научный журнал «Актуальные исследования» #22 (49), июнь '21

Проблема привлечения профессиональных психологов в учебные заведения

В данной статье затронуты центральные основополагающие вопросы о нехватке профессиональных психологов в сфере обучения и развития учебного процесса и полноценного психологического улучшения подрастающего поколения.

Анализ процесса внедрения психологических знаний в школах и их результатов показывает, что внедрение психологических рекомендаций в педагогическую практику учителей не дает желаемого результата и требует от самого педагога высокого уровня подготовленности и глубоких психологических знаний.

Аннотация статьи
самооценка
психическое состояние
психологическое образование
психологическая рекомендация
школьный психолог
самостоятельная личность
сопереживание
психологическое отклонение
психологическая помощь
Ключевые слова

Основатель мира и национального единства – Лидер нации, Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении в День знания отметил: «Психолог среднего общеобразовательного учреждения – специалист, получивший специальное образование по общей, специальной и возрастной психологии и психологической консультации, который реализует полученные в данных сферах теоретические знания и ведет практическую деятельность в условиях среднего образовательного учреждения» [3].

В системе профессионального образования студентов в вузах и педагогических колледжах психологическое образование занимает видное положение. «Вследствие этого в последние годы быстрыми темпами растет интерес к изучению психологии у обучающихся высших учебных заведений» [5].

Профессиональная подготовка учителей современных школ многопрофильное и сложное дело. «Наряду с необходимыми знаниями учитель обязан, воспитывая подрастающее поколение в свете справедливости, патриотизма, сплочённости, сопереживания, добра, мужества и доблести, информировать родителей и последующие молодое поколение о современных педагогических и психологических знаниях» [7].

«Анализ процесса внедрения психологических знаний в школах и их результатов показывает, что внедрение психологических рекомендаций в педагогическую практику учителей не дает желаемого результата и требует от самого педагога высокого уровня подготовленности и глубоких психологических знаний» [6].

Именно на данной основе возникла специальность школьного психолога. В настоящее время существует две стороны психологического обслуживания в школе: существенная и перспективная. Существенная сторона связана ежедневно с той или иной проблемой воспитания и обучения учащихся и решает их. Перспективная сторона направлена на психологическое развитие каждого учащегося и на определение его образа жизни.

Школьный психолог, наблюдая за неблагоприятными условиями для психического и личностного развития учащегося, своевременно проводит профилактическую психологическую деятельность. Он обязан наблюдать, чтобы были созданы необходимые условия для воспитания и обучения, учащихся на разных возрастных этапах.

Содержание деятельности школьного психолога составляет предупреждение сложных ситуаций, связанных с переходным возрастом учащихся. «Каждый переходный период, будучи связан с различными видами деятельности (игровая, обучающая, трудовая деятельность), охватывает переход из начальных классов школы в подростковый период и юношеский, коренные биологические изменения и сложности, физиологические и психические трансформации, которые требуют от учителей, родителей и взрослых психологического решения. Эти переходы зависят от норм педагогической и психологической подготовленности детей к школе, от периода адаптации к новым школьным условиям, перехода от игровой к обучающей деятельности учащихся начального класса, развития их просветительских процессов». [4].

Как показывает практика, наряду с получением теоретических знаний студенты высших учебных заведений, в частности студенты педагогического факультета, получающие специальность “психолог, школьный психолог”, должны иметь возможность самостоятельно осваивать основы психологии, и эта возможность им широко предоставляется психологией как наука.

На сегодняшний день сильно возросла потребность общества в психологах. «Особенно актуально это в настоящее время, когда воспитание молодежи является одной из важнейших задач общества, на которое руководство страны последовательно обращает свое внимание, и с первых дней суверенитета данная задача является приоритетным направлением в деятельности Правительства Республики Таджикистан. Однако следует отметить, что 10 лет тому назад роль психологов в нашем обществе была недостаточно заметна. Было бы целесообразно, если в каждом городе и районе республики были созданы центры психологической помощи, чтобы население могло обращаться к психологам для решения своих проблем в воспитании «сложности подрастающего поколения». Медицина давно доказала, что безразличие и невнимание в переходный период приводит подростков и молодых людей к серьезным психологическим отклонениям» [5].

Современное состояние нашей жизни показывает, что признаки нервной усталости особенно распространены среди подростков и молодежи. Одним из факторов возникновения данного признака является их отдаление от семьи и родителей, которое наносит подрастающему поколению материальный и моральный вред. Отсутствие полноценного обеспечения и иных предметов необходимости оказывает отрицательное влияние на нервную систему подростков, у которых нет родителей или они находятся на трудовой миграции. Другими факторами могут быть несоблюдение режима дня и сна, чрезмерное использование мобильных телефонов, долгое использование компьютеров и других технологий, которые также приводят к нервному истощению. При столкновении с данными ситуациями нам необходимо обратиться к психологам.

Как часто в обществе ведутся разговоры о том, что в учебных учреждениях общение и отношение стало сложным. Именно в аспекте сказанного необходимо, чтобы учителя относились к учащимся как психологи. Им необходимо предоставить возможность учащимся как в семье, так и в школе, высказывать свою точку зрения как самостоятельная личность. Одной из сторон проблемы заключается в том, что большинство педагогов и родителей не учитывают мнения и взгляды студентов и учащихся и со словами “ты еще маленький”, “ты молод”, или же “ты еще не понимаешь этой проблемы” ломают психическое самосознание и занижают самооценку молодых. В результате молодой человек чувствует себя неудобно, становится нервным и в этих условиях может выйти за рамки дозволенного. Как отмечают психологи, некоторые молодые люди ошибочно желают достичь чего-либо легко, без никаких усилий с их стороны. После того как они не достигают цели, впадают в депрессию, падают духом и начинают употреблять сигареты, употребляют алкоголь, или же поддаются влиянию экстремистских групп. Предотвратить или решить данные проблемы могут лишь психологи, объяснив и решив их с зависимыми людьми.

«В разные периоды роль психологов была велика и соответственно их вклад в развитии общества. Обратившись к опыту передовых государств, можно заметить, когда происходят какие-либо чрезвычайные происшествия или же стихийные бедствия как крупное транспортное столкновение, авиакатастрофы, землетрясение и даже семейные конфликты, непременно привлекаются психологи, и просят их помощи в решении многочисленных проблем» [1]. Заграницей обращение к психологам общепринятое дело, и население в различных ситуациях широко пользуются их услугами. Вследствие этого профессия психолога в развитых странах одна из самых востребованных и прибыльных. К огромному сожалению, в современном обществе Таджикистана роль психологов незначительна. Если вы посоветуете человеку, оказавшемуся в тяжелых психологических условиях, обратиться к психологу, этот факт вызовет у него глубокое негодование. В большинстве ситуациях, когда у человека ухудшается психическое состояние, особенно у женщин, они обращаются не к психологу, а к колдунам и муллам. Так как верят им, хотя это неправильно. Может быть проблема заключается в том, что люди не готовы к встрече с психологом или же услугам психолога недостаточно пропагандированы.

В большинстве стран действуют службы срочной психологической помощи, что не наблюдается у нас. Конечно в данный момент в больших городах республики, как Душанбе, Худжанд, организованы службы психологической помощи. Было бы целесообразно, если бы во всех регионах Таджикистана были организованы подобные службы, налажена бесплатная психологическая помощь по телефонам доверия, чтобы население при необходимости могло обратиться к этим службам. На наш взгляд, одним из основных причин увеличения числа самоубийств в Таджикистане заключается именно в том, что мы мало или совсем не пользуемся услугами психологов. Нам необходимо провести разъяснительную работу в обществе, объяснить, что психолог не занимается лишь с людьми с психическим отклонениями. Психолог человек, который может оказать помощь в различных ситуациях психического обострения. Поэтому мы рекомендуем нуждающимся чаще обращаться к психологам.

Таким образом, профессия психолога на сегодняшний день является востребованной, необходимой, но сложной. Особенно данный факт актуален в области образования, так как общество, современный мир предъявляет к образовательным учреждениям введение новых образовательных стандартов, которые отвечали бы требованию времени. И в этом процессе важное место занимают психическое здоровье подрастающего поколения и создание комфортной психологически безопасной образовательной среды. Именно профессиональные психологи будут играть важную роль в данном процессе, так как они могут помочь юным душам в поиске утверждении веры в себя и в свои возможности.

Текст статьи
  1. Бобоев Ш.С., Почоев Б. Общая психология и медицина (Учебное пособие – метод.). Худжанд. 2015. - 156 с.
  2. Крутецкий В.А. Психология перевод второго русского издания. Перевод Р. Атохонов. Душанбе, «Просвещение» 1977 г. - 511 с.
  3. Выступление Основателя мира и единства, Лидера нации, Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по случаю Дня «Знаний» газеты «Согдийская правда» №102 от сентября 2019 г. С.4.
  4. Миралиев А.М. Давлатов М.Т. Педагогика и психология. Душанбе, «Ирфон», 2007. - 344 с.
  5. Саидов М., Rурбонов Н., Жураев Ш. Психология (комплекс методик обучения). Душанбе. 2018 - 242 с.
  6. Общая психология. Учебник для студентов пед. ин- тов. Под. ред. Проф. А. В. Петровского. Изд. 2-е, доп. и перераб. М., Просвещение, 1977. 479 с.
  7. Мустафокулов Т., Нарзуллоева М. Основы возрастной психологии, а не педагоги. Куляб 1993 - 360 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 11 сентября по 17 сентября
Сегодня — последний день приема
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
21 сентября
Загрузка в eLibrary
21 сентября
Рассылка печатных экземпляров
29 сентября