Главная
АИ #22 (49)
Статьи журнала АИ #22 (49)
Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в России

Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в России

Рубрика

Менеджмент и маркетинг

Ключевые слова

малый бизнес
средний бизнес
малое предпринимательство
среднее предпринимательство

Аннотация статьи

В работе исследуется проблемы развития малого бизнеса. Проведен анализ тенденций развития малого и среднего бизнеса в России в условиях пандемии. Выявлены проблемы малого и среднего бизнеса. Определены перспективные направления государственной поддержки малого бизнеса.

Текст статьи

Введение

Малый бизнес является важным элементом рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство.

Тема малого бизнеса очень актуальна в условиях модернизации экономики в России. Малый бизнес играет важную роль в любой стране: вызывает здоровую конкуренцию, обеспечивает занятость населения, насыщает рынок товарами и услугами.

Развитие малого и среднего предпринимательства и возможность реализации частной предпринимательской инициативы являются необходимыми условиями успешного развития страны и регионов. Одной из важнейших задач является формирование устойчивого и эффективного механизма поддержки малого и среднего предпринимательства.

1. Анализ состояния малого и среднего бизнеса в России

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемию, вызванную вирусом COVID-19, глобальной пандемией. Российские власти для сдерживания распространения вируса ввели запрет (ограничение) передвижения, карантин, самоизоляцию и сокращение коммерческой деятельности, включая закрытие предприятий. Данные меры значительно замедлили экономическую активность в стране и оказали негативное влияние на бизнес. Особенно они отразились на сфере услуг и торговле непродовольственными товарами, где предприятия были вынуждены остановить работу почти на три месяца – с апреля по июнь.

Некоторые малые и средние предприятия не смогли «пережить» ограничительные меры, направленные на борьбу с пандемией. По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, который ведёт ФНС России, в I полугодии 2020 года (данные на 10 июля 2020 года) количество субъектов МСП сократилось на 2,6% к аналогичному периоду прошлого года, до 6,051 млн единиц. Количество занятых в них снизилось на 2,4%, до 15,269 млн человек.

Таблица 1

Численность субъектов МСП в России

Показательна
10.08.2017
на
10.08.2018
на
10.08.2019
на
10.01.2020
на
10.08.2020
Изменение с начала года (10.01.20-10.08.20),%Изменение за год (10.08.19- 10.08.20),%Изменение за два года (10.08.18- 10.08.20),%Изменение за три года (10.08.17- 10.08.20),%
Количество субъектов МСП, млн ед.5,55,95,85,95,6-5,5%-4,2%-5,6%0,9%
Численность работников, млн чел.15,716,115,415,315,51,3%0,8%-3,3%-0,9%

На момент начала подготовки исследования (август 2020 года) количество субъектов МСП продолжило сокращение и к 10 августа достигло 5,590 млн единиц. Для сравнения 10 августа 2019 года оно составляло 5,836 млн единиц (-4,2%), в 2018 году – 5,922 млн (-5,6%), в 2017 году – 5,543 млн (0,9%). Таким образом, объём сегмента МСП фактически вернулся к уровню 2017 года; прирост, достигнутый в 2018-2019 годах, обнулился.

Самое большое сокращение численности компаний малого и среднего бизнеса с начала года произошло в Центральном (-6,3%) и Северо-Западном (-6,2%) федеральных округах. За год максимальную отрицательную динамику показал Уральский федеральный округ (-5,2%). За два года больше всего компаний МСП прекратили деятельность в Сибирском федеральном округе (-13,3%).

Из общего тренда выбилась динамика Дальневосточного федерального округа, где за три года количество субъектов МСП не только не снизилось, а, напротив, выросло на 21,1%. Причиной столь значительных темпов прироста, возможно, послужил эффект низкой базы и в целом небольшая ёмкость сектора в ДФО – в 2017 году количество субъектов МСП в округе составляло всего порядка 250 тыс. (для сравнения в ЦФО – 1,6 млн, а в 2020 году – около 300 тыс. По данным ФНС России, свыше 60% субъектов МСП в ДФО являются ИП (таблица 2). За три года наибольший прирост ИП произошел в сфере недвижимости (41,8%) и строительстве (36,7%).

Таблица 2

Количество субъектов МСП в регионах по федеральным округам, млн единиц

Федеральный округ

на

10.08

2017

на

10.08

2018

на

10.08

2019

на

10.01

2020

на

10.08

2020

Изменение с начала года (10.01.2020-10.08.2020), %

Изменение за год (10.08.2019-10.08.2020),

%

Изменение за два года (10.08.2018-10.08.2020),

%

Изменение за три года (10.08.2017-10.08.2020),

%

СКФО0,20,20,20,20,2-4,6%-2,9%-3,8%4,1%
ЮФО0,70,70,70,70,7-4,0%-5,2%-6,6%-1,7%
ЦФО1,61,81,81,81,7-6,3%-3,9%-5,6%3,7%
ПФО1,01,11,01,11,0-5,5%-4,6%-6,0%-0,1%
СЗФО0,60,70,70,70,6-6,2%-4,3%-5,1%0,0%
УФО0,50,50,50,50,5-5,6%-4,3%-5,4%-1,2%
СФО0,70,70,60,60,6-5,1%-4,1%-13,3%-8,4%
ДФО0,20,30,30,30,3-4,1%-3,5%16,1%21,1%

Лидером по количеству субъектов МСП является Центральный федеральный округ, на который приходится 30,5% от всех зарегистрированных субъектов в Реестре, далее следует Приволжский федеральный округ – 17,9%, затем – Южный и Северо-Западный округа, доля каждого из которых составляет порядка 12%.

Таблица 3

Распределение субъектов МСП по федеральным округам

Федеральный округКоличество субъектов МСП на 10.08.2020, тыс. ед.Доля региона по количеству субъектов МСП на 10.08.2020, %
Центральный федеральный округ1706,930,53%
Северо-Западный федеральный округ1000,117,89%
Южный федеральный округ666,811,93%
Северо-Кавказский федеральный округ649,311,62%
Приволжский федеральный округ596,010,66%
Уральский федеральный округ481,58,61%
Сибирский федеральный округ298,55,34%
Дальневосточный федеральный округ190,93,42%

Из 5,6 млн зарегистрированных субъектов МСП 2,3 млн единиц являются организациями – юридическими лицами (42%), 3,3 млн – индивидуальными предпринимателями (58%). ИП чаще регистрируют в Северо-Кавказском федеральном округе, где их доля превышает две трети от общего количества субъектов МСП. В то же время в Северо-Западном федеральном округе она составляет чуть более 50% – это минимальный уровень среди федеральных округов.

Практически во всех федеральных округах в общей численности субъектов МСП преобладают микропредприятия – это компании с численностью сотрудников, не превышающей 15 человек, и годовой выручкой не более 120 млн рублей. В целом по России доля микропредприятий среди юридических лиц составляет 91%, среди индивидуальных предпринимателей – свыше 99%. Больше всего микропредприятий-юрлиц зарегистрировано в Дальневосточном федеральном округе – 92%. В то же время количество предприятий, относящихся к среднему и малому бизнесу там на минимальном уровне – 0,5% и 7,5% соответственно. К малым предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 100 человек, и годовой выручкой не более 800 млн рублей. К средним предприятиям относятся компании с численностью персонала, не превышающей 250 человек, годовой выручкой не более 2 млрд рублей.

Наибольшая доля малых предприятий сконцентрирована в Центральном федеральном округе – почти 9%. В свою очередь, доля микропредприятий здесь минимальная – 90,5%. Средних предприятий – юридических лиц больше всего в Центральном и Северо-Кавказском округах – почти 1% от всех юрлиц.

Подавляющее большинство индивидуальных предпринимателей в России (более 90%) имеют выручку менее 120 млн рублей в год. Их компании относятся к микробизнесу. Всего в двух федеральных округах – Дальневосточном и Приволжском – доля ИП, выручка которых составляет от 120 до 800 млн рублей в год, превышает 1%. В остальных федеральных округах эта доля ниже. Количество ИП с выручкой до 2 млрд рублей в год насчитывает 315 единиц.

Большая распространённость в России индивидуального предпринимательства связана с более простой регистрацией данной организационной формы, а также возможностью применять упрощённую систему налогообложения, в том числе патентную.

Стоит отметить, что не все индивидуальные предприниматели во время пандемии смогли получить доступ к финансовым ресурсам: столкнувшись с сокращением выручки вследствие приостановки деятельности во время карантина, занять средства для продолжения работы и выплаты зарплаты удалось не всем. По данным Банка России, начиная со 2 квартала 2020 года доля кредитов ИП сократилась с 20% до 9% и далее до 7% в общей выдаче кредитов субъектам МСП.

Абсолютным лидером по масштабам деятельности МСП является Москва, где оборот малых предприятий (без микро) за шесть месяцев 2020 года составил почти треть от всероссийского оборота – 3,5 трлн рублей из 11,5 трлн. На втором месте находится Санкт-Петербург – 880 млрд рублей, на третьем – Московская область – 770 млрд рублей.

Лидером по доле малых компаний в суммарном обороте региона, включая микропредприятия, в I полугодии 2020 года была Амурская область, где свыше четверти выручки пришлось на малый бизнес. Вторую и третью строки в рейтинге заняли Кабардино-Балкарская Республика и Алтай, в которых доля малых компаний в выручке региона составила 23% и 22% соответственно.

В отношении численности занятых в МСП регионы также неоднородны, как и по обороту компаний: Москва опережает ближайшего конкурента – город Санкт-Петербург в два с лишним раза – 895 тыс. человек против 372 тыс. человек. На третьем месте Московская область – 326 тыс. человек, далее с большим отставанием Свердловская область – 162 тыс. человек.

Наибольшую региональную занятость обеспечивают малые компании Ивановской области, в которой свыше четверти всех работающих трудятся в малом бизнесе. Чуть меньше доля МСП в общей занятости в Москве и Санкт-Петербурге – порядка 24%, далее следуют Калининградская и Новосибирская области – 23% и 22% соответственно.

Таким образом, проведенный анализ показал, что пандемия коронавируса привела к сокращению числа субъектов малого предпринимательства в различных отраслях. Особенно сильно пострадали сфера услуг, многие предприятия которой были закрыты в период карантина. Однако после отмены карантинных ограничений началось постепенное восстановление экономической активности.

2. Основные проблемы малого и среднего бизнеса в России и пути их решения

Наиболее приоритетными направлениями для государственной поддержки малого бизнеса в 2020 году являются: производство продукции (продовольственной и промышленной) первой необходимости; система здравоохранения; коммунальные, бытовые и прочие услуги; социальное предпринимательство; инновационные технологии.

Исследование показало, что уже с середины марта российские предприниматели испытывают сложности с ведением бизнеса и не надеются на улучшение ситуации в ближайшей перспективе. Представители бизнеса просят государство смягчить налоговый режим и предоставить другие меры поддержки. Негативные последствия кризиса особо ощутимы в малом бизнесе.

Говоря о мерах господдержки в кризис, в первую очередь предприниматели призывают отсрочить уплату налогов или отменить их. Также предприниматели просят предоставить субсидии/финансовую поддержку со стороны государства, ввести арендные и кредитные каникулы, выдавать беспроцентные кредиты на поддержание бизнеса, снизить или отменить обязательные взносы в ФСС.

Проблема заключается в отсутствии ресурсов, необходимых для жизнеобеспечения и развития малого и среднего предпринимательства в условиях экономической нестабильности. Подобные ограничения некрупных компаний связаны в первую очередь со сравнительно небольшими размерами капитала, не подходящего для поддержания длительного автономного состояния в период пандемии.

29 октября 2020 г. Президент предложил продлить мораторий на плановые проверки малого бизнеса на 2021 год, а также продлить на три месяца отсрочку по налогам и страховым взносам для пострадавших на фоне пандемии коронавируса отраслей.

Правительство РФ разработало новую кредитную программу поддержки для тех предприятий, чей вид деятельности относится к пострадавшим из-за коронавируса. На основании данных ККТ ведомство провело аналитику по восстановлению оборотов сектора МСП и сделало вывод, что «за полтора месяца 2021 года на 99% восстановились (обороты) до уровня начала 2020 года. Вместе с тем пока не все отрасли смогли вернуться к докризисным показателям».

Основные положения новой льготной кредитной программы:

  • заявки будут приниматься с 9 марта по 1 июля 2021 года;
  • срок кредита – 1 год;
  • конечная ставка для бизнеса – 3% (государство дотирует банкам средства исходя из 6%);
  • первые 6 месяцев заемщик не уплачивает ни тело кредита, ни проценты;
  • вторые 6 месяцев происходит погашение кредита и процентов;
  • максимальная сумма кредита рассчитывается по формуле:
  • МРОТ (12 792 руб.) х количество работников х 12 мес.

Программой смогут воспользоваться микро- и малые предприятия по основному или дополнительному кодам ОКВЭД, а средние и крупные предприятия – только по основному коду ОКВЭД.

Заключение

С целью повышения качества реализации государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, по результатам проведённого исследования, были выделены ряд практических рекомендаций:

а) Привлекать новые кадры путём создания благоприятных мотивационных условий для молодёжи.

б) Организовать возможность обмена опытом между регионами в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства.

в) Повысить уровень информированности субъектов малого и среднего предпринимательства о реализуемых департаментом программах.

г) Акцентировать внимание на обучение предпринимательской деятельности и прохождении курсов переподготовки, нежели на финансовую помощь малым и средним предприятиям.

д) Распределить государственную поддержку малому и среднему предпринимательству по отраслям: сельскохозяйственное предпринимательство; производство; промышленные технологии; работа с иностранными контрагентами; инновационный комплекс предпринимательства.

Следует разработать нормативно-правовую базу, которая позволила бы банкам в короткие сроки рассматривать и оформлять в качестве залога как объекты жилого сектора, так и коммерческой недвижимости.

Необходимо также на уровне государства внедрить программу информационной поддержки предпринимателей, которая бы разъясняла выгоды кредитования в банках, в том числе и под залог недвижимости.

Список литературы

  1. Балдина, Ю.А. Роль и место субъектов малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях / Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2018. Т. 26. № 4.
  2. Гордеева, Д.С. Современные механизмы реального сектора экономики в сфере совместной образовательной деятельности / Д.С. Гордеева, С.С. Демцура // Предприятия, отрасли и регионы: генезис, формирование, развитие и прогнозирование: сборник научных трудов. – Нижний Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2019. С. 52-61.
  3. Горфинкель, В.Я. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика: учебное пособие / В.Я. Горфинкель, С.В. Земляк, О.М. Маркова и др. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2019 – 89с.
  4. Грачёва К.М., Петер Е.В. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в Российской Федерации / Научный альманах. 2018. № 7-1 (21).
  5. Демцура, С.С. Малое предпринимательство: роль и проблемы развития / Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2019. № 9. С. 223-225.
  6. Морозова, Г.А., Зимин, В.А. О роли государства в реализации инвестиционной политики // Современные проблемы управления: межвуз. сб. научных трудов/под общ. ред. С.А. Мартышкина, С.А. Ключникова. Самара: Изд -во «Самарский университет», 2018. Вып. 9. С. 134-138.

Поделиться

15738

Рабаджи Н. И. Актуальные проблемы малого и среднего бизнеса в России // Актуальные исследования. 2021. №22 (49). С. 52-56. URL: https://apni.ru/article/2509-aktualnie-problemi-malogo-i-srednego-biznesa

Похожие статьи

Актуальные исследования

#44 (226)

Прием материалов

26 октября - 1 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

6 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

19 ноября