Актуальность политологического исследования международного туризма в Российской Федерации (РФ) обусловлена всё более активным использованием этого инструмента в решении важных политических и экономических задач.
В частности, в условиях жестких экономических санкций и сужения поля взаимодействия РФ с другими странами международный туризм остается сферой, в которой Россия осуществляет эффективное межгосударственное сотрудничество. Проведенные в последние годы крупнейшие международные мероприятия – зимние Олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, Фестиваль молодёжи и студентов, студенческие универсиады – свидетельствуют о том, что меры, предпринимаемые руководством РФ, направленные на увеличение показателей рейтинга страны в международных туристских индексах, способствует росту её общего авторитета на международной арене.
Актуально рассмотрение международного туризма в контексте реализации евразийского интеграционного проекта. Формирование общего рынка туристических услуг государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) предполагает согласование на законодательном уровне подходов России и других стран-участниц к регулированию туристской сферы, создание институциональной базы межгосударственного сотрудничества, обмен информацией, что в целом повышает уровень доверия между государствами-участниками ЕАЭС.
Актуально исследование влияния международного туризма на решение внутренних социально-экономических проблем (создание дополнительных рабочих мест, повышение уровня жизни населения, расширение основных направлений экспорта государства и т.д.), которые выступают факторами политической стабильности государства.
Развитие международного туризма помогает «укреплять гуманитарные и экономические связи между государствами, открывать новые возможности для общения и дружбы между гражданами разных стран» [1], поэтому актуально исследование форм и механизмов расширения таких возможностей.
Правовые основы государственного регулирования туристской деятельности в РФ закреплены в следующих нормативно-правовых актах: Конституция РФ [2], закон «Об основах туристской деятельности в РФ» [3], Указы Президента РФ «О дополнительных мерах по развитию туризма в РФ и об упорядочении использования государственной собственности в сфере туризма» [4], «О реорганизации и развитии туризма в РФ» [5], целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2019 – 2025 гг.» [6], «О Стратегии развития туризма в России до 2035 года» [7] и др.
Основным актором осуществления государственной политики в сфере международного туризма является Федеральное агентство по туризму Министерства экономического развития России. В его компетенцию входит: реализация приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности в РФ, формирование и ведение единого федерального реестра туроператоров; стратегическое планирование в сфере туризма по вопросам, отнесенным к ведению РФ в части сферы ведения Агентства; информационное обеспечение туризма, включая содействие в создании и функционировании туристских информационных центров, систем навигации и ориентирования в сфере туризма; создание и обеспечение благоприятных условий для развития туристской индустрии в РФ; содействие в организации профессионального обучения по программам подготовки специалистов в сфере туризма в соответствии с законодательством РФ и др. [8].
Международный туризм имеет стабильные перспективы превратиться в высокодоходную отрасль народного хозяйства России. На рисунке 1 представлена динамика прямого вклада индустрии туризма в валовый внутренний продукт (ВВП) страны за последние десять лет [9].
Рис. 1. Прямой вклад индустрии туризма в ВВП (в % соотношении) в период 2009 – 2018 гг.
Увеличение вклада международного туризма в дальнейший рост ВВП России зависит от туристической привлекательности страны, которая обусловлена её историко-культурным наследием, включающим: известные музеи, музеи-заповедники, национальные парки, исторические города и поселения. Особое воздействие на развитие туристической отрасли страны оказало присоединение Крыма к России в 2015 году. Популяризация Крымского полуострова и ежегодный поток туристов, приезжающих на отдых, обеспечивается, прежде всего, улучшением материально-технической инфраструктуры, эффективным ценообразованием, транспортной доступностью и другими факторами.
Вместе с тем, несмотря на богатейший туристический потенциал России, можно отметить некоторые проблемы, которые связаны со следующими аспектами: отсутствие качественной инфраструктуры для рекреации; высокая стоимость проживания в отелях, гостиницах; отсутствие некоторых услуг для организации отдыха, например, зимнего отдыха; недостаток объема инвестиций в туристскую отрасль; недостаток квалифицированной рабочей силы в сфере туризма; несовершенство законодательной базы и др. [10].
Президент России В.В. Путин в выступлении на 23-й сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации в сентябре 2019 г. отметил: «Для нас важно многократно усилить социально-экономическую отдачу от туризма. Это и налоговые поступления, и новые рабочие места, развитие образования и предпринимательства, решение экологических, инфраструктурных вопросов» [1].
Вопросы снятия инфраструктурных ограничений развития туризма и максимально полного использования потенциала субъектов РФ для удовлетворения потребностей различных категорий российских граждан в активном и полноценном отдыхе, укреплении здоровья, приобщении к культурным ценностям, а также в целях патриотического воспитания молодого поколения страны, являются важными направлениями государственной политики регионального развития РФ [11]. В этом же документе говорится, что развитие международного (въездного) туризма является одним из перспективных путей решения поставленной Президентом России В.В. Путиным задачи по увеличению доли несырьевого экспорта в общем объеме экспорта страны.
Для анализа текущего состояния международного туризма в РФ обратимся к статистическим данным. Так, число въездных туристских поездок за последние пять лет представлено в таблице 1 [12].
Таблица 1
Число въездных туристских поездок иностранных граждан в Россию в период 2014 – 2019 гг. (тыс. поездок)
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
25438 |
26852 |
24571 |
24390 |
24551 |
19064 |
Динамику приведенных данных, характеризующих число туристских въездов на территорию РФ можно продемонстрировать посредством графического изображения (рис. 2).
Рис. 2. Динамика показателей въездного туризма в Россию в период 2014 – 2019 гг.
Как видно из приведенных выше показателей, характеризующих число въездных туристских поездок в РФ, иностранный туристский поток в РФ имеет неоднородную направленность: в период 2016-2017 гг. наблюдается снижение данного показателя. По оценке специалистов, подобная негативная ситуация связана, прежде всего, со следующими факторами: ухудшение мировой геополитической обстановки; введение зарубежными странами экономико-политических санкций в отношении РФ; национальный экономический кризис; ослабление позиций национальной валюты; запрет на организацию туристических туров в Египет и Турцию [13].
В свою очередь число выездных туристских поездок, осуществляемых гражданами РФ, представлено в таблице 2 [12].
Таблица 2
Число выездных туристских поездок граждан России в зарубежные страны в период 2014 – 2019 гг. (тыс. поездок)
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
42921 |
34390 |
31659 |
39629 |
41964 |
35200 |
Динамика выездного туризма граждан РФ в рассматриваемый период продемонстрирована на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика показателей выездного туризма граждан России в зарубежные страны в период 2014 – 2019 гг.
Как видно из приведенного графика резкое снижение числа выездов граждан РФ в страны ближнего и дальнего зарубежья в 2015 и 2016 гг. также объясняется сложной ситуацией на мировой арене, кризисом национальной экономики и др. При этом в 2017-2018 гг. в связи с постепенным восстановлением мировой политической ситуации, оживлением экономических процессов, преодолением кризисных моментов выездной туристский поток граждан РФ набирает свои обороты.
Если рассматривать структуру выездного туристского потока граждан РФ (число поездок) в страны дальнего зарубежья в 2018 г., то по официальным данным Пограничной службы ФСБ РФ, наиболее популярными странами для граждан РФ стали [14]: Турция (5,9 млн.), ФРГ (1,4 млн.), Таиланд (1,2 млн.), Италия (1,1 млн.), Испания (1 млн.), ОАЭ (966 тыс.), Кипр (867 тыс.), Греция (839 тыс.), Тунис (632 тыс.), Вьетнам (556 тыс.). В свою очередь лидерами среди стран ближнего зарубежья стали [14]: Абхазия (4,4 млн.), Казахстан (2,9 млн.), Украина (2,2 млн.), Грузия (1,2 млн.), Азербайджан (748 тыс.), Молдова (230 тыс.), Армения (434 тыс.), Южная Осетия (420 тыс.), Киргизстан (239 тыс.), Узбекистан (154 тыс.), Таджикистан (118 тыс.), Туркменистан (24 тыс.).
Россия является членом более 300 различных международных организаций [15]. При этом сотрудничество в сфере туризма осуществляется в рамках всемирной туристической организации (ЮНВТО), организации ООН по науке, образованию и культуре (ЮНЕСКО), Совета государств Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР), Ассоциации БРИКС, Организации Черноморского экономического сотрудничества (ЧЭС), Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Диалогового партнерства Россия – Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Содружества Независимых Государств (СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и ЕАЭС, к основным целям которых помимо совместного обеспечения и поддержания мира, сотрудничества в различных сферах экономики, политики, культуры и образования, относится содействие эффективному развитию туризма [16].
Россия подала заявку на проведение Всемирного дня туризма в 2022 г., под эгидой Всемирной туристской организации она собирается открыть Международный центр туризма [17].
Возникают и другие новые формы международного сотрудничества в сфере туризма. Например, в октябре 2019 г. в г. Санкт-Петербурге подписано Соглашение о создании Евразийского института туризма и конгрессно-выставочной деятельности между университетами и организациями туристской сферы России, Латвии, ФРГ и Киргизстана [18].
По мнению автора, значимым фактором развития международного туризма в РФ стало членство в ЕАЭС. В соответствии с Договором о ЕАЭС в странах-участниках обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы [19]. Им же предусматривается проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях в том числе в сфере туристской индустрии. В ст. 27 Договора о ЕАЭС содержится положение о создании и функционировании свободных экономических зон в целях развития туризма, транспортной инфраструктуры и санитарно-курортной сферы [19].
В 2018 г. на заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге была принята Декларация о дальнейшем развитии интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, приоритетными целями которой является «предоставление гражданам возможностей не только свободно работать, но и учиться, путешествовать в рамках государств – членов ЕАЭС, расширять экономическое сотрудничество в области туризма в целях обеспечения для граждан государств – членов ЕАЭС доступности современных достижений в данной сфере» [20].
Выгодные условия сотрудничества стран в рамках ЕАЭС (снижение цен на товары и услуги, увеличение национального благосостояния, привлечение инноваций и технологий, увеличение объема ВВП и др.) безусловно, оказывают свое положительное воздействие и на организацию и развитие сферы туризма: расширение туристского сектора и предлагаемых туристских продуктов, привлечение иностранного капитала, создание дополнительных рабочих мест и т.д.
Для того чтобы туристический комплекс стран ЕАЭС оказывал положительное действие на интеграционные процессы на евразийском пространстве, национальные правительства стран – участниц должны направлять скоординированные усилия на развитие международной туристической инфраструктуры с расчётом на взаимный обмен туристическими потоками своих стран.
В целях более детального изучения особенностей развития международного туризма в России в рамках ЕАЭС и дальнейших ее перспектив, по мнению автора, целесообразно рассмотреть факторы, способствующие выезду граждан РФ в страны ЕАЭС, а также факторы, сдерживающие туристический поток.
Так, большинство российских граждан, выезжающих в страны ЕАЭС с целью отдыха, руководствуются такими факторами как облегченный таможенный контроль; отсутствие въездных виз; ценовая доступность авиаперелетов; отсутствие языкового барьера; благоприятные климатические условия; наличие большого числа туристских объектов.
В свою очередь низкий объем туристского потока в страны ЕАЭС объясняется следующими факторами: разрыв культурных, социально-экономических связей между странами бывшего Советского Союза; нестабильность политической обстановки; высокие цены на туристские продукты и объекты; несовершенность туристской инфраструктуры и др.
Евразийское пространство является туристическим регионом с потенциально высокими международными туристическими потоками, и сегодня очевидна перспективность развития данной отрасли в рамках сотрудничества стран-ЕАЭС, а грамотная стратегия в сфере развития единого рынка туристических услуг ЕАЭС может не только способствовать увеличению темпов интеграции, но и оказать положительное воздействие на комплексный экономический рост объединения, что является особенно актуальной задачей Союза в неблагоприятных политико-экономических условиях.
Анализ текущего состояния международного туризма РФ позволил автору данной работы сформулировать некоторые выводы.
Государственными органами предпринимаются значительные попытки реформирования и совершенствования национального законодательства в области регулирования туристической отрасли. В период 2004 – 2019 гг. приняты или внесены изменения в «Положение о Федеральном агентстве по туризму», «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта», принята «Стратегия развития туризма в России до 2035 года» [21], проблемы привлечения туристов отражены в национальном проекте «Международная кооперация и экспорт», рассчитанном до 2024 г. [22] и др.
В выступлении на 23-й сессии Генассамблеи Всемирной туристской организации Президент РФ В.В. Путин заявил: «Мы будем ещё более эффективно оказывать этой отрасли государственную поддержку, укреплять конкурентоспособность туристического рынка, внедрять самые передовые сервисы, созвучные прорывной технологической цифровой эпохе» [1].
Возникают новые практики совершенствования международного туристского рынка. Например, в период проведения Чемпионата мира по футболу была предложена новая система предоставления электронных виз [23]. Основываясь на этой практике, в Санкт-Петербурге и Ленинградской области с первого октября 2019 г. запустили систему электронных виз и упрощенных визовых процедур для граждан из 53 стран, в том числе и государств Европейского Союза. Власти ожидают, что облегчение визового режима приведет к росту турпотока из-за рубежа до шести млн. чел. в год [24].
В ходе заседания Совета по развитию физической культуры и спорта в марте (Москва) и в октябре 2019 г. (Нижний Новгород) под председательством Президента РФ В.В. Путина одной из тем для обсуждений стали участие РФ в международных спортивных и туристских проектах, нынешнее состояние спортивной и туристической отраслей в РФ и их будущее на международных площадках, в том числе союзных организаций (прежде всего, ЕАЭС) [25]. Губернатор Приморского края О.Н. Кожемяко отметил, что «регулярное проведение массовых стартов будет способствовать развитию внутреннего и международного спортивного туризма» [25].
Осуществляемые меры отразились на Международном рейтинге «Индекс конкурентоспособности сектора путешествий и туризма», который может рассматриваться как интегральная оценка состояния отрасли в РФ и демонстрирует улучшение показателей туристической сферы России (2019 г. – 39 место; 2017 г. – 43 место) [26].
В период 9-13 сентября 2019 г. впервые в истории России в Санкт-Петербурге состоялась 23-й сессия Генассамблеи Всемирной туристской организации, Генеральный секретарь которой З. Пололикашвили констатировал: «Я уверен, что после серии масштабных международных событий, прошедших в России за последние годы, наша Ассамблея – логичное продолжение истории, связанной с туризмом. Это, несомненно, поменяет имидж России и повысит ее привлекательность для туристов» [27].