Главная
АИ #3 (3)
Статьи журнала АИ #3 (3)
Феномен рекуррентности как системообразующий прецедентный признак образовательно...

Феномен рекуррентности как системообразующий прецедентный признак образовательного дискурса

Рубрика

Филология, иностранные языки, журналистика

Ключевые слова

рекуррентность
лингвокультурная категория
прецедентность
прецедентный текст
перформативность
перформативный текст
образовательный дискурс
рекуррентная единица
содержательная акцентуация
четырехсоставная контентная основа текста.

Аннотация статьи

Предметом данной статьи является анализ проблем по теме, связанной с рекуррентным образованием и его характеристиками, трактовками, историей появления, а также рассмотрением способов обращения различных наук к пониманию феномена рекуррентности, что и составило цель исследования. Статья затрагивает вопрос рассмотрения феномена рекуррентности в качестве лингвокультурной категории, и поскольку данная категория выводит нас на проблемы образовательного дискурса в частности, лингвистического образовательного дискурса, дальнейший анализ обобщает практику работы с текстовым материалом, подтверждая при этом мысль М.М. Бахтина, что текст является единственной основой всего философско-гуманитарного мышления. Дается сравнение при описании рекуррентных единиц, используемых в качестве системообразующего признака для формирования языковой и вторичной языковой личности. Подробно предпринимается попытка объяснить целесообразность обращения к категориям прецедентности и соответственно к понятиям прецедентный текст и перформативный текст. При этом статья подчеркивает значимость каждого из четырех видов прецедентных феноменов, таких как автопрецеденты, социумные прецеденты, национальные прецеденты и универсальные прецеденты. Высказывается взгляд о том, что в образовательном дискурсе функционирует парадигма прецедентных феноменов, которая должна быть известна обучающимся. Статья раскрывает связь перформативного текста наряду с прецедентным текстом с феноменом рекуррентности в образовательном дискурсе посредством передачи информации (знаний) от преподавателя обучающемуся с помощью рекуррентных единиц. Авторы приходят к выводу о том, что именно рекуррентные единицы вербализируют знания, накопленные определенной наукой в виде определенного контента в формате определенного подъязыка. Обобщая результаты проведенного анализа, авторы предлагают четырехсоставную основу текста научного стиля или прагмалингвистического стиля, узкоспециального или общенаучного, аутентичного или учебного текста в качестве средства выявления контентного каркаса интерпретируемой текстовой информации. Полученные результаты могут оказаться практически полезными в процессе обучения и изучения как родного, так и иностранного языков.

Текст статьи

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы статьи объясняется тем, что она вписана в тематику, связанную с проблемой изучения теории рекуррентного образования. Возобновляемость, или рекуррентность образования в данный момент в нашей стране стала насущной потребностью для многих людей в связи с быстроменяющимися экономическими запросами, изменениями в скорости технического продвижения, происходящими социальными изменениями, увеличением пенсионного возраста, желанием человека совершенствовать полученные когда-то знания или появлением необходимости профессиональной переквалификации и т.п. Феномен «рекуррентность» стал неотъемлемой частью непрерывного образования, проистекающего в трех видах образования – формальное, неформальное и информальное.

Поэтому целью статьи стали задачи, решение которых связано с раскрытием сущности феномена «рекуррентность», а именно: 1) трактовка понятия «рекуррентность»; 2) история появления понятия «рекуррентность» в дискурсе разного рода наук; 3) рассмотрение рекуррентности как лингвокультурной категории, связанной с такими понятиями, как «прецедентность»  и «перформативность», используемых в прецедентных и перформативных текстах; 4) анализ роли феномена рекуррентности в качестве системообразующего признака образовательного дискурса, формирующего языковую и вторичную языковые личности; 5) выявление рекуррентных единиц и установление их предназначения в образовательном дискурсе; 6) акцентуация основных вех содержания рекуррентного образования в тексте через четырехсоставную контентную основу текста и ее иллюстрирование примерами образовательного дискурса учебной дисциплины «Менеджмент», изучаемой в Донском государственном техническом университете.

Методология исследования включала теории лингвистики текста, текстоцентризма, прецедентности, рассматриваемых с точки зрения анализа классифицирования и синтеза. 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Понятие «рекуррентность» (от англ. «recurrence», т.е. возвращение, повторение) используется в разных науках; это понятие является универсальным, часто встречаемым в разных областях знания, но не имеющим единства в своей трактовке и понимании вследствие неоднозначности данного феномена в целом. Понятие «рекуррентность» используется в математике (линейная рекуррентность – числовая возвратная последовательность; цепная рекуррентность наиболее широкое из свойств повторяемости движений); в биологии – связь с миграцией фауны и флоры; в геологии – повторение состава продуктов вулканического извержения; в медицине и геодезике наблюдается тенденция к замещению лексической единицы «повторный» на лексическую единицу «рекуррентный»; в психологии используют словосочетание «рекуррентный образ», что означает образ, возникающий после того, как глаз долго смотрел на освещенный объект [1]. Данное понятие становится частью терминологического аппарата гуманитарных наук – философии, социологии, культурологии, семиотики, лингвистики, современной теории коммуникации, причем последняя рассматривает в этом ключе театральность (перформанс), обсуждая в таком случае соотношение восприятия и рекуррентности, а именно, рекуррентности ритуалов и театрального действа. При этом предоставляется возможность цитирования, конструирования смысла (каждым отдельно взятым человеком) и действительности, а также – событийности.

Рекуррентность существует и как лингвокультурная категория, которая понимается как феномен, связанный не со структурными аспектами языка (с простыми лексическими повторами), а с деятельностью смыслопорождения, определяющего механизмы не только смысло- и текстопорождения, но и порождающего новые смыслы. Рекуррентная единица, порождая прецедентные и перформативные тексты, репрезентует ценностные доминанты в определенной культуре. Прецедентность, понимается нами, как совокупность образцов-моделей текстов, высказываний, ситуаций, имен, воспроизводимых в аналогичных лингвокоммуникативных обстоятельствах, вследствие легкой узнаваемости, образности, ассоциативности и точности описания.

Перформативность, понимается нами, как заложенная в вербальном тексте возможность драматизации, импровизации и игрового представления его информации.

Прецедентный текст – это текст, содержащий рекуррентные единицы, совокупность которых представляет прецедентные феномены, значимые для личности (общности), хорошо известные в определенном обществе и науке, а обращение к ним многократно возобновляется в процессе коммуникации через канонизированные (полученные в результате обучения и изучения наук) и неканонизированные (полученные в устной речи), в неформальной бытовой обстановке изречения известных людей, анекдоты, пародии и т.п.

Прецедентные феномены существуют в четырех видах: автопрецеденты, индивидуальное отражение в сознании индивида феноменов, связанных с особыми, личностными представлениями; социумно-прецедентные – известные любому представителю многокоммуникативного сообщества, т.к. входят в когнитивную базу последнего; национально-прецедентные феномены – известные любому среднему представителю лингвокоммуникативного сообщества, так как входят в его когнитивную базу; универсально-прецедентные – известные любому современному человеку, т.к. входят в универсальное когнитивное пространство человека. Парадигма прецедентных феноменов выглядит следующим образом: прецедентный текст, прецедентное высказывание, прецедентная ситуация и прецедентное имя [3].

Иллюстрацией прецедентов являются факты-образы, служащие моделью для воспроизводства сходных фактов, представленные в речи определенными вербальными сигналами, актуализирующими стандартное содержание, информацию, значение, которые не создаются заново, но воспроизводятся, в том числе, в виде пословиц, поговорок, языковых клише и штампов разного уровня, стереотипов, фрейм-структур и т.п. [3].

Перформативный текст – текст, сопровождающий говоримое его исполнением, «сознательный эпатаж», направленный на инициацию коммуникации, обеспеченной композиционным строением текста, например, тексты как текстовые рекуррентные единицы широко представлены в детской игровой культуре и в PoetrySlam (жанр, как новая языковая действительность, связанная с культурой сознательной вторичности и цитатности; это игра аллюзий (отсылки) и цитат с рекуррентностью на всех уровнях языка; поэтри-слэм – это творческое соревнование, во время которого выступающие поэты декламируют тексты собственного сочинения; это поэтическое сражение в виде представления за лучшие технику и выбор содержания собственного поэтического произведения для популяризации поэзии вне академической среды; оценку дают коллегия судей, выбранных публикой, или непосредственно зрители. Таким образом, т.к. однозначное определение поэтри слэму дать сложно, то этот формат называют: 1) поэтическим конкурсом на артистизм; 2) интерактивным литературным шоу и 3) перформансом, создаваемым любым человеком с улицы.

Рекуррентность рассматривается нами как системообразующий признак образовательного дискурса; это условие для развития способности формирования языковой и «вторичной» языковой личности через содержательный аспект ее лингвокогнитивного моделирования. Именно образовательный дискурс обладает уникальным потенциалом в управлении информационными потоками современного коммуникативного пространства.

В образовательном дискурсе ключевым концептом является концепт «образование». Так как образование есть передача культурного наследия для общества одного поколения к другому через специальные социальные институты, то социальная значимость становится базовой характеристикой передаваемого опыта. Она же является одним из признаков рекуррентности в отношениях учителя и ученика. Преемственность и непрерывность в образовании есть проявление рекуррентности, что требует гармонизации в использовании сложившихся к настоящему времени образовательных парадигм: базовой знаниево-центристской и гуманистической (компетентностно-ориентированной, субъектно-компетентностной, сетевой и смыслодеятельностной).

Передача знаний от одного поколения к другому в образовании осуществляется с помощью рекуррентных единиц, которые вербализируют знания, обращаясь к актуальным в данный момент событиям и явлениям. Рекуррентная единица аккумулирует знания об обозначаемом (его сути) и знание о социальной значимости обозначаемого, о престиже определенной рекуррентной единицы в определенный период времени и о необходимости повторного обращения к ней в настоящий момент времени вследствие ее актуальности. Такие знания сохраняются индивидуумом дольше и обучение контенту любой дисциплины должно включать обучение понятиям – их значениям, их социальной роли и актуальности. Для этого можно использовать инновационные образовательные технологии, обращаясь к таким интересным формам организации обучения, как вебинары, проектная работа, социальные акции – орфополиция, «красная книга» истории звуков (раритетные шумы: шум модема, треск кинокамеры, звук подъема оконного стекла и т.п.).

Описанный подход в образовании помогает моделировать лингвокоммуникативное пространство социума, создает понятийную основу изучения учебной дисциплины, развивает логическое мышление обучающегося, поскольку понятие – это форма логического мышления, выраженная языковыми средствами конкретного языка и отражающая явления окружающей действительности [7].

Основные вехи содержательной акцентуации рекуррентного образования при парадигмальном рассмотрении их зависимости друг от друга в рамках текстового построения входят в следующую логически выстроенную иерархическую последовательность: концепт – понятие – термин – дефиниция, которую мы определяем как четырехсоставную контентную основу текста(научного узкоспециального или общенаучного, представляющих научный стиль или же учебного текста прагмалингвистического стиля, полученного при преломлении аутентичного текста в учебный текст).

Проиллюстрируем наши теоретические постулаты следующими примерами из контента дисциплины «Менеджмент» (таблица).

Таблица

Четырехсоставная контентная основа текста

Концепт

Понятие

Термин

Дефиниция

Основные функции менеджмента

Планирование

Стратегия

разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов

Цель

конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация

Задача

совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли

Метод

совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации

Ресурс

важнейшая часть комплекса внутренних ситуационных переменных организации, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность ее функционирования

Организация

Структура компании

определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия в организации

Человеческий ресурс

это определенная совокупность качеств и характеристик человека или коллектива, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода

Информационное обеспечение

четкая организации процесса сбора, анализа и обработки информации в организации

 

 

Реорганизация

один из способов образования или ликвидации организации

Мотивация

Внешняя мотивация (экстринсивная)

мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами

Внутренняя мотивация (интринсивная)

мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности

Физиологическая потребность

потребность, необходимая для выживания

Социальная потребность

потребность в причастности личности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей

Контроль

Предварительный контроль

осуществление определенных операций до фактического начала работ: анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок)

Текущий контроль

осуществление операций непосредственно в ходе проведения работ: измерении фактических результатов, полученных после проведения работы

Заключительный контроль

осуществление руководства информацией, необходимой для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем; также способствует мотивации, поскольку измеряет достигнутую результативность

В предлагаемой таблице представлен алгоритм реализации технологии выявления четырехсоставной контентной основы текста любого подъязыка. Полученные отобранные компоненты представляют собой контентный каркас текста и могут быть использованы в создании дидактических ресурсов, а также для составления глоссариев и тезаурусов определенного подъязыка. Такой подход позволит осуществить отбор словарей-минимумов и представить перечень рекуррентных единиц в целях осуществления процессов обучения, изучения, контроля и оценки [8].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В итоге, все поставленные в начале статьи цели были полностью достигнуты. Представленный в статье материал позволил получить результаты для описания одного из вариантов подходов к пониманию феномена «рекуррентность» в образовательном дискурсе, опираясь на выявленные характеристики таких категорий, как прецедентность, перформативность, опираясь на функционирующие в образовательном дискурсе рекуррентные единицы. Было установлено, что рекуррентные единицы являются категориально-понятийной основой любой учебной дисциплины. Именно владение обучающимися понятийным составом рекуррентных единиц в определенной области деятельности человека позволяет установить уровень их учебной или профессиональной компетентности, так как предложенная последовательность «концепт-понятие-термин-дефиниция» может быть использована для написания текстовых материалов учебников, справочников разного рода, а также может быть включена в описание различных научных проблем.

Список литературы

  1. Егорова Е.В. Проблема рекуррентности в современном научно-педагогическом дискурсе // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №5, https://mir-nauki.com/PDF/79PDMN518.pdf (доступ свободный).
  2. Егорова Е.В. Аналитический обзор некоторых актуальных направлений развития рекуррентного иноязычного образования студентов технических вузов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/26PDMN618.pdf (доступ свободный).
  3. Термины и понятия лингвистики: Лексика. Лексикология. Фразеология. Лексикография https://dic.academic.ru
  4. Белокопытова И.А. Рекуррентность как лингвокультурная категория: автореф. дис... канд. филол. наук. – Майкоп, 2010.
  5. Лопатухина Т.А. Прецендентный текст в межкультурной коммуникации. – Ростов-на–Дону: ДГТУ, 2017. – С. 11-14.
  6. Лопатухина Т.А., Данко С.П., Залевская Т.В. Педагогические технологии развития ценностного отношения к образованию в современном российском обществе: монография / Т.А. Лопатухина, С.П. Данко, Т.В. Залевская, Е.В. Егорова, А.В. Осипова. – М.: Вузовская книга, 2014. – С.42.
  7. Данилова Л.Н. Развитие молодежного волонтерства: социально-технологический подход / Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. С.25-30 / https://cyberleninka.ru>article>razvitie
  8. Павленко Т.С. Основы менеджмента на английском языке: текстовый контент, средства организации и способы смысловой обработки: учеб.пособие / Т.С.Павленко; Донской гос. техн. ун-т. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2018.-75 с.

Поделиться

3474

Григорян Н. Е., Лопатухина Т. А. Феномен рекуррентности как системообразующий прецедентный признак образовательного дискурса // Актуальные исследования. 2019. №3 (3). С. 29-34. URL: https://apni.ru/article/251-fenomen-rekurrentnosti-kak-sistemoobrazuyushch

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря