Главная
Конференции
Мировые тенденции развития науки, образования, технологий
Трансформация отчетности организаций с применением информационных систем в соотв...

Трансформация отчетности организаций с применением информационных систем в соответствии с международной практикой учета

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

международные стандарты финансовой отчетности
автоматизация учета
программные решения компании
внедрение
показатели и модули системы

Аннотация статьи

В статье проведен анализ основных информационных систем, применяемых в международной практике. Отражены этапы подготовки отчетности в соответствии со стандартами МСФО. Рассмотрены вопросы выбора существующего программного обеспечения с возможностью получения отчетности по МСФО. Представлены функциональные возможности информационных систем с учетом особенностей составления финансовой отчетности в формате МСФО.

Текст статьи

В международной практике при оценке бизнеса в целом важным моментом является понимание логики обработки учетной информации и формирование показателей финансовой отчетности с учетом особенностей ее составления в формате МСФО.

Формирование и трансформация бухгалтерской отчётности в соответствии с международными стандартами, рассматриваются в России более пятнадцати лет, однако многие аспекты этой проблемы в современных условиях остаются недостаточно исследованными. В этих условиях возникает потребность в анализе информационных систем, применяемых в международной практике, что определило актуальность темы данной работы.

Цель исследования заключается в особенностях составления финансовой отчетности в формате МСФО и анализе информационных систем, применяемых в международной практике.

Применение компьютерных технологий повышает результативность ведения учета и составление финансовых отчетов. Особую сложность представляет трансформация финансовой отчетности с российских положений по бухгалтерскому учету в отчетность по международным стандартам МСФО, что на практике сложно представить без ее автоматизации. В настоящее время существуют такие программы, с помощью которых можно не только вести учет и составлять отчетность, но и принимать управленческие решения. Чтобы понять, каким требованиям должны отвечать программы автоматизации учета по МСФО, рассмотрим этапы подготовки отчетности в соответствии со стандартами:

  1. Проверка и корректировка данных отчетности
  2. Сверка внутригрупповых оборотов и устранение расхождений
  3. Составление отчетности (трансформация отчетности или параллельный учет
  4. Консолидация данных (загрузка и проверка отчетов., внесение консолидированных поправок)

Проведем анализ информационных систем ведения учета и составления отчетности, применяемых в международной практике. Основным фактором внедрения систем учета по МСФО служит разработка методологии учета. До начала внедрения системы учета по МСФО необходимо решить следующие задачи:

  1. Анализ (или разработка) текущей учетной политики компании по МСФО.
  2. Разработка механизма формирования финансовой отчетности.
  3. Разработка плана счетов согласно МСФО в зависимости от положений выбранной учетной политики компании, требований к финансовой отчетности.
  4. Разработка хозяйственных операций и на основании первичных документов по МСФО формирование правил переноса данных РСБУ в систему учета по МСФО.

Вторым ключевым фактором для успешного внедрения системы учета по МСФО является качественный анализ существующих бизнес-процессов компании, который позволит внести необходимые изменения в уже сложившуюся структуру бизнес-процессов. И наконец, третьим этапом внедрения является собственно процесс автоматизации, в преддверии которого и лежит задача выбора системы учета по МСФО из предлагаемых на данный момент решений.

Выбор системы учета. Существующее программное обеспечение с возможностью получения отчетности по МСФО представлено двумя принципиально различными видами систем учета:

  • системы ERP, ориентированные на крупные компании;
  • все прочие системы, ориентированные на средние и мелкие предприятия и организации.

В силу различий этих двух видов систем по функциональности и по другим параметрам, необходимо сравнивать данные решения разных компаний.

Системы учета ERP. Системы планирования ресурсов предприятия – ERP (ERP, Enterprise Resource Planning) – служат для интеграции всех данных и процессов организации в единую систему. Ключевым компонентом большинства ERP-систем является единая база данных, хранящая в себе данные различных системных модулей. Единая база данных ERP-системы содержит все данные программных модулей: Производство, Управление поставками, Финансы, Проекты, Трудовые ресурсы, Управление связями с заказчиками, Информационное хранилище.

Существует два способа внедрения ERP систем:

  • помодульное внедрение;
  • полное внедрение по принципу «все и сразу».

Рассмотрим зарубежные ERP-системы, результатом успешного внедрения которых являются:

  • увеличение ликвидности предприятия за счет изменения структуры его активов, уменьшение в доле оборотных активов дебиторской задолженности;
  • более эффективное использование средств предприятия за счет увеличения общей оборачиваемости как всего капитала в целом, так и отдельных его частей;
  • снижение потребности предприятия в оборотных средствах за счет повышения ритмичности работы;
  • уменьшение запасов и внедрение прогрессивных методов их планирования и контроля.

Это основные элементы, определяющие прямой экономический эффект от внедрения ERP-системы. Согласно исследованиям, проведенным шведской компанией Data Research DPU, наилучшие показатели по ряду позиций заняла следующая тройка ERP-пакетов (таблица 1).

Таблица 1

Показатели экономического внедрения ERP-систем

№ п/п

Общий рейтинг

Функциональность

Соотношение цена/качество

Простота использования

1

Oracle E-Business

Oracle E-Business

Oracle E-Business

Peoplesoft

2

SAP R/3

SAP R/3

OneWorld – JD Edwards

OneWorld – JD Edwards

3

Peoplesoft

Peoplesoft

Baan

IFS Applications

Информационные системы компания Oracle на данный момент является мировым лидером на рынках систем управления базами данных (СУБД), решений для финансового сектора, продуктов бизнес-анализа и управления цепочками поставок (логистики), CRM, Предлагаемое комплексное решение Oracle Applications – это семейство полнофункциональных систем для эффективного управления всеми аспектами деятельности компании, Для целей ведения учета и формирования финансовой отчетности по МСФО используется система Oracle Hyperion Financial Management, которая является одним из лучших и признанных во всем мире инструментов для решения задач консолидации финансовой отчетности. Данный программный продукт также неоднократно доказал свою применимость и эффективность в российских компаниях. Способ учета по МСФО – параллельный.

Системы внедрения компанией «РДТЕХ» представляют решение «Автоматизированная система трансформации отчетности по РСБУ в отчетность по МСФО» на базе системы Oracle Financial Services Applications (OFSA). Программный модуль «Отчетность по МСФО» предназначен для подготовки полной отчетности по Международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) для коммерческих банков путем трансформации обязательной отчетности по РСБУВ. Особенностью решений от Oracle является комплексный подход: в решение входит как серверное программное обеспечение для хранения и управления данными, так и само семейство бизнес-приложений Oracle Applications, что и представляет главное преимущество Oracle над другими решениями. Однако, из-за различий стандартов учета решение, предлагаемое Oracle, требует значительной доработки и модификации под специфику предприятия и российского законодательства.

К недостаткам решений от Oracle, можно отнести их высокую стоимость, а также необходимость локализации и модификации решений под постоянно меняющееся российское законодательство.

Программные решения Компании SAP на рынке ERP-систем являются ведущим в мире поставщиков программных решений для управления бизнесом. В России компания SAP – лидер рынка решений для управления предприятиями. Компания SAP предлагает решение SAP Business Suite. Это модульное решение, поддерживающее комплексные отраслевые процессы. SAP Business Suite предоставляет решения, поддерживающие основные бизнес-процессы:

  • Управление взаимоотношениями с клиентами (SAP Customer Relationship Management, SAP CRM).
  • Управление ресурсами предприятия (SAP Enterprise Resource Planning, SAP ERP).
  • Управление жизненным циклом продукта (SAP Product Lifecycle Management, SAP PLM).
  • Управление логистической сетью (SAP Supply Chain Management, SAP SCM).
  • Управление взаимоотношениями с поставщиками (SAP Supplier Relationship Management, SAP SRM).

Учет по МСФО ведется в модуле «Управление финансами» (SAP ERP Financials) и является параллельным, т. е. полноценным постоянным учетом в режиме реального времени. Сложности с ведением учета в SAP обычно возникают не в части МСФО, а скорее в части ведения учета по российским стандартам. Стандартная функциональность SAP предоставляет возможность вести учет одновременно в трех планах счетов: оперативном, альтернативном и корпоративном. Оперативный план счетов является основным. В России, как правило, в качестве оперативного используется российский план счетов. Используя различные сочетания указанных трех планов счетов, а также меняя уровень детализации, клиент SAP может вести учет одновременно по трем различным стандартам: РСБУ, МСФО и, например, ГААП США. К преимуществам SAP относятся факт наибольшего количества успешных внедрений в России среди рассматриваемых систем.

Внедрение систем компании MicrosoftMicrosoft Dynamics Nav EXPRESS создано российской командой разработчиков Microsoft специально для России. Новое решение ориентировано на небольшие и средние компании численностью до 100 человек, работающие в торговле или занимающиеся оказанием услуг. Очевидно, что в этом сегменте основным конкурентом являются решения от фирмы «1С». Для ведения параллельного учета по МСФО применяется специальная процедура трансляции системы Microsoft Dynamics NAV, которая автоматизирует перенос сумм российского плана счетов в международный, что позволяет без значительных модификаций вести учет и формировать отчетность по МСФО.

Для малого и среднего бизнеса применяются следующие системы автоматизации учета и составления отчетности.

Программный комплекс «ИНЭК-Аналитик» позволяет оценить результаты деятельности компании по наполнению бюджетов разных уровней (федеральный, региональный, муниципальный). Данная программа может быть рекомендована к использованию в крупных и средних организациях.

Программы группы «Expert-systems».

  • «Project Expert» – инструмент разработки бизнес-планов и анализа инвестиционных проектов. Программа позволяет решать задачи разработки бизнес-плана, а результаты расчетов представляются в форме, рекомендованной стандартами МСФО (IAS).
  • «Audit Expert» – инструмент внешнего и внутреннего анализа финансового состояния компании. «Audit Expert» преобразует данные бухгалтерской отчетности к сопоставимому виду, соответствующему стандартам МСФО (IAS), дает возможность постатейной переоценки активов и пассивов баланса. финансового состояния группы компаний.

Большой вклад по развитию российского бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) внесли разработки фирмы 1С.

Автоматизация учета по МСФО в «1С». Фирма «1С» предлагает разным категориям клиентов оптимальные для них программные продукты, отвечающие их задачам. Так, автоматизация МСФО поддерживается конфигурациями:

  • «1С:Бухгалтерия КОРП» (гармонизирует РСБУ и МСФО, работает в соответствии с учетными принципами МСФО, приемлемыми для РСБУ);
  • «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО» (предназначена для учета МСФО в небольших монокомпаниях);
  • «1С:ERP» (позволяет вести информативный управленческий учет, базирующийся на нормах МСФО и подходит для компаний, чьи учетные политики по РСБУ и МСФО имеют незначительные отличия);
  • «1С:Управление холдингом» (оснащена продвинутыми функциями учета и консолидированной отчетности по нормам МСФО).

Рассмотрим функционал конфигураций «1С:Управление холдингом» и «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО».

Сравнение «1С:Управление холдингом» и «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО». Конфигурация «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО» имеет ряд функциональных преимуществ перед другими программными продуктами:

  • сниженная трудоемкость подготовки отчетности МСФО и форм сбора данных для передачи в головную или управляющую компанию (поскольку все необходимые данные находятся в одной программе);
  • «легкое» учетное решение, не требующее интеграции и консолидации;
  • наиболее функциональный на российском рынке учет по МСФО для отдельных компаний от «1С:Управление холдингом».

Конфигурация «1С:Управление холдингом» предназначена для групп компаний, в том числе составляющих отчетность по МСФО. В программе реализовано множество возможностей, позволяющих упростить процесс формирования отчетности по Международным стандартам. Таким образом на базе единой системы становится возможным вести в единой информационной базе учет как по РСБУ, так и по МСФО.

Основное различие между программами состоит в том, что «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО» предназначена для отдельных пред-приятий, а «1С:Управление холдингом» работает уже с группой компаний.

Формирование отчетности отдельной организации по МСФО в «1С:Бухгалтерия КОРП МСФО». Отчетность по МСФО на индивидуальном уровне подготавливается одним из двух способов: методом трансформации или с помощью транзакционной модели. Первый вариант подразумевает формирование МСФО отчетности на основании данных отчетности РСБУ, путем применения корректировок.

Транзакционная модель представляет собой формирование МСФО отчетности на основании проводок РСБУ и внесения обособленных проводок по МСФО. Таким образом проводки РСБУ «копируются» в регистры для целей МСФО. При этом можно отменить трансляцию первоначальных проводок не применимых для целей МСФО, то есть программа позволяет подгружать объекты из блока РСБУ и корректировать их для правильного отражения в блоке МСФО. Для настройки правил трансляции данных используется инструмент сопоставления счетов РСБУ и счетов МСФО – справочник «Шаблон трансляций». В документе «Установка соответствия счетов» устанавливается соответствие планов счетов и особенностей и особенностей трансляции счетов. В соответствии с правилами, установленными в этих документах, РСБУ переносятся на план счетов МСФО с помощью документа «Трансляция».

Все описанные выше программы имеют свои преимущества и недостатки, которые обобщены и систематизированы в таблице 2.

Таблица 2

Сравнительная характеристика возможностей программных продуктов

 

ИНЭК-

Аналитик

Audit

Expert

Алът-

Финансы

1С:Управление холдингом

1С:Бухгалтерия КОРП МСФО

Возможность экспорта из 1C

+

+

+

+

Возможность построения графиков и диаграмм

+

+

+

+

Расчет финансов. коэффициентов

+

+

+

+

+

Возможность использования интегральных методик

+

+

+

+

+

Требование наличия на компьютере Microsoft Office

 

 

+

+

 

Возможность создания собственных методик для анализа

+

+

 

+

 

Возможность вывода данных на английском языке

 

+

+

 

+

Наличие справочных материалов для работы с программой

+

+

 

+

+

Возможность скачать с Интернет- сайта программы демоверсию (полностью программу)

+

+

+

+

+

Проведенный анализ систем автоматизации финансового учета по международным стандартам показал, что есть большой выбор информационных систем для разных организаций. В каждом из приведенных решений имеются свои преимущества, каждое решение опирается на многолетние исследования и опыт крупнейших фирм-разработчиков ПО. Oracle Applications отличается своей функциональной законченностью и самодостаточностью; SAP – немецкой пунктуальностью, продуманностью и вниманием к мелочам; Microsoft Dynamics Navision EХPRESS – американской сметливостью и деловой хваткой.

Oracle исторически больше ориентирован на финансовые компании, банки и крупные компании. SAP больше подходит крупным и средним компаниям различных отраслей без каких-либо предпочтений. Решение от Microsoft ориентировано на средние и мелкие компании.

Особого внимания заслуживают программные решения фирмы, которые предлагают полноценные локализованные решения для России.

И какой бы ни был сделан выбор, каждое из представленных решений достойно внимания и тщательного рассмотрения.

Список литературы

  1. Приказ Минфина РФ от 27 июня 2016 г. N 98н «О введении документов международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации».
  2.  Костенко Д. Алгоритм выбора аппаратных средств для ERP систем / Д. Костенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2013. - 184 c.
  3. Манохина Г.А., Манохин А.Ю., Данейкина И.С. МСФО: бухгалтерский финансовый учет и анализ. Учебное пособие. – LAMBERT Academic Publishing, 2019 – 270 с.
  4. Манохина Г.А. Степченко Л.В. Актуальные проблемы и особенности перехода российского бухгалтерского учета на МСФО. IV международная научно-практическая конференция «Современные социально-экономические процессы: проблемы, закономерности, перспективы». 20 апреля 2018г, МК 324, 10 с.
  5. Манохина Г.А., Манохин А.Ю., Данейкина И.С. Учет малого бизнеса в условиях перехода на МСФО с использованием информационных ресурсов. Учебное пособие. – М: ОнтоПринт, 2021, 174 с.
  6. Ропотан С.В., Артёменко А.С., Скнарина Е. В. Проблемные аспекты формирования финансовых результатов организаций в современной экономике // Молодой ученый. – 2017. – №8. – С. 618-621.

Поделиться

1934

Манохина Г. А., Алиева Э. А. Трансформация отчетности организаций с применением информационных систем в соответствии с международной практикой учета // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 66-72. URL: https://apni.ru/article/2507-transformatsiya-otchetnosti-organizatsij

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря