Международной организацией по стандартизации (ИСО) качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Достижение характеристик качества зависит от управления, которое обеспечивает их величины, комплекс и сочетание. Качество рассматривается не только как результат деятельности, но и как возможности его достижения в виде внутреннего потенциала и внешних условий, а также как процесс формирования характеристик.
Качество в образовании, как объект исследования, можно рассматривать с различных позиций – качество образования или качество образовательной деятельности, качество образовательного процесса или качество образовательной услуги, качество выпускника или качество специалиста. В настоящее время четко не определены критерии эффективности управления качеством образовательной деятельности, что значительно осложняет ее оценку в условиях постоянной модернизации системы образования.
Основные тенденции в системе обеспечения качества образовательной деятельности сводятся к решению следующих принципов: разработка единых критериев и стандартов в системе обеспечения качества образовательной деятельности; разработка единой системы оценки качества образовательной деятельности различных образовательных организаций, на основе международных стандартов, российского законодательства и необходимости реализации требований новых образовательных стандартов высшего и общего образования.
Анализ эффективности деятельности общеобразовательных учреждений обусловлена тем, что в настоящее время на федеральном и региональном уровне отсутствуют единые подходы по выработке критериев и показателей оценки качества и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений и единая методика по их расчету, что является одной из основных проблем совершенствования современного российского образования. Таким образом, выработка единых критериев и методических рекомендаций по формированию единого подхода при анализе деятельности образовательного учреждения – является одной из насущных проблем современного российского образования.
Анализируя определение понятия «качество» в системе образования можно отметить три основных подхода: объективистский, релятивистский и концепцию развития.
В рамках объективистского подхода наиболее важными в понимании качества являются возможность объективных измерений и сравнимость результатов оценки качества различных учреждений. Данные, полученные в ходе оценивания, являются показателями не только одного учебного заведения, но дают также сравнительную картину по отношению к другим образовательным учреждениям.
Этот подход предполагает анализ качества, связанный с характеристиками "ввода" и "вывода" образовательной системы. Основными показателями "ввода" системы являются профессиональный уровень преподавателей, степень технической оснащенности образовательной организации (включая техническую базу и библиотечные фонды), уровень знаний школьников и студентов и др. Типичными индикаторами "вывода" – рейтинг школьников, школ, студентов, вузов, возможность получения дальнейшего образования, трудоустройство и т. п.
Сущность релятивистского подхода может быть лучше отражена не в том, что он утверждает, а в том, что в нем отрицается. Основная идея этого подхода состоит в отсутствии абсолютных критериев, при использовании которых можно было бы оценить любые действия. Практические реализации релятивистского подхода связаны с оцениванием «соответствия цели».
Третье направление – концепция развития. Слово «развитие» является ключевым словом в данном подходе. Если релятивистский и объективистский подходы относятся к уровню внешней оценки качества образовательного процесса, то третий в противовес им – к уровню внутренней оценки деятельности высшего учебного заведения (преподавательский состав, учащиеся и студенты, обучающиеся в школе и ВУЗе). Это, однако, не означает, что третья концепция исключает внешнюю оценку качества.
Во многих регионах сегодня подобные оценки и оценочные мероприятия вводятся и апробируются. На всероссийском уровне в 2012 году была проведена попытка измерить и оценить эффективность высших учебных заведений. Во многих регионах и образовательных учреждениях оценивается такие критерии, как качество инновационно-образовательной деятельности, качество ресурсов, оценку качества процессов разработки, внедрения и распространения инноваций, оценку качества работы с кадрами и мотивации к образовательной деятельности, оценку материально-технического и информационно-методического обеспечения, оценку качества управления образовательной деятельностью, оценку качества результатов. Однако единых подходов и методик в настоящее время не выработано.
Понятие «эффективность» тесно связано с понятием «качество» и в своем исходном значении определяется как важнейший показатель, характеризующий соотношение полученных обществом экономических результатов и произведенных затрат. Этимологический смысл эффективности заключается в толковании ее как частного случая качества. Качество является более широким термином и представляет собой совокупность свойств, обусловливающих способность предмета или объекта удовлетворять предполагаемые или установленные потребности. Эффективность носит подчиненный, более узкий смысл и отражает экстенсивную, количественную сторону свойств, составляющих качество того или иного объекта или процесса, в контексте их взаимодействия между собой и с внешней средой.
Таким образом, данные два основополагающих критерия (качество и эффективность) тесно взаимосвязаны. Качество образовательной деятельности – это те ее свойства, которые определяют ее способность удовлетворять установленные и ожидаемые потребности тех, кто эту деятельность организует, обеспечивает, кто в ней участвует, для кого она является способом и условием подготовки к жизни, к профессиональной деятельности, а также удовлетворения многообразных личностно-культурно-образовательных интересов. Эффективность как критерий, на основании которого оценивается образовательная деятельность, отражает, какие затраты ресурсов (материальных, финансовых, человеческих, временных) были произведены (или необходимо произвести) для того, чтобы получить необходимый результат в виде образованности выпускников образовательных учреждений, других составляющих качества образования. Эффективность показывает, какой ценой, какими усилиями достигнут тот или иной уровень качества образования, насколько оправданы те или иные затраты с точки зрения возможности их покрытия, насколько они разумны и приемлемы с точки зрения сложившихся в образовательной сфере норм расходования ресурсов.
В современных условиях тенденция к взаимосвязанному рассмотрению качества и эффективности образовательной деятельности проявляется все более отчетливо. Именно эти две доминанты провозглашены как основные на период модернизации российского образования. Необходимо достигнуть баланса по двум главным измерителям образования – качество и эффективность. Ни государство, ни общество, ни граждане в одинаковой мере не заинтересованы ни в некачественном, убогом с точки зрения обеспеченности ресурсами образовании, ни в конкурентоспособном с точки зрения качества, но расточительном образовании.
Эффективность, как комплексная характеристика работы школы, включает следующие ее компоненты: реальный результат деятельности, потенциальные возможности школьного коллектива, степень использования школьных ресурсов, социально-психологический климат в школе [6]. Таким образом, эффективность – это сложное целостное свойство, и именно эффективность, оцененная через полученный результат, как правило, служит основанием для принятия управленческих решений.
При осуществлении оценки эффективности муниципальных образовательных систем необходим учет следующих важнейших методологических принципов:
- принцип объективности ориентирует на выбор и применение оценочных методик, критериев и показателей, которые максимально точно и адекватно позволяют судить об эффективности той или иной образовательной системы, процесса;
- принцип системности означает систематичность оценки эффективности; определение эффективности с учетом действия всех внутренних и внешних факторов, повторяемость оценочных процедур с определенной временной частотой; учет и взаимосвязь всех видов эффективности;
- принцип комплексности предполагает комплексное использование различных источников информации, оценочных методик, критериев и показателей;
- принцип непрерывности означает определение эффективности муниципальных образовательных систем на всех этапах их функционирования, во всех критических точках;
- принцип технологичности требует реализации простых, экономичных, удобных, понятных, доступных технологий и методик оценки эффективности; использование технических, аппаратных, компьютерных, программных средств.
Оценка эффективности муниципальных образовательных систем развивается и совершенствуется под влиянием целого ряда факторов, в числе которых определяющую роль играют развитие науки, информационных технологий, образовательного права, оценочной культуры субъектов образовательной деятельности. Ведущими научными идеями и положениями, определяющими разработку, применение и дальнейшее развитие технологий, форм, средств оценки эффективности муниципальных образовательных систем, являются:
- идея стандартизации части процедур, оценочных критериев, технологий оценки эффективности муниципальных образовательных систем и их отдельных компонентов;
- идея вариативности моделей и подходов к оценке эффективности муниципальных образовательных систем;
- положение о приоритетности в использовании критериев, показателей, норм эффективности, получивших законодательно-правовое и нормативное закрепление, общепринятых образовательным сообществом и используемых в международной практике;
- положение о комплексной оценке различных видов эффективности применительно к муниципальным образовательным системам;
- положение о стабильности, преемственности в использовании норм и показателей для оценки эффективности муниципальных образовательных систем применительно к различным уровням, ступеням данных систем и оценочным процедурам;
- идея мониторинговой направленности оценки эффективности муниципальных образовательных систем;
- идея взаимосвязи, согласованности по срокам, показателям и задачам различных процедур оценки эффективности муниципальных образовательных систем;
- положение о ведущей роли самооценки среди процедур оценки эффективности муниципальных образовательных систем, определяемой ростом рефлексивных начал в управлении инновационными системами образования;
- идея сочетания в управлении эффективностью муниципальных образовательных систем результатной оптимизации (максимизация результатов при неизменных затратах на процесс их достижения) и процессной оптимизации (стремление снизить затраты на осуществление процесса на фоне фиксации стабильного и удовлетворяющего на данный момент результата);
- идея поиска наиболее приемлемого баланса педагогической, организационно-управленческой, экономической и социальной эффективности применительно к той или иной ситуации, уровню и цели управления, разновидности муниципальной образовательной системы;
- идея использования при оценке эффективности муниципальных образовательных систем различных типов показателей, квалиметрических процедур, количественных и качественных шкал, норм и стандартов;
- идея использования многообразных источников получения информации об эффективности муниципальных образовательных систем (статистическое наблюдение, социологические методы, мониторинговые исследования, публикации в СМИ, экспертные оценки и др.).
Приведенные методологические принципы, положения, идеи имеют целью определение общих подходов к оценке эффективности муниципальных образовательных систем с учетом их специфики, задач, реализуемых в современном обществе. Следует полагать, что практическое использование различных процедур, моделей, технологий оценки эффективности с учетом изложенных методологических установок позволит придать развитию муниципальных образовательных систем устойчивый характер, обеспечить их больший вклад в социально-экономическое и духовно-культурное развитие страны.
Эффективность образовательной деятельности на муниципальном уровне во всех своих измерениях и аспектах (экономическая, педагогическая, организационно-управленческая, социальная эффективность) определяется множеством факторов и условий, действующих непосредственно и опосредованно, поддающихся регулированию или не поддающихся регулированию. Сложное сочетание данных факторов и условий задает определенные границы текущего функционирования и развития образовательной системы, ее отдельных составляющих.
Для успешного управления муниципальной образовательной системой, более полного использования ее потенциала, придания ей определенного вектора развития и качественного обновления необходимо установление комплекса факторов, определяющих эффективность образовательной деятельности.