Главная
АИ #22 (49)
Статьи журнала АИ #22 (49)
Анализ эффективности деятельности общеобразовательных учреждений

Анализ эффективности деятельности общеобразовательных учреждений

Рубрика

Экономика, финансы

Ключевые слова

центр информационных технологий
комплексный проект модернизации образования
развитие системы образования
валовой внутренний продукт
региональный квалиметрический мониторинг

Аннотация статьи

В статье анализируется эффективность деятельности общеобразовательных учреждений. В настоящее время стоит задача внедрения идей качества как стратегии повышения эффективности экономики в условиях международных интеграционных процессов.

Текст статьи

Международной организацией по стандартизации (ИСО) качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.

Качество в образовании, как объект исследования, можно рассматривать с различных позиций – качество образования или качество образовательной деятельности, качество образовательного процесса или качество образовательной услуги, качество выпускника или качество специалиста. В настоящее время четко не определены критерии эффективности управления качеством образовательной деятельности, что значительно осложняет ее оценку в условиях постоянной модернизации системы образования.

Основные тенденции в системе обеспечения качества образовательной деятельности сводятся к решению следующих принципов: разработка единых критериев и стандартов в системе обеспечения качества образовательной деятельности; разработка единой системы оценки качества образовательной деятельности различных образовательных организаций, на основе международных стандартов, российского законодательства и необходимости реализации требований новых образовательных стандартов высшего и общего образования.

Анализ эффективности деятельности общеобразовательных учреждений обусловлена тем, что в настоящее время на федеральном и региональном уровне отсутствуют единые подходы по выработке критериев и показателей оценки качества и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений и единая методика по их расчету, что является одной из основных проблем совершенствования современного российского образования. Таким образом, выработка единых критериев и методических рекомендаций по формированию единого подхода при анализе деятельности образовательного учреждения – является одной из насущных проблем современного российского образования.

Анализируя определение понятия «качество» в системе образования можно отметить три основных подхода: объективистский, релятивистский и концепцию развития.

В рамках объективистского подхода наиболее важными в понимании качества являются возможность объективных измерений и сравнимость результатов оценки качества различных учреждений. Данные, полученные в ходе оценивания, являются показателями не только одного учебного заведения, но дают также сравнительную картину по отношению к другим образовательным учреждениям.

Этот подход предполагает анализ качества, связанный с характеристиками "ввода" и "вывода" образовательной системы. Основными показателями "ввода" системы являются профессиональный уровень преподавателей, степень технической оснащенности образовательной организации (включая техническую базу и библиотечные фонды), уровень знаний школьников и студентов и др. Типичными индикаторами "вывода" – рейтинг школьников, школ, студентов, вузов, возможность получения дальнейшего образования, трудоустройство и т. п.

Сущность релятивистского подхода может быть лучше отражена не в том, что он утверждает, а в том, что в нем отрицается. Основная идея этого подхода состоит в отсутствии абсолютных критериев, при использовании которых можно было бы оценить любые действия. Практические реализации релятивистского подхода связаны с оцениванием «соответствия цели».

Третье направление – концепция развития. Слово «развитие» является ключевым словом в данном подходе. Если релятивистский и объективистский подходы относятся к уровню внешней оценки качества образовательного процесса, то третий в противовес им – к уровню внутренней оценки деятельности высшего учебного заведения (преподавательский состав, учащиеся и студенты, обучающиеся в школе и ВУЗе). Это, однако, не означает, что третья концепция исключает внешнюю оценку качества.

Во многих регионах сегодня подобные оценки и оценочные мероприятия вводятся и апробируются. На всероссийском уровне в 2012 году была проведена попытка измерить и оценить эффективность высших учебных заведений. Во многих регионах и образовательных учреждениях оценивается такие критерии, как качество инновационно-образовательной деятельности, качество ресурсов, оценку качества процессов разработки, внедрения и распространения инноваций, оценку качества работы с кадрами и мотивации к образовательной деятельности, оценку материально-технического и информационно-методического обеспечения, оценку качества управления образовательной деятельностью, оценку качества результатов. Однако единых подходов и методик в настоящее время не выработано.

Понятие «эффективность» тесно связано с понятием «качество» и в своем исходном значении определяется как важнейший показатель, характеризующий соотношение полученных обществом экономических результатов и произведенных затрат. Этимологический смысл эффективности заключается в толковании ее как частного случая качества. Качество является более широким термином и представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность предмета или объекта удовлетворять предполагаемые или установленные потребности. Эффективность носит подчиненный, более узкий смысл и отражает экстенсивную, количественную сторону свойств, составляющих качество того или иного объекта или процесса, в контексте их взаимодействия между собой и с внешней средой.

Таким образом, данные два основополагающих критерия (качество и эффективность) тесно взаимосвязаны. Качество образовательной деятельности – это те ее свойства, которые определяют ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности тех, кто эту деятельность организует, обеспечивает, кто в ней участвует, для кого она является способом и условием подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, а также удовлетворения многообразных личностно-культурно-образовательных интересов. Эффективность как критерий, на основании которого оценивается образовательная деятельность, отражает, какие затраты ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных) были произведены (или необходимо произвести) для того, чтобы получить необходимый результат в виде образованности выпускников образовательных учреждений, других составляющих качества образования. Эффективность показывает, какой ценой, какими усилиями достигнут тот или иной уровень качества образования, насколько оправданы те или иные затраты с точки зрения возможности их покрытия, насколько они разумны и приемлемы с точки зрения сложившихся в образовательной сфере норм расходования ресурсов.

В современных условиях тенденция к взаимосвязанному рассмотрению качества и эффективности образовательной деятельности проявляется все более отчетливо. Именно эти две доминанты провозглашены как основные на период модернизации российского образования. Необходимо достигнуть баланса по двум главным измерителям образования – качество и эффективность. Ни государство, ни общество, ни граждане в одинаковой мере не заинтересованы ни в некачественном, убогом с точки зрения обеспеченности ресурсами образовании, ни в конкурентоспособном с точки зрения качества, но расточительном образовании.

Эффективность, как комплексная характеристика работы школы, включает следующие ее компоненты: реальный результат деятельности, потенциальные возможности школьного коллектива, степень использования школьных ресурсов, социально-психологический климат в школе [6]. Таким образом, эффективность – это сложное целостное свойство, и именно эффективность, оцененная через полученный результат, как правило, служит основанием для принятия управленческих решений.

При осуществлении оценки эффективности муниципальных образовательных систем необходим учет следующих важнейших методологических принципов:

  1. принцип объективности ориентирует на выбор и применение оценочных методик, критериев и показателей, которые максимально точно и адекватно позволяют судить об эффективности той или иной образовательной системы, процесса;
  2. принцип системности означает систематичность оценки эффективности; определение эффективности с учетом действия всех внутренних и внешних факторов, повторяемость оценочных процедур с определенной временной частотой; учет и взаимосвязь всех видов эффективности;
  3. принцип комплексности предполагает комплексное использование различных источников информации, оценочных методик, критериев и показателей;
  4. принцип непрерывности означает определение эффективности муниципальных образовательных систем на всех этапах их функционирования, во всех критических точках;
  5. принцип технологичности требует реализации простых, экономичных, удобных, понятных, доступных технологий и методик оценки эффективности; использование технических, аппаратных, компьютерных, программных средств.

Оценка эффективности муниципальных образовательных систем развивается и совершенствуется под влиянием целого ряда факторов, в числе которых определяющую роль играют развитие науки, информационных технологий, образовательного права, оценочной культуры субъектов образовательной деятельности. Ведущими научными идеями и положениями, определяющими разработку, применение и дальнейшее развитие технологий, форм, средств оценки эффективности муниципальных образовательных систем, являются:

  • идея стандартизации части процедур, оценочных критериев, технологий оценки эффективности муниципальных образовательных систем и их отдельных компонентов;
  • идея вариативности моделей и подходов к оценке эффективности муниципальных образовательных систем;
  • положение о приоритетности в использовании критериев, показателей, норм эффективности, получивших законодательно-правовое и нормативное закрепление, общепринятых образовательным сообществом и используемых в международной практике;
  • положение о комплексной оценке различных видов эффективности применительно к муниципальным образовательным системам;
  • положение о стабильности, преемственности в использовании норм и показателей для оценки эффективности муниципальных образовательных систем применительно к различным уровням, ступеням данных систем и оценочным процедурам;
  • идея мониторинговой направленности оценки эффективности муниципальных образовательных систем;
  • идея взаимосвязи, согласованности по срокам, показателям и задачам различных процедур оценки эффективности муниципальных образовательных систем;
  • положение о ведущей роли самооценки среди процедур оценки эффективности муниципальных образовательных систем, определяемой ростом рефлексивных начал в управлении инновационными системами образования;
  • идея сочетания в управлении эффективностью муниципальных образовательных систем результатной оптимизации (максимизация результатов при неизменных затратах на процесс их достижения) и процессной оптимизации (стремление снизить затраты на осуществление процесса на фоне фиксации стабильного и удовлетворяющего на данный момент результата);
  • идея поиска наиболее приемлемого баланса педагогической, организационно-управленческой, экономической и социальной эффективности применительно к той или иной ситуации, уровню и цели управления, разновидности муниципальной образовательной системы;
  • идея использования при оценке эффективности муниципальных образовательных систем различных типов показателей, квалиметрических процедур, количественных и качественных шкал, норм и стандартов;
  • идея использования многообразных источников получения информации об эффективности муниципальных образовательных систем (статистическое наблюдение, социологические методы, мониторинговые исследования, публикации в СМИ, экспертные оценки и др.).

Приведенные методологические принципы, положения, идеи имеют целью определение общих подходов к оценке эффективности муниципальных образовательных систем с учетом их специфики, задач, реализуемых в современном обществе. Следует полагать, что практическое использование различных процедур, моделей, технологий оценки эффективности с учетом изложенных методологических установок позволит придать развитию муниципальных образовательных систем устойчивый характер, обеспечить их больший вклад в социально-экономическое и духовно-культурное развитие страны.

Эффективность образовательной деятельности на муниципальном уровне во всех своих измерениях и аспектах (экономическая, педагогическая, организационно-управленческая, социальная эффективность) определяется множеством факторов и условий, действующих непосредственно и опосредованно, поддающихся регулированию или не поддающихся регулированию. Сложное сочетание данных факторов и условий задает определенные границы текущего функционирования и развития образовательной системы, ее отдельных составляющих.

Для успешного управления муниципальной образовательной системой, более полного использования ее потенциала, придания ей определенного вектора развития и качественного обновления необходимо установление комплекса факторов, определяющих эффективность образовательной деятельности.

Список литературы

  1. Вальдман И.А. Ключевые аспекты качества образования: уроки международного опыта / Отв. редактор Курнешова Л.Е. Науч. ред. Держицкая О.Н. – М.: Московский центр качества образования, 2009. - 64 с.
  2. Кузьменко Н.Е., Лунин В.В., Рыжова О.Н. О модернизации образования в России http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= 1193321840&archive=1196814959&start_from=&ucat=&
  3. Медведев Д.А. http://www.kremlin.ru/transcripts/5979
  4. Официальный сайт Департамента образования Ивановской области http://www.iv-edu.ru/modern.html
  5.  Парадоксы С.И. реформирования высшего образования в России. М.: Национальный институт бизнеса. 2011. – С.80-87.
  6.  Катанандова С.Л. Модернизация российского образования. ГУ ВШЭ, М.: 2002, С. 17.
  7. Садовничий В.А. Высшее образование России. Доступность. Качество. Конкурентоспособность. В. Садовничий // Высшее образование в России. – 2006. – N 7.
  8. Смолин О.Н. О проекте нового базового федерального закона об образовании в Российской Федерации 13.10.2010. http://www.smolin.ru/duma/audition/2010-10-13.htm.
  9. Федеральная целевая программа развития образования на 2008-2011 годы. Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации 23 декабря 2007 г., N 803. http://www.fcpro.ru/content/view/11/76/

Поделиться

2909

Эдиев А. М., Вазкаева С.. Анализ эффективности деятельности общеобразовательных учреждений // Актуальные исследования. 2021. №22 (49). С. 80-84. URL: https://apni.ru/article/2519-analiz-effektivnosti-deyatelnosti-obshcheobr

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Другие статьи из раздела «Экономика, финансы»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря