на утреннем занятии, когда организм спортсмена отдохнул (т.е. на фоне относительного полного восстановления), так и на вечерних занятиях (т.е. на фоне усталости). Содержание занятий по технической подготовке, как правило, не раскрываются, то же можно отметить в отношении воспитания силы, быстроты, ловкости и других качеств бойцов.
При совершенствовании выносливости большое значение имеют нагрузки за день, поскольку воздействие на те или иные системы организма, обеспечивающие работоспособность бойцов, оказывают все виды мышечной деятельности. Направленное воздействие на отдельные механизмы выработки выносливости позволяет совершенствовать её наиболее эффективно [6].