Современному социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные проблемы. А это во многом зависит от полученных знаниевых компетенций, сущность которых зависит от сфомированности у школьников интереса к учению.
Решение данной задачи должно осуществляться на основе диалектического подхода в определении методологии исследования; на основе процессного подхода в описании межфункциональных процессов, объединяющих отдельные функции и нацеленных на конечные результаты познавательной деятельности школьников; на основе компетентностного подхода в определении содержания и структуры понятия «интерес».
Компетентностный подход нацелен на создание условий для овладения школьником комплексом компетенций, означающих потенциал, способности выпускника к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях современного многофакторного социально-политического, рыночно-экономического, информационно и коммуникационно-насыщенного пространства.
Свое значительное влияние на формирование интереса к учению у школьников оказали теоретические положения Л.И. Божович, А. Н. Леонтьева, А.А. Леонтьева, Г.И. Щукиной, В.С. Мухиной, Н.Ф. Талызиной и др., которые рассмотрели познавательный интерес как дидактическую категорию и как фактор развития личности школьника.
Мотивация как фактор развития интереса к учению у школьников изучена в трудах А. К. Марковой, Н.В. Матюхиной, Т.А. Саблиной, Н.Н. Посметкиной и др.
Изучение и анализ литературных источников показал, что у истоков решения проблемы интереса к учению стоял Я.А.Коменский, он писал в своей книге "Великая дидактика"... что нужно возбудить у учеников серьезную любовь..., доказав превосходство этого предмета, его пользу" [1, с. 83].
Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно) и является формой проявления познавательной потребности.
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес.
Г.И. Щукина дает следующее определение: «Познавательный интерес – глубоко личностное образование, не сводимое к отдельным свойствам и проявлениям. Его психологическую природу составляет нерасторжимый комплекс жизненно важных для личности процессов» [2].
Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда у младших школьников формируется интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания. На этой основе и могут сформироваться у младшего школьника высокие мотивы учения, для воспитания этого уровня мотивов надо, чтобы школьник осознал общественное значения учебного труда.
В первые дни в школе все интересы младшего школьника развиваются очень интенсивно, особенно в процессе учебно-познавательной деятельности появляется познавательный интерес, жадное стремление узнать больше, интеллектуальная любознательность. Сначала появляются интересы к отдельным фактам, изолированным явлениям (1-2 классы), затем интересы, связанные с раскрытием причин, закономерностей, связей и взаимозависимостей между явлениями. С развитием навыка чтения складывается интерес к чтению определенной литературы, у мальчиков быстро формируется интерес к технике. С 3 класса начинают дифференцироваться учебные интересы.
Чтобы поддерживать любознательность надо педагогу применять интерактивные методы обучения и больше применять активные и игровые методы обучения, знать закономерности развития школьников.
Однако имеются и некоторые специальные методы, направленные на повышение стимулирующего влияния содержания обучения. К ним в первую очередь можно отнести методы создания ситуаций новизны, актуальности, приближения содержания к самым важным открытиям в науке, технике, к достижениям современной культуры, искусства, литературы и т.д. С этой целью учителю должен подбирать специальные примеры, факты, иллюстрации, которые в данный момент вызывают особый интерес в стране, публикуются в печати, сообщаются по телевидению, радио. В этом случае ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Ценным методом стимулирования интереса к учению можно назвать метод познавательных игр, который опирается на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется в обучении как средство возбуждения интереса к учению.
Будущему педагогу надо знать нижеследующие принципы, чтобы успешно формировать интерес к учению у школьников.
Успешно формировать интерес к учению у школьников, это значит:
- Стремится развивать познавательный интерес у школьников.
- Создать атмосферу свободного высказывания идей со стороны школьников.
- Формировать хороший психологический климат в процессе учения и другие.