В современном мире возникает множество ситуаций, требующих оперативного разрешения и большое количество явлений, требующих обновленных подходов и нового взгляда на них. Обращая внимание на историю развития данного института, мы наблюдаем активное развитие исследуемого вида правоотношений в нашей стране начиная с 19 столетия. Что касается истории его развития до этого периода, внимания было минимальное количество. Лишь иногда лица, не достигшие 18-летнего возраста, упоминались в нормативно-правовых актах Российского государства, позже Российской Империи. Чтобы осознавать корень проблем и моделировать актуальные пути их разрешения, юрист должен оперировать не только юридическими знаниями, но и пониманием смежных, вспомогательных наук, в первую очередь, историческими знаниями. Отталкиваясь от исторического опыта, предыдущей юридической практики мы можем прийти к необходимым ответам.
Так, обращаясь к первому законодательному сборнику Руси – Русской Правде, упоминаний понятия «несовершеннолетний» нет, каких-либо обращений к несовершеннолетним преступникам нет, все наказания и процесс воспитания в случае совершения правонарушений малолетними были обязанностями семьи. Принятыми новыми законами Русского государства – Судебниками 15 столетия и Соборным Уложением 1649 года так же не был урегулирован вопрос правоотношений с малолетними преступниками. Лишь при Петре Великом произошло упоминание данных лиц. «Артикул 163. Ежели кто отца своего, мать, дитя во младенчестве, офицера наглым образом умертвит, оного колесовать, а тело его на колесо положить, а за прочих мечем наказать. Или вор будет младенец, которых дабы заранее от сего отучить, могут от родителей своих лозами наказаны быть». С развитием законодательства особое внимание несовершеннолетним было уделено Екатериной Второй. Период дворцовых переворотов ярко показал правительнице о возможности несения ответственности малолетними лицами и возможность их участия в процессах правосудия.
«Во второй половине XVIII в. кардинальной трансформации подвергается и законодательство в отношении малолетних преступников, изъятие которых из общеуголовных санкций за совершение тяжких деяний произошло в соответствии с Сенатским указом от 26 июня 1765 г.» [1].
Накапливая опыт управления и учитывая возможности несовершеннолетних, уже после трёх лет правления 26 июня 1765 года императрица Екатерина Алексеевна издаёт Указ «О производстве дел уголовных, учинённых несовершеннолетними, и о различии наказания по степени возраста преступников». Отсюда начинается становление уголовно-процессуального права с участием несовершеннолетних. 19 век стал периодом повышенного интереса к данному институту. Этому способствовали такие факты, как отмена крепостного права, многочисленные реформы, возможность всеобщего доступа к образованию и др.
Здесь начинают свою деятельность светила отечественной юридической науки А. Ф.Кони и Ф.Н.Плевако, В.Д. Спасович, и А.И. Урусов. Формируется чёткий правовой статус несовершеннолетних. 2 июня 1897 г. был принят «Новый закон о малолетних и несовершеннолетних преступниках». Потенциал, заложенный в данный промежуток времени заложил основу для развития уголовно-процессуального права с участием лиц, не достигших 18 лет.
Например, в 1919 году в юридическую силу вступили Руководящие начала по уголовному праву РСФСР, уточнившие контингент молодых людей, к которым нельзя было применять судебное следствие и лишение свободы. Далее вступил в силу 4 марта 1920 года декрет Совета народных комиссаров РСФСР «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно опасных действиях». Учёные обращаются к данному периоду, так Шарапов А.Е. в совём исследовании показывает следующее: «В конце 20-х годов особую тревогу у партийно-советских органов, общественности вызывала преступность среди подрастающего поколения, которая характеризовалась стабильным и неуклонным ростом с начала 20-х годов. В связи с этим правительство в 1927 году выработало трёхлетний план борьбы с детской преступностью». С индустриальным развитием нашего государства, развивалось и законодательство. Так, принимая во внимание один из указов, необходимых для исследования при изучении данной темы «Указу Президиума Верховного Совета СССР от 10 декабря 1940 года «Об уголовной ответственности несовершеннолетних», который вносил ясность и обосновывал данный вид процессуальных отношений «за действия, могущие вызвать крушение поездов» несовершеннолетние начали привлекаться к уголовной ответственности за преступления с четырнадцатилетнего возраста [2].
Наказания стали весьма жестоки. Однако, в период так называемой «оттепели», произошли либеральные реформы, смягчающие участь малолетних преступников и репрессивные меры заменяются на воспитательные. Глава 32 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960) чётко закрепила статус несовершеннолетних в уголовно-процессуальном производстве. Например, в ст.46.1. закреплён порядок контроля за исполнением наказания несовершеннолетним, ст. 63 закрепила применение принудительных мер воспитательного характера в отношении к несовершеннолетним и т.д.
А.А. Беженцев подтверждает необходимость восприятия исторического опыта в данном вопросе. «Говоря о вопросе имплементации исторического опыта профилактики правонарушений несовершеннолетних, считаем, что именно положительные аспекты советского периода после Великой Отечественной Войны могут быть использованы в современной профилактике правонарушений несовершеннолетних» [3].
И лишь с принятием Уголовного кодекса 1996 года мы наблюдаем особый правовой статус несовершеннолетних, перечень возможных наказаний и, в целом, ориентацию уголовных норм на практическое применение в условиях современности. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, принятый в 2001 году наиболее чётко обозначил имеющиеся проблемы. [4] Однако, ряд вопросов не был решён и развитие ювенальной юстиции России, развитие уголовно-процессуального права стало центром научных изысканий отечественных учёных-юристов, а Конституция Российской Федерации закрепила приоритет соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, защиту семьи и детства [5]. Регламентация обязательного участия в процессе таких лиц, как законные представители, в некоторых случаях педагогов и психологов обеспечивает гарантии соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетнего, однако существуют и проблемы их участия, заключающиеся в непонимании своей функции в ходе участия, отсутствие мотивации к участию и др. Это негативно сказывается на эффективности и качестве уголовного судопроизводства.
Таким образом, уголовно-процессуальное право находится в стадии постоянного развития, а решение проблем, касающихся его реализации, лежит на плечах современных учёных-юристов, занимающихся данными вопросами. Изменения должны происходить на основе исторического опыта и с учётом современных реалий. Регламентация прав и обязанностей всех участников уголовного процесса с участием несовершеннолетних, обеспечение исполнения всех прав и законных интересов таких участников, создание специальных контролирующих органов и освоение новыми специальными компетенциями должностными лицами – вот основные вопросы, требующие решений.