После Великих реформ Александра II ускоренными темпами стала развиваться частная инициатива. Это нашло свое выражение в образовании обществ содействия техническому и экономическому прогрессу, здравоохранению и образованию, искусству, спорту и проведению досуга. При помощи таких ассоциаций врачи, учителя, инженеры, купцы, юристы, ученые и представители других профессий в сотрудничестве с земствами и правительством формировали новый идеал служения обществу. Активно стали формироваться и развиваться научные сообщества, видевшие своей главной целью развитие и распространение научных знаний (Вольное экономическое общество, Русское географическое общество, Общество любителей естествознания, Русское техническое общество и другие). Научные общества были разрешены правительством и опекаемы им, а государственные чиновники высокого ранга числились их почетными членами. Это, мнению Д. Брэдли, служило своеобразной защитой таких организаций [1, с. 50]. Общества научной направленности возникали в основном в столицах, а в губерниях имели филиалы. В провинциях наиболее влиятельными и многочисленными были благотворительные объединения. Однако, не смотря на это, в истории гражданского общества Российской империи можно найти и другие примеры.
Старейшим астрономическим обществом России является Нижегородский кружок любителей физики и астрономии (НКЛФА), возникший в 1888 г. Для появления такого кружка именно в Нижнем Новгороде существовали все предпосылки. В это время в Нижнем Новгороде уже были организованы Общества распространения народного образования, естественно-исторический и сельскохозяйственный музей, Нижегородская архивная комиссия. В Нижнем Новгороде стал выходить первый в Российской империи технический журнал в области кораблестроения «Нижегородский вестник пароходства и промышленности». Особенно интерес к естественнонаучным знаниям проявился среди преподавателей Нижегородской губернской мужской гимназии. В 1864 г. в гимназии под руководством И.Н. Ульянова был создан первый в городе физический кабинет, ставший впоследствии базой деятельности НКЛФА. Поводом организации кружка стало редкое астрономическое явление – солнечное затмение 7 (19) августа 1887 г. Затмение было эффектно описано в рассказе В.Г. Короленко «На затмении» и в статье С.В. Щербакова «Юрьевецкая экспедиция для наблюдения солнечного затмения в 1887 г.»
Главным инициатором создания астрономического общества в Нижнем Новгороде стал видный общественный деятель, гласный Городской Думы, преподаватель физики и космографии губернской гимназии С.В. Щербаков. Для создания кружка свои усилия объединили любители астрономии и педагоги из учебных заведений Нижнего Новгорода. В числе организаторов кружка были известные и влиятельные в городе люди: директор Дворянского банка и почетный попечитель Дворянского института П.А. Демидов, преподаватель математики И.И. Шенрок, преподаватель коммерческого училища В.В. Адрианов, преподаватель Александровского дворянского института В.В. Малинин. Устав нового научного общества с соизволения императора был утвержден министром народного просвещения 14 августа 1888 г. Согласно уставу НКЛФА имел цель «содействовать развитию астрономических, физических и всех относящихся к ним знаний» [7, с. 411]. Также в качестве важнейшей цели указывалось предоставление возможностей членам кружка производить наблюдения за небесными светилами и явлениями. Кружок состоял в ведении Министерства народного просвещения. Для реализации этой цели кружок использовал следующие средства:
- Чтения, научные собрания, публичные лекции, устраиваемые согласно существовавшим правовым нормам.
- Распространение теоретических и практических сведений с помощью периодических и других изданий.
- Устройство в г. Нижнем Новгороде обсерватории, физического кабинета, музея, фотографической лаборатории и библиотеки.
- Помощь в приобретении отдельными лицами астрономических инструментов и книг.
Кружок имел свою печать. Обсерваторию и кабинет физики могли посещать бесплатно ученики VII и VIII классов учебных заведений по письменной просьбе своих преподавателей. Все члены кружка имели право выписывать через него книги, журналы, инструменты по сниженным ценам. Также члены кружка могли хранить свои инструменты в обсерватории кружка, обращаться в кружок за разъяснением научных вопросов. Получить консультацию по научным вопросам можно было абсолютно бесплатно. Члены кружка делились на почетных и действительных. Почетные члены ничего не платили, а действительные должны были вносить по 3 рубля ежегодно или 50 рублей единовременно. Членами кружка могли быть как мужчины, так и женщины независимо от сословной принадлежности, национальности и вероисповедания. Для попадания в число членов кружка нужно было прочитать доклад на астрономическую тему и внести первоначальный взнос. В состав кружка не могли входить только учащиеся.
Органами управления кружка было Общее Собрание его членов и Правление. Почетные члены избирались на Общем Собрании простым большинством голосов из лиц, оказавших особые заслуги наукам или принесших значительную пользу кружку, а также могущих содействовать успехам кружка в будущем. Действительные члены избирались таким же образом. Учредители кружка стали его действительными членами без выборов. Исключить из состава членов кружка можно было из-за нарушения устава, правил и за поступки, не совместимые с достоинством и репутацией организации. Кандидатуры на исключение могло предложить Общему Собранию Правление. За исключение должно было проголосовать 2/3 членов Общего Собрания. В задачи Общего Собрания входило: определение главного направления дел кружка, выбор членов Правления, утверждение инструкций, правил, смет и отчетов. На Правление кружка возлагалось внутреннее хозяйство и распорядок в занятиях кружка. Правление состояло из председателя, его товарища и 5 членов. Общее Собрание кружка происходило ежегодно 1 марта, на Собрании заслушивался годовой отчет организации и разрешался бесплатный осмотр обсерватории и кабинета. Кроме того, в функции Общего Собрания входило: выбор должностных лиц кружка; выслушивание докладов, сообщений и чтений; решение экстренных вопросов, касающихся дел кружка. Могли происходить и чрезвычайные Общие Собрания по заявлению не менее 1/3 всех членов кружка. Общее Собрание считалось состоявшимся, если на нем присутствовало не менее 20 членов. Иногда происходили публичные Общие Собрания, но посторонние лица допускались лишь по записке кого-либо из членов кружка и за определенную Общим Собранием плату. Посторонние посетители не могли участвовать в голосовании. Общее Собрание избирало ревизионную комиссию в составе 3 человек. Комиссия проверяла годовой денежный отчет общества до утверждения его Общим Собранием. Члены ревизионной комиссии избирались на 3 года из числа членов кружка, не занимавших какие-либо должности в управлении общества. Члены Правления избирались на 3 года, но могли баллотироваться повторно на новый срок. Если кто-то из членов Правления или ревизионной комиссии (кроме председателя и его товарища) вынужден был оставить свою должность раньше срока, то на его место Общим Собранием выбирался кандидат на весь оставшийся период службы. В случае прекращения работы председателя или его товарища немедленно назначались новые выборы.
В обязанности председателя Правления входило: назначать, открывать и закрывать Собрания кружка и Правления, председательствовать во время заседания Правления и Общего Собрания, наблюдать за порядком, вести все взаимодействия кружка с другими научными и образовательными учреждениями, подписывать все бумаги, наблюдать за точным исполнением устава, инструкций и правил, заведовать всем внутренним хозяйством и распорядком кружка. Во время голосования на Общем Собрании или заседании Правления голос председателя давал перевес. Товарищ председателя и члены Правления заведовали обсерваторией, кабинетами, лабораториями и музеями, а также исполняли обязанности секретаря и кассира. Правление приглашало руководителей кружка присутствовать при наблюдении за астрономическими явлениями и объектами. Отчет о деятельности кружка за год предоставлялся через попечителя Округа министру народного просвещения.
Средства кружка составлялись из пожертвований, вносимых для реализации целей деятельности кружка; единовременных и ежегодных взносов его членов; сборов за публичные лекции, чтения, посещения собраний, обсерватории, кабинетов и музея. Все вносимые в пользу Общества пожертвования записывались в особую книгу.
Первым председателем кружка был избран П.А. Демидов – юрист, директор Дворянского банка. На торжественном открытии кружка 23 октября 1888 г. в зале здания Дворянского собрания присутствовало 150 человек. 4 ноября 1891 г. председателем Правления кружка стал С.В. Щербаков, благодаря которому была создана первая в Нижнем Новгороде научная публичная библиотека. Она была сформирована путем обмена с различными научными обществами (Академией наук, университетами, обсерваториями) и отдельными деятелями науки. В первый год число членов кружка достигло 153 человек. В последующие годы количество членов уменьшилось: 1891 г. – 58 человек, 1892 г. – 78 человек [2, с. 20]. Заседания кружка посещали известные нижегородцы: фотохудожники А.О. Карелин, М.П. Дмитриев, инженер В.И. Калашников и другие. В деятельности кружка активное участие принимал А.М. Горький, что было обусловлено его дружбой с С.В. Щербаковым и интересом к культурной и образовательной жизни города. В 1893 г. в качестве иногороднего члена в состав кружка был избран К.Э. Циолковский, который опубликовал в очередном сборнике трудов кружка свою статью «Тяготение как главнейший источник мировой энергии». С НКЛФА активно сотрудничал видный астроном второй половины XIX в., директор обсерватории Московского университета Федор Александрович Бредихин. Регулярно посещал собрания кружка и губернатор. Помимо специалистов, в кружке состояло и много любителей. Дело в том, что, в отличие от западноевропейской науки, в России почти отсутствовали любители науки, имевшие средства для проведения самостоятельных научных исследований. И именно в наблюдательной астрономии могли проявить себя любители с незначительными средствами. Поэтому активными участниками работы кружка стали учителя нижегородской гимназии. Результаты астрономических наблюдений позволяли педагогам Нижнего Новгорода поддерживать профессиональные контакты с астрономами Санкт-Петербурга и Москвы.
Научно-популярные лекции по астрономии и мироведению читали организаторы кружка, преподаватели гимназии. В 1889 г. НКЛФА было устроено 12 чтений по астрономии. 2 чтения прошли в виде публичных лекций, которые читал С.В. Щербаков. Лекции принесли доход в размере 142 рублей 70 копеек [2, с. 21]. Всего с 1888 по 1898 гг. было прочитано 237 лекций [3, с. 22]. С 1892 г. под руководством С.В. Щербакова был разработан систематический курс лекций. Более сложные лекции читались подготовленным слушателям, а общедоступные – для самых широких слоев населения. С начала 1900-х гг. члены кружка стали читать курсы лекций для подготовки выпускников гимназии к экзаменам на аттестат зрелости.
Еще одним направлением деятельности кружка было совершенствование методики преподавания астрономии, называвшейся тогда космографией. Члены НКЛФА выступили за реформу преподавания космографии. В тот период космографии не существовало как особого учебного предмета, не было отдельного учебника. Методика ее преподавания была в основном словесной, отсутствовали астрономические наблюдения. Уже в первые годы деятельности кружка для учеников гимназии, коммерческого и реального училищ были организованы астрономические наблюдения. На здании коммерческого училища была организована наблюдательная площадка и было приобретено 2 4-х дюймовых телескопа. Совместно с Русским астрономическим обществом, основанным в 1890 г., НКЛФА удалось провести реформу преподавания космографии. Космография была введена в учебные планы как самостоятельная дисциплина, на которую отводилось 2 часа в неделю в реальном и военном училищах и 1 час – в гимназиях [6]. В содержание курса вошли элементы описательной астрономии и сведения о физической природе небесных тел. В 1902 г. С.В. Щербаков написал и издал учебник «Курс космографии для средних учебных заведений», выдержавший много переизданий. В 1914 г. при кружке для преподавателей школ появилась педагогическая секция, в задачу которой входила разработка вопросов по истории физико-математических наук, методов преподавания, составления учебных программ, создания школьных кружков. В декабре 1913 г. – январе 1914 г. в Санкт-Петербурге прошел 1 Всероссийский съезд преподавателей физики, химии и космографии. На съезде выступил член Правления НКЛФА, преподаватель Мариинского училища Нижнего Новгорода Г.Г. Горяинов с докладом «О мерах к улучшению постановки преподавания космографии в средней школе». В резолюции секции космографии содержались предложения об организации общегородских школьных обсерваторий. Через год была разработана программа курса космографии, в основу которой был положен учебник С.В. Щербакова.
С 1906 г. в Нижнем Новгороде были организованы общеобразовательные курсы по естественным наукам для взрослых, на которых было открыто 2 отделения: высшее – для окончивших городские училища и низшее – для окончивших начальную школу. На курсах читались основы алгебры, геометрии, физики, химии и астрономии. Курсы проводились 3 раза в неделю по будням с 8 до 10 часов вечера и 1 раз в воскресенье с 10 до 12 часов. Плата взималась в размере 1 рубля за все предметы и могла быть внесена по полугодиям. Курсы стали очень популярными, поэтому число их слушателей было ограничено 120. Практика создания курсов, их учебный план и система организации занятий легли в основу Народного университета, созданного в 1916 г.
Народный университет – высшее учебное всесословное учреждение, доступное всем классам населения. Члены НКЛФА разработали учебные планы для занятий на физико-математическом факультете. На физико-математическом факультете было открыто астрономическое отделение, на котором читались сферическая астрономия, теория астрономических инструментов, описательная астрономия, оптика, теория вероятности, теоретическая астрономия, теоретическая механика и теория притяжения. К сожалению, Народный университет просуществовал только 2 года, но позднее на его базе был образован Нижегородский государственный университет.
Главным достижением деятельности кружка НКЛФА было издание с 1895 г. ежегодного астрономического календаря, в котором сообщалось о различных астрономических событиях. Задача календаря – популяризация астрономических знаний и помощь в наблюдениях широкому кругу любителей астрономии. Календарь выходил в виде книжек из двух частей. В первой части содержались астрономические сведения (переменная часть), а во второй излагались основы астрономии (постоянная часть). Тираж календаря постоянно увеличивался. В 1914 г. переменная часть календаря была издана тиражом 2600 экземпляров [4, с. 54]. Для подготовки астрономического календаря было создано вычислительное бюро, в которое входили И.И. Шенрок, В.В. Адрианов, В.В. Мурашов и другие. Календарь получил международную известность и был удостоен Большой серебряной медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Значительная часть докладов членов кружка издавалась в журналах «Наука и жизнь», «Научное обозрение», региональных изданиях «Нижегородские губернские ведомости» и «Волгарь».
НКЛФА продолжил свое существование и после революции. Издание астрономического календаря было прервано только с 1920 по 1922 гг., а в 1923 г. календарь снова был подготовлен и напечатан благодаря сотруднику Нижегородской радиолаборатории, профессору В.П. Вологдину. В 1927 г. на здании Нижегородского государственного педагогического института была построена астрономическая обсерватория. Деньги на ее строительство были выделены Народным комиссариатом просвещения, благодаря которому продолжалось и издание астрономического календаря. Издание календаря не прерывалось вплоть до начала 1990-х годов. В 1927 г. при обсерватории по инициативе Б.В. Кукаркина (руководителя коллектива наблюдателей НКЛФА) была создана юношеская астрономическая секция. В 1928 г. начал печататься бюллетень «Переменные звезды», сейчас он издается Академией наук РФ. В 1928 г. в Нижнем Новгороде состоялся II Съезд любителей мироведения, астрономии и геофизики. На съезде приняли резолюцию «Положение о федерации научно-любительских организаций по мироведению, астрономии и геофизике». В 1930 г. на совещании наблюдателей переменных звезд в Нижнем Новгороде было решено объединить существующие астрономические общества в одну организацию. В 1934 г. прошел I Съезд Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО), который объединил все общественные астрономические организации страны. На базе НКЛФА было образовано Горьковское краевое астрономо-геодезическое общество на правах отделения ВАГО. В 1952 г. выпуск астрономического календаря переносится в Москву, но нижегородские астрономы остаются членами редколлегии и активно участвуют в его подготовке. В 1983 г. тираж календаря составил 120 тысяч экземпляров. 2 июля 1992 г. НКЛФА вернул себе статус самостоятельной общественной организации, а с 1995 г. издание собственного «Астрономического календаря» продолжилось. С 2002 г. возобновилось издание календаря в Санкт-Петербурге. Таким образом, в России сейчас выходят 2 самостоятельных издания астрономического календаря, но оба они берут начало от Русского астрономического календаря НКЛФА.
В настоящее время НКЛФА имеет 7 секций: аналитическую, историческую, молодежную, образовательную, секцию наземных экспедиций, оптической астрономии, радиоастрономии. В состав руководства кружка входят д.ф.-м.н. Н.С. Беллюстин (председатель Правления), д.ф.-м.н. И.И. Зинченко, народный учитель Л.В. Пигалицин. Последний устав организации принят 27 декабря 2017 г. В уставе указано, что кружок продолжает традиции дореволюционного НКЛФА и ставит перед собой цель «удовлетворение духовных и познавательных потребностей его членов» [8]. Объединение стремится развивать астрономические, физические и другие научные знания, создавать астрономические обсерватории, физические лаборатории и библиотеки; формировать научную картину мира населения РФ на основе современных научных достижений; сокращать область распространения ложных научных представлений. Средства достижения этих целей остались прежними.
Таким образом, НКЛФА стал первым в России научным астрономическим обществом, положившим начало широкой популяризации естественнонаучных знаний среди населения не только в Нижнем Новгороде, но и в Санкт-Петербурге, Москве и других городах. НКЛФА стал «частью культуры и частью славной истории нашего города и нашего региона» [5, с. 43]. Данное научно-любительское объединение имеет большое общественное значение, занимаясь развитием астрономических знаний и совершенствованием методики их преподавания.