В России, как и во всём мире, нефинансовая отчетность перестаёт быть новым явлением. Нефинансовая отчетность – это отчетность, охватывающая одновременно экономические, экологические и социальные аспекты деятельности компании, раскрывающая информацию о ее нефинансовых инициативах и вкладе в устойчивое развитие окружающего мира.
Составление публичной нефинансовой отчетности на сегодня не является обязательным для всех российских организаций, но в 2017 году была разработана Концепция развития публичной нефинансовой отчетности, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации № 876-р от 5 мая 2017 г., в процессе реализации которой с каждым этапом обязывается все большая часть компаний в публикации нефинансовой отчетности и выпускаются нормативные акты, регулирующие важные аспекты в составлении нефинансовых отчетов [6, с.115].
Принятие Концепции и плана мероприятий в 2017 году было обусловлено необходимостью внедрения и развития в Российской Федерации публичной нефинансовой отчетности, направленной на повышение информационной открытости и прозрачности деятельности крупнейших российских организаций, их инвестиционной привлекательности, укрепление репутации, повышение доверия к деловой активности российских организаций как в Российской Федерации, так и за ее пределами.
Публичная нефинансовая отчетность, дополняя финансовую отчетность, раскрывает результаты деятельности организации в областях, существенных для заинтересованных сторон. Основными сферами раскрытия являются экономические, социальные и экологические аспекты деятельности [5, c.12].
Какая информация из публичной нефинансовой отчетности и как используется основными внешними пользователями, зависит от самого пользователя. Кредиторы и инвесторы используют информацию по всем вопросам, влияющим на стоимость бизнеса, его инвестиционную привлекательность и репутацию (в частности о производительности труда, лояльности клиентов, удовлетворенности сотрудников, соблюдении законодательства и др.) в целях выявления и оценки дополнительных рисков инвестирования в деятельность компании или проект. Государственные органы применяют информацию по всем вопросам, влияющим на социально-экономическую стабильность и рациональное использование окружающей среды, для разработки, внедрения и оценки государственных политик, предотвращения социальных конфликтов и загрязнения окружающей среды. Бизнес-партнеры используют информацию по всем вопросам, влияющим на репутацию компании, по выполнению ею обязательств и соблюдению этических принципов с целью определения перспектив работы с данной организацией либо изменения условий сотрудничества [3, c.15]. Нефинансовая отчетность, удовлетворяя информационные потребности заинтересованных сторон, должна способствовать устойчивому развитию организаций.
В сфере нефинансовой отчетности не существует единого подхода к предоставлению информации, несмотря на то, что создаются международные и отечественные стандарты и рекомендации. Наиболее часто используемыми являются следующие нормативные документы: стандарты GRI (Global Reporting Initiative), SASB (Sustainable Accounting Standards Board), стандарты серий ISO (International Organization for Standardization), Рамочное руководство по интегрированной отчетности, Глобальный договор ООН и др.
Компании имеют право выбирать стандарты, которые способствуют раскрытию наиболее существенных аспектов, также они вправе публиковать либо полноценный отчет, либо выборочные данные по определенным специфическим стандартам с указанием того, какие именно стандарты и показатели использовались [7, c.87]. Наиболее детальные рекомендации в отношении элементов нефинансовой отчетности и используемых показателей содержатся в международных стандартах GRI. Большинство российских компаний применяют именно этот стандарт, но часть компаний составляет нефинансовую отчетность в совершенно произвольном порядке. Ведь в России кроме Концепции развития публичной нефинансовой отчетности (ПНО) так и не было утверждено по сей день каких-либо нормативных актов, методических рекомендаций по использованию в публичной нефинансовой отчетности ключевых (базовых) показателей и т.п. Пока это все находится на стадии проектов, рассмотрения и доработки.
И поскольку подготовка нефинансовой отчетности на сегодня еще в большинстве случаев является добровольной инициативой бизнеса, компании вправе самостоятельно решать, какие темы раскрывать в отчете, использовать или нет имеющиеся стандарты отчетности, публиковать ли бумажную или только электронную версию отчета, где и как ее размещать, то следствием этого является ряд проблем, связанных с информативностью публичной нефинансовой отчетности.
Во-первых, это использование компаниями публичной нефинансовой отчетности в качестве PR-акции (Public Relations – это технология или комплекс мер, направленный на формирование или поддержание определенной репутации и общественного мнения в отношении конкретной компании, организации или частного лица). Большинство компаний определяют состав, структуру и раскрываемые показатели отчетности так, чтобы создать для соответствующих пользователей информации (инвесторов, бизнес-партнеров, кредиторов и т.д.) в нефинансовой отчетности образ успешной и социально-ответственной компании, которая рационально взаимодействует с окружающей средой. Оценивая содержание таких нефинансовых отчетов, не стоит ожидать объективности и непредвзятости относительно данных о деятельности компании. Общая тенденция позволяет понять, что вряд ли эта PR-функция отчетов будет утрачена в ближайшем будущем. Однако надо признать, что сегодня компании с большим опытом в составлении такой отчетности гораздо более тонко и аккуратно используют отчеты в этих целях [4, c. 177].
Во-вторых, следствием отсутствия единого стандарта и утвержденного периода отчетности является также то, что периодичность публикации нефинансовой отчетности у компаний разная. Даже если компании составляют социально-экономические отчеты ежегодно, сроки их публикации могут значительно отличаться от отчетных дат финансовой отчетности. Это не позволяет стейкхолдерам своевременно интегрировать финансовую и нефинансовую информацию, которая необходима для принятия решений. Данный факт также препятствует сравнению представленных в отчетности данных разных компаний, а в существенной временной разнице между формированием их отчетов существует риск и того, что информация в отчете может быть неактуальной.
Также еще одна проблема заключается в том, что количественные показатели нефинансовой отчетности мало поддаются сравнению, т.к. компании используют не общепринятые показатели, а какие хотели бы представить
[2, c.28]. В некоторых случаях даже трудно понять, какой смысл вкладывает компания в показатель. Поэтому сравнение нефинансовых отчетов можно проводить только на качественном уровне по содержанию социальных программ, которые дают представление о приоритетах компании в социальной политике.
В-третьих, проблемой информативности публичной нефинансовой отчетности является неполное отражение информации даже в рамках рассматриваемого информационного сегмента. Отдельные компании приводят абстрактные формулировки проблем, которые требуют решения в перспективе для успешной деятельности компании в социально-экономической области, или не предоставляют информации о результатах деятельности по поставленным в предыдущие периоды целям и задачам [1]. При этом большая часть компаний не предоставляет в своей отчетности негативную информацию, несмотря на то, что нефинансовая отчетность предполагает публикацию как положительных, так и отрицательных результатов деятельности. Это приводит к тому, что на основании отчета нельзя принимать рациональные решения.
Ряд рассмотренных проблем можно объединить в одну категорию – «проблемы информативности» публичной нефинансовой отчетности. Они стоят на пути реализации стратегии развития данного вида отчетности в России на высоком уровне качества. Для их решения необходимы действия со стороны государства, как ключевого рычага воздействия, также и со стороны бизнеса.
В настоящий момент времени государством уже проделан большой объем работы для того, чтобы нефинансовая отчетность получила развитие в России. Однако, ключевой вопрос отсутствия точных требований к срокам публикации, структуре и показателям в такой отчетности по сей день остается актуальным. И решение именно этого вопроса государством повлечет за собой решение вышеописанных проблем. Социально-экономическая отчетность российских компаний сможет достигнуть более высокого качества, если при решении этого вопроса будут учтены некоторое аспекты:
- формирование законодательной базы должно производиться на основе международной, чтобы в дальнейшем не было сложностей в изучении нерезидентами-пользователями данной отчетности и построении международных отношений;
- установление сроков публикации нефинансовых отчетов таких же, как и для финансовой отчетности, поможет пользователям отчетности рассматривать всю информацию комплексно (финансовую с нефинансовой) и сравнивать ее по нескольким компаниям, понимая, что она одинаково актуальна по всем рассматриваемым организациям;
- формирование государством более точных, конкретизированных состава, структуры и списка показателей публичной нефинансовой отчетности, которые обязательны к раскрытию, должно производиться с учетом отраслевых особенностей. Т.е. в результате сформируются и общие правила структурирования, и отдельные для каждой отрасли с учетом ее специфики. Это поможет решить проблему несопоставимости показателей нефинансовых отчетов разных компаний стейкхолдерами.
Если бы при формировании законодательной базы со стороны государства для компаний было бы разработано более точное руководство по составлению публичных нефинансовых отчетов, тогда было бы меньше свободы в том, какую информацию доносить до пользователей, в каком виде и когда. Соответственно, было бы меньше злоупотреблений выдаваемой компаниями информацией в собственных целях. Это позволило бы поднять уровень информативности публичной нефинансовой отчетности и, соответственно, ее пользователям делать разумные выводы и оценку показателей.
А также поспособствовало бы повышению качества нефинансовой отчетности создание программ или курсов обучения для специалистов не только в сфере бухгалтерии, как например, в Институте профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (ИПБ России), но и по ведению нефинансовой отчетности. Большинство компаний столкнулось с такой проблемой для их специалистов в отделах экономики и учета, что совершенно нет навыков и представления о процессе ведения учета нефинансовых показателей и составления нефинансовой отчетности. Появление возможности обучения этому навыку позволило бы приобрести соответствующие компетенции специалистам компаний.
Таким образом, важным в России является скорейшее принятие федерального закона, обеспечивающего определенный порядок раскрытия соответствующей информации компаниями в нефинансовой отчетности, проект которого был вынесен на рассмотрение еще в 2017 году, но так и не был утвержден. Другими словами, необходимо утверждение и дальнейшее совершенствование отечественной нормативной базы в отношении порядка составления нефинансовой отчетности, а также внедрение системы обучения специалистов по ведению нефинансового учета и составлению публичных нефинансовых отчетов.