ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы статьи объясняется тем, что она вписана в тематику, связанную с проблемой изучения теории рекуррентного образования. Возобновляемость, или рекуррентность образования в данный момент в нашей стране стала насущной потребностью для многих людей в связи с быстроменяющимися экономическими запросами, изменениями в скорости технического продвижения, происходящими социальными изменениями, увеличением пенсионного возраста, желанием человека совершенствовать полученные когда-то знания или появлением необходимости профессиональной переквалификации и т.п. Феномен «рекуррентность» стал неотъемлемой частью непрерывного образования, проистекающего в трех видах образования – формальное, неформальное и информальное.
Поэтому целью статьи стали задачи, решение которых связано с раскрытием сущности феномена «рекуррентность», а именно: 1) трактовка понятия «рекуррентность»; 2) история появления понятия «рекуррентность» в дискурсе разного рода наук; 3) рассмотрение рекуррентности как лингвокультурной категории, связанной с такими понятиями, как «прецедентность» и «перформативность», используемых в прецедентных и перформативных текстах; 4) анализ роли феномена рекуррентности в качестве системообразующего признака образовательного дискурса, формирующего языковую и вторичную языковые личности; 5) выявление рекуррентных единиц и установление их предназначения в образовательном дискурсе; 6) акцентуация основных вех содержания рекуррентного образования в тексте через четырехсоставную контентную основу текста и ее иллюстрирование примерами образовательного дискурса учебной дисциплины «Менеджмент», изучаемой в Донском государственном техническом университете.
Методология исследования включала теории лингвистики текста, текстоцентризма, прецедентности, рассматриваемых с точки зрения анализа классифицирования и синтеза.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Понятие «рекуррентность» (от англ. «recurrence», т.е. возвращение, повторение) используется в разных науках; это понятие является универсальным, часто встречаемым в разных областях знания, но не имеющим единства в своей трактовке и понимании вследствие неоднозначности данного феномена в целом. Понятие «рекуррентность» используется в математике (линейная рекуррентность – числовая возвратная последовательность; цепная рекуррентность наиболее широкое из свойств повторяемости движений); в биологии – связь с миграцией фауны и флоры; в геологии – повторение состава продуктов вулканического извержения; в медицине и геодезике наблюдается тенденция к замещению лексической единицы «повторный» на лексическую единицу «рекуррентный»; в психологии используют словосочетание «рекуррентный образ», что означает образ, возникающий после того, как глаз долго смотрел на освещенный объект [1]. Данное понятие становится частью терминологического аппарата гуманитарных наук – философии, социологии, культурологии, семиотики, лингвистики, современной теории коммуникации, причем последняя рассматривает в этом ключе театральность (перформанс), обсуждая в таком случае соотношение восприятия и рекуррентности, а именно, рекуррентности ритуалов и театрального действа. При этом предоставляется возможность цитирования, конструирования смысла (каждым отдельно взятым человеком) и действительности, а также – событийности.
Рекуррентность существует и как лингвокультурная категория, которая понимается как феномен, связанный не со структурными аспектами языка (с простыми лексическими повторами), а с деятельностью смыслопорождения, определяющего механизмы не только смысло- и текстопорождения, но и порождающего новые смыслы. Рекуррентная единица, порождая прецедентные и перформативные тексты, репрезентует ценностные доминанты в определенной культуре. Прецедентность, понимается нами, как совокупность образцов-моделей текстов, высказываний, ситуаций, имен, воспроизводимых в аналогичных лингвокоммуникативных обстоятельствах, вследствие легкой узнаваемости, образности, ассоциативности и точности описания.
Перформативность, понимается нами, как заложенная в вербальном тексте возможность драматизации, импровизации и игрового представления его информации.
Прецедентный текст – это текст, содержащий рекуррентные единицы, совокупность которых представляет прецедентные феномены, значимые для личности (общности), хорошо известные в определенном обществе и науке, а обращение к ним многократно возобновляется в процессе коммуникации через канонизированные (полученные в результате обучения и изучения наук) и неканонизированные (полученные в устной речи), в неформальной бытовой обстановке изречения известных людей, анекдоты, пародии и т.п.
Прецедентные феномены существуют в четырех видах: автопрецеденты, индивидуальное отражение в сознании индивида феноменов, связанных с особыми, личностными представлениями; социумно-прецедентные – известные любому представителю многокоммуникативного сообщества, т.к. входят в когнитивную базу последнего; национально-прецедентные феномены – известные любому среднему представителю лингвокоммуникативного сообщества, так как входят в его когнитивную базу; универсально-прецедентные – известные любому современному человеку, т.к. входят в универсальное когнитивное пространство человека. Парадигма прецедентных феноменов выглядит следующим образом: прецедентный текст, прецедентное высказывание, прецедентная ситуация и прецедентное имя [3].
Иллюстрацией прецедентов являются факты-образы, служащие моделью для воспроизводства сходных фактов, представленные в речи определенными вербальными сигналами, актуализирующими стандартное содержание, информацию, значение, которые не создаются заново, но воспроизводятся, в том числе, в виде пословиц, поговорок, языковых клише и штампов разного уровня, стереотипов, фрейм-структур и т.п. [3].
Перформативный текст – текст, сопровождающий говоримое его исполнением, «сознательный эпатаж», направленный на инициацию коммуникации, обеспеченной композиционным строением текста, например, тексты как текстовые рекуррентные единицы широко представлены в детской игровой культуре и в PoetrySlam (жанр, как новая языковая действительность, связанная с культурой сознательной вторичности и цитатности; это игра аллюзий (отсылки) и цитат с рекуррентностью на всех уровнях языка; поэтри-слэм – это творческое соревнование, во время которого выступающие поэты декламируют тексты собственного сочинения; это поэтическое сражение в виде представления за лучшие технику и выбор содержания собственного поэтического произведения для популяризации поэзии вне академической среды; оценку дают коллегия судей, выбранных публикой, или непосредственно зрители. Таким образом, т.к. однозначное определение поэтри слэму дать сложно, то этот формат называют: 1) поэтическим конкурсом на артистизм; 2) интерактивным литературным шоу и 3) перформансом, создаваемым любым человеком с улицы.
Рекуррентность рассматривается нами как системообразующий признак образовательного дискурса; это условие для развития способности формирования языковой и «вторичной» языковой личности через содержательный аспект ее лингвокогнитивного моделирования. Именно образовательный дискурс обладает уникальным потенциалом в управлении информационными потоками современного коммуникативного пространства.
В образовательном дискурсе ключевым концептом является концепт «образование». Так как образование есть передача культурного наследия для общества одного поколения к другому через специальные социальные институты, то социальная значимость становится базовой характеристикой передаваемого опыта. Она же является одним из признаков рекуррентности в отношениях учителя и ученика. Преемственность и непрерывность в образовании есть проявление рекуррентности, что требует гармонизации в использовании сложившихся к настоящему времени образовательных парадигм: базовой знаниево-центристской и гуманистической (компетентностно-ориентированной, субъектно-компетентностной, сетевой и смыслодеятельностной).
Передача знаний от одного поколения к другому в образовании осуществляется с помощью рекуррентных единиц, которые вербализируют знания, обращаясь к актуальным в данный момент событиям и явлениям. Рекуррентная единица аккумулирует знания об обозначаемом (его сути) и знание о социальной значимости обозначаемого, о престиже определенной рекуррентной единицы в определенный период времени и о необходимости повторного обращения к ней в настоящий момент времени вследствие ее актуальности. Такие знания сохраняются индивидуумом дольше и обучение контенту любой дисциплины должно включать обучение понятиям – их значениям, их социальной роли и актуальности. Для этого можно использовать инновационные образовательные технологии, обращаясь к таким интересным формам организации обучения, как вебинары, проектная работа, социальные акции – орфополиция, «красная книга» истории звуков (раритетные шумы: шум модема, треск кинокамеры, звук подъема оконного стекла и т.п.).
Описанный подход в образовании помогает моделировать лингвокоммуникативное пространство социума, создает понятийную основу изучения учебной дисциплины, развивает логическое мышление обучающегося, поскольку понятие – это форма логического мышления, выраженная языковыми средствами конкретного языка и отражающая явления окружающей действительности [7].
Основные вехи содержательной акцентуации рекуррентного образования при парадигмальном рассмотрении их зависимости друг от друга в рамках текстового построения входят в следующую логически выстроенную иерархическую последовательность: концепт – понятие – термин – дефиниция, которую мы определяем как четырехсоставную контентную основу текста(научного узкоспециального или общенаучного, представляющих научный стиль или же учебного текста прагмалингвистического стиля, полученного при преломлении аутентичного текста в учебный текст).
Проиллюстрируем наши теоретические постулаты следующими примерами из контента дисциплины «Менеджмент» (таблица).
Таблица
Четырехсоставная контентная основа текста
Концепт |
Понятие |
Термин |
Дефиниция |
Основные функции менеджмента |
Планирование |
Стратегия |
разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов |
Цель |
конечное состояние, желаемый результат, которого стремится добиться любая организация | ||
Задача |
совокупность принципов, методов, средств и форм управления, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли | ||
Метод |
совокупность способов и приемов влияния на коллектив и отдельных работников с целью выполнения миссии и достижение целей организации | ||
Ресурс |
важнейшая часть комплекса внутренних ситуационных переменных организации, которые оказывают самое непосредственное влияние на эффективность ее функционирования | ||
Организация |
Структура компании |
определяет, каким образом должны быть распределены задачи, какой должна быть субординация, как организована координация, каковы модели взаимодействия в организации | |
Человеческий ресурс |
это определенная совокупность качеств и характеристик человека или коллектива, которая характеризует его способность к деятельности определенного рода | ||
Информационное обеспечение |
четкая организации процесса сбора, анализа и обработки информации в организации | ||
|
|
Реорганизация |
один из способов образования или ликвидации организации |
Мотивация |
Внешняя мотивация (экстринсивная) |
мотивация, не связанная с содержанием определенной деятельности, но обусловленная внешними по отношению к субъекту обстоятельствами | |
Внутренняя мотивация (интринсивная) |
мотивация, связанная не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности | ||
Физиологическая потребность |
потребность, необходимая для выживания | ||
Социальная потребность |
потребность в причастности личности к какому-либо человеческому сообществу, группе людей | ||
Контроль |
Предварительный контроль |
осуществление определенных операций до фактического начала работ: анализ профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения должностных обязанностей, отбор квалифицированных людей), финансовым (составление бюджета) и материальным ресурсам (выработка стандартов минимально допустимых уровней качества, проведение проверок) | |
Текущий контроль |
осуществление операций непосредственно в ходе проведения работ: измерении фактических результатов, полученных после проведения работы | ||
Заключительный контроль |
осуществление руководства информацией, необходимой для планирования, если аналогичные работы предполагается проводить в будущем; также способствует мотивации, поскольку измеряет достигнутую результативность |
В предлагаемой таблице представлен алгоритм реализации технологии выявления четырехсоставной контентной основы текста любого подъязыка. Полученные отобранные компоненты представляют собой контентный каркас текста и могут быть использованы в создании дидактических ресурсов, а также для составления глоссариев и тезаурусов определенного подъязыка. Такой подход позволит осуществить отбор словарей-минимумов и представить перечень рекуррентных единиц в целях осуществления процессов обучения, изучения, контроля и оценки [8].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге, все поставленные в начале статьи цели были полностью достигнуты. Представленный в статье материал позволил получить результаты для описания одного из вариантов подходов к пониманию феномена «рекуррентность» в образовательном дискурсе, опираясь на выявленные характеристики таких категорий, как прецедентность, перформативность, опираясь на функционирующие в образовательном дискурсе рекуррентные единицы. Было установлено, что рекуррентные единицы являются категориально-понятийной основой любой учебной дисциплины. Именно владение обучающимися понятийным составом рекуррентных единиц в определенной области деятельности человека позволяет установить уровень их учебной или профессиональной компетентности, так как предложенная последовательность «концепт-понятие-термин-дефиниция» может быть использована для написания текстовых материалов учебников, справочников разного рода, а также может быть включена в описание различных научных проблем.