Введение
Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство.
Тема малого бизнеса очень актуальна в условиях модернизации экономики в России. Малый бизнес играет важную роль в любой стране: вызывает здоровую конкуренцию, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.
Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны и регионов. Одной из важнейших задач является формирование устойчивого и эффективного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства.
1. Анализ состояния малого и среднего бизнеса в России
11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию, вызванную вирусом COVID-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса ввели запрет (ограничение) передвижения, карантин, самоизоляцию и сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные меры значительно замедлили экономическую активность в стране и оказали негативное влияние на бизнес. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца – с апреля по июнь.
Некоторые малые и средние предприятия не смогли «пережить» ограничительные меры, направленные на борьбу с пандемией. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведёт ФНС России, в I полугодии 2020 года (данные на 10 июля 2020 года) количество субъектов МСП сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,051 млн единиц. Количество занятых в них снизилось на 2,4%, до 15,269 млн человек.
Таблица 1
Численность субъектов МСП в России
Показатель | на 10.08.2017 | на 10.08.2018 | на 10.08.2019 | на 10.01.2020 | на 10.08.2020 | Изменение с начала года (10.01.20-10.08.20),% | Изменение за год (10.08.19- 10.08.20),% | Изменение за два года (10.08.18- 10.08.20),% | Изменение за три года (10.08.17- 10.08.20),% |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Количество субъектов МСП, млн ед. | 5,5 | 5,9 | 5,8 | 5,9 | 5,6 | -5,5% | -4,2% | -5,6% | 0,9% |
Численность работников, млн чел. | 15,7 | 16,1 | 15,4 | 15,3 | 15,5 | 1,3% | 0,8% | -3,3% | -0,9% |
На момент начала подготовки исследования (август 2020 года) количество субъектов МСП продолжило сокращение и к 10 августа достигло 5,590 млн единиц. Для сравнения 10 августа 2019 года оно составляло 5,836 млн единиц (-4,2%), в 2018 году – 5,922 млн (-5,6%), в 2017 году – 5,543 млн (0,9%). Таким образом, объём сегмента МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.
Самое большое сокращение численности компаний малого и среднего бизнеса с начала года произошло в Центральном (-6,3%) и Северо-Западном (-6,2%) федеральных округах. За год максимальную отрицательную динамику показал Уральский федеральный округ (-5,2%). За два года больше всего компаний МСП прекратили деятельность в Сибирском федеральном округе (-13,3%).
Из общего тренда выбилась динамика Дальневосточного федерального округа, где за три года количество субъектов МСП не только не снизилось, а, напротив, выросло на 21,1%. Причиной столь значительных темпов прироста, возможно, послужил эффект низкой базы и в целом небольшая ёмкость сектора в ДФО – в 2017 году количество субъектов МСП в округе составляло всего порядка 250 тыс. (для сравнения в ЦФО – 1,6 млн, а в 2020 году – около 300 тыс. По данным ФНС России, свыше 60% субъектов МСП в ДФО являются ИП (таблица 2). За три года наибольший прирост ИП произошел в сфере недвижимости (41,8%) и строительстве (36,7%).
Таблица 2
Количество субъектов МСП в регионах по федеральным округам, млн единиц
Федеральный округ | на 10.08 2017 | на 10.08 2018 | на 10.08 2019 | на 10.01 2020 | на 10.08 2020 | Изменение с начала года (10.01.2020-10.08.2020), % | Изменение за год (10.08.2019-10.08.2020), % | Изменение за два года (10.08.2018-10.08.2020), % | Изменение за три года (10.08.2017-10.08.2020), % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
СКФО | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | -4,6% | -2,9% | -3,8% | 4,1% |
ЮФО | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | -4,0% | -5,2% | -6,6% | -1,7% |
ЦФО | 1,6 | 1,8 | 1,8 | 1,8 | 1,7 | -6,3% | -3,9% | -5,6% | 3,7% |
ПФО | 1,0 | 1,1 | 1,0 | 1,1 | 1,0 | -5,5% | -4,6% | -6,0% | -0,1% |
СЗФО | 0,6 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,6 | -6,2% | -4,3% | -5,1% | 0,0% |
УФО | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | 0,5 | -5,6% | -4,3% | -5,4% | -1,2% |
СФО | 0,7 | 0,7 | 0,6 | 0,6 | 0,6 | -5,1% | -4,1% | -13,3% | -8,4% |
ДФО | 0,2 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | -4,1% | -3,5% | 16,1% | 21,1% |
Лидером по количеству субъектов МСП является Центральный федеральный округ, на который приходится 30,5% от всех зарегистрированных субъектов в Реестре, далее следует Приволжский федеральный округ – 17,9%, затем – Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12%.
Таблица 3
Распределение субъектов МСП по федеральным округам
Федеральный округ | Количество субъектов МСП на 10.08.2020, тыс. ед. | Доля региона по количеству субъектов МСП на 10.08.2020, % |
---|---|---|
Центральный федеральный округ | 1706,9 | 30,53% |
Северо-Западный федеральный округ | 1000,1 | 17,89% |
Южный федеральный округ | 666,8 | 11,93% |
Северо-Кавказский федеральный округ | 649,3 | 11,62% |
Приволжский федеральный округ | 596,0 | 10,66% |
Уральский федеральный округ | 481,5 | 8,61% |
Сибирский федеральный округ | 298,5 | 5,34% |
Дальневосточный федеральный округ | 190,9 | 3,42% |
Из 5,6 млн зарегистрированных субъектов МСП 2,3 млн единиц являются организациями – юридическими лицами (42%), 3,3 млн – индивидуальными предпринимателями (58%). ИП чаще регистрируют в Северо-Кавказском федеральном округе, где их доля превышает две трети от общего количества субъектов МСП. В то же время в Северо-Западном федеральном округе она составляет чуть более 50% – это минимальный уровень среди федеральных округов.
Практически во всех федеральных округах в общей численности субъектов МСП преобладают микропредприятия – это компании с численностью сотрудников, не превышающей 15 человек, и годовой выручкой не более 120 млн рублей. В целом по России доля микропредприятий среди юридических лиц составляет 91%, среди индивидуальных предпринимателей – свыше 99%. Больше всего микропредприятий-юрлиц зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе – 92%. В то же время количество предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу там на минимальном уровне – 0,5% и 7,5% соответственно. К малым предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 100 человек, и годовой выручкой не более 800 млн рублей. К средним предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 250 человек, годовой выручкой не более 2 млрд рублей.
Наибольшая доля малых предприятий сконцентрирована в Центральном федеральном округе – почти 9%. В свою очередь, доля микропредприятий здесь минимальная – 90,5%. Средних предприятий – юридических лиц больше всего в Центральном и Северо-Кавказском округах – почти 1% от всех юрлиц.
Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей в России (более 90%) имеют выручку менее 120 млн рублей в год. Их компании относятся к микробизнесу. Всего в двух федеральных округах – Дальневосточном и Приволжском – доля ИП, выручка которых составляет от 120 до 800 млн рублей в год, превышает 1%. В остальных федеральных округах эта доля ниже. Количество ИП с выручкой до 2 млрд рублей в год насчитывает 315 единиц.
Большая распространённость в России индивидуального предпринимательства связана с более простой регистрацией данной организационной формы, а также возможностью применять упрощённую систему налогообложения, в том числе патентную.
Стоит отметить, что не все индивидуальные предприниматели во время пандемии смогли получить доступ к финансовым ресурсам: столкнувшись с сокращением выручки вследствие приостановки деятельности во время карантина, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. По данным Банка России, начиная со 2 квартала 2020 года доля кредитов ИП сократилась с 20% до 9% и далее до 7% в общей выдаче кредитов субъектам МСП.
Абсолютным лидером по масштабам деятельности МСП является Москва, где оборот малых предприятий (без микро) за шесть месяцев 2020 года составил почти треть от всероссийского оборота – 3,5 трлн рублей из 11,5 трлн. На втором месте находится Санкт-Петербург – 880 млрд рублей, на третьем – Московская область – 770 млрд рублей.
Лидером по доле малых компаний в суммарном обороте региона, включая микропредприятия, в I полугодии 2020 года была Амурская область, где свыше четверти выручки пришлось на малый бизнес. Вторую и третью строки в рейтинге заняли Кабардино-Балкарская Республика и Алтай, в которых доля малых компаний в выручке региона составила 23% и 22% соответственно.
В отношении численности занятых в МСП регионы также неоднородны, как и по обороту компаний: Москва опережает ближайшего конкурента – город Санкт-Петербург в два с лишним раза – 895 тыс. человек против 372 тыс. человек. На третьем месте Московская область – 326 тыс. человек, далее с большим отставанием Свердловская область – 162 тыс. человек.
Наибольшую региональную занятость обеспечивают малые компании Ивановской области, в которой свыше четверти всех работающих трудятся в малом бизнесе. Чуть меньше доля МСП в общей занятости в Москве и Санкт-Петербурге – порядка 24%, далее следуют Калининградская и Новосибирская области – 23% и 22% соответственно.
Таким образом, проведенный анализ показал, что пандемия коронавируса привела к сокращению числа субъектов малого предпринимательства в различных отраслях. Особенно сильно пострадали сфера услуг, многие предприятия которой были закрыты в период карантина. Однако после отмены карантинных ограничений началось постепенное восстановление экономической активности.
2. Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их решения
Наиболее приоритетными направлениями для государственной поддержки малого бизнеса в 2020 году являются: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости; система здравоохранения; коммунальные, бытовые и прочие услуги; социальное предпринимательство; инновационные технологии.
Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.
Говоря о мерах господдержки в кризис, в первую очередь предприниматели призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии/финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.
Проблема заключается в отсутствии ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Подобные ограничения некрупных компаний связаны в первую очередь со сравнительно небольшими размерами капитала, не подходящего для поддержания длительного автономного состояния в период пандемии.
29 октября 2020 г. Президент предложил продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2021 год, а также продлить на три месяца отсрочку по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.
Правительство РФ разработало новую кредитную программу поддержки для тех предприятий, чей вид деятельности относится к пострадавшим из-за коронавируса. На основании данных ККТ ведомство провело аналитику по восстановлению оборотов сектора МСП и сделало вывод, что «за полтора месяца 2021 года на 99% восстановились (обороты) до уровня начала 2020 года. Вместе с тем пока не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям».
Основные положения новой льготной кредитной программы:
- заявки будут приниматься с 9 марта по 1 июля 2021 года;
- срок кредита – 1 год;
- конечная ставка для бизнеса – 3% (государство дотирует банкам средства исходя из 6%);
- первые 6 месяцев заемщик не уплачивает ни тело кредита, ни проценты;
- вторые 6 месяцев происходит погашение кредита и процентов;
- максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:
- МРОТ (12 792 руб.) х количество работников х 12 мес.
Программой смогут воспользоваться микро- и малые предприятия по основному или дополнительному кодам ОКВЭД, а средние и крупные предприятия – только по основному коду ОКВЭД.
Заключение
С целью повышения качества реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам проведённого исследования, были выделены ряд практических рекомендаций:
а) Привлекать новые кадры путём создания благоприятных мотивационных условий для молодёжи.
б) Организовать возможность обмена опытом между регионами в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.
в) Повысить уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о реализуемых департаментом программах.
г) Акцентировать внимание на обучение предпринимательской деятельности и прохождении курсов переподготовки, нежели на финансовую помощь малым и средним предприятиям.
д) Распределить государственную поддержку малому и среднему предпринимательству по отраслям: сельскохозяйственное предпринимательство; производство; промышленные технологии; работа с иностранными контрагентами; инновационный комплекс предпринимательства.
Следует разработать нормативно-правовую базу, которая позволила бы банкам в короткие сроки рассматривать и оформлять в качестве залога как объекты жилого сектора, так и коммерческой недвижимости.
Необходимо также на уровне государства внедрить программу информационной поддержки предпринимателей, которая бы разъясняла выгоды кредитования в банках, в том числе и под залог недвижимости.