Современное российское общество функционирует в условиях повышенных рисков, которые способствуют возникновению принципиально новых общественных потребностей в безопасности, как отдельной личности (группы), так и государства в целом. В таких, рискогенных условиях проходит социализация молодого поколения. Молодой человек в процессе каждодневного бытия стал воспринимать риск как устойчивый (в некоторых случаях – необходимый), имманентно присущий элемент существования, во многом определяющий нормы поведения.
В утвержденных Правительством Российской Федерации (29 ноября 2014 г., № 2403-р) «Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» этим проблемам уделено особое внимание «...существует тенденция нарастания негативного влияния целого ряда внутренних и внешних факторов, повышающих риски роста угроз ценностного, общественного и социально-экономического характера. Проблемным фактором является деструктивное информационное воздействие на молодежь, следствием которого в условиях социального расслоения, как показывает опыт других стран, могут стать повышенная агрессивность в молодежной среде, национальная и религиозная нетерпимость, а также социальное напряжение в обществе» [1, п. 4].
Развитие духовных начал у молодежи современной России является одной из актуальных проблем нашего столетия. Новый информационный век, век прогресса общества во многих отраслях деятельности порождает обильные потоки информации, все больше и больше заполняющие сознание молодежи. Вместе с этим появляется огромное количество возможностей для личностной самореализации человека. Эти информационные потоки приносят с собой не только конструктив в нашу жизнь, он теряется в массе негатива и непроверенной информации, которые активно вещают с многих источников, так как у них нет цели просвещения населения. Молодое гибкое сознание не способно противостоять такого рода воздействиям, особенно если используются специальные техники внушения, и принимает такую информацию за истину. Эта причина обуславливает многие личностные качества человека XXI века: инфантилизм, нигилизм (начиная от правового и заканчивая духовным), эгоизм, индивидуализм, гипертрофированная толерантность, склонность к постоянному потреблению, гедонизм и многое другое. Если представить, что каждый житель страны будет иметь такие качества, то о единстве и братстве в обществе и речи идти не может. Сам термин «общество» подразумевает объединение индивидов для удовлетворения общих интересов, но если интересов общих не существует, не существует единой цели – существует ли общество?
Первостепенность и важность духовной безопасности молодежи во многом обусловлена духовно-нравственным кризисом в молодежной среде. Под молодежью мы понимаем особую социально-возрастную группу, в политическом отношении являющуюся носителем специфической системы ценностей, отличающейся подвижностью наполняющих ее сущностных компонентов.
Индивидуализм, модус потребительского обладания материальными ценностями как цель существования являются причинами развития опасных для общества явлений, таких как коррупция или мошенничество.
Эти асоциальные обстоятельства оказали непосредственное воздействие на развитие у значительной части молодых людей аполитичности, уход их в мир увлечения сугубо возрастными и личными интересами, что стало причиной нарушения функционирования молодежного движения в стране как значимого общественного явления. Отсутствие организованной занятости и духовно-нравственной увлеченности подчинило свободу некоторых наркотическим веществам, увлекло в мир подростковой и молодежной преступности, а также в состав ряда организаций радикально-националистического, сепаратистского и экстремистского характера.
Прилагаемые государством усилия пока не смогли достаточно качественно сформировать ценностные ориентиры духовности молодежи, которая на данный момент находиться на распутье. Находясь под влиянием ценностей советского прошлого, она также должна сделать выбор: либо взять курс на возрождение ценностей дореволюционной России, либо принять ценности современного западного общества за образец для сегодняшней России, либо осуществить поиск новых ценностей, необходимых и востребованных сегодня.
«…Государство в России активно пытается создать формулу национального единства…. Постоянно ведется работа по поиску ценностей, которые бы смогли объединить российское общество. …Поступил общественный заказ на патриотизм в общенациональном значении…» [2, c. 93].
Оценить отделение молодежи от общества можно с разных сторон. С одной стороны, это объясняется тем, что для ментальности молодежи характерно такое поведение, которое выражено в активном стремлении преодолеть общественный стереотип, определенную социокультурную установку, так как она является строителем собственной жизни, опирающегося на отличные от общепринятых образцы. С другой стороны, объединение молодежи в контрофициозные группы может привести к обособлению от традиционной культуры, что спровоцирует возрождение реакционных идеологий, в том числе фашистских. Также будут созданы условия для формирования субкультур, цель которых заключается в пропаганде смысловой пустоты жизни и эстетики смерти; ведет к дестабилизации процесса преемственности поколений и к нарастанию в общественном развитии тенденции, при которой моделью поведения становится модель поведения молодого поколения, когда воспитать патриотизм в молодежи старшее поколение практически не в состоянии.
Современное молодое поколение переживает состояние духовного кризиса, что представляет существенную опасность для дальнейшей истории России. Данное обстоятельство ставит вопрос, требующий результативного решения: как исправить данную проблему?
Этот факт ставит ученых и политиков в положение, при котором необходимо проводить мероприятия по пересмотру мировоззренческих установок в духовной сфере российского общества, а также изменять существующее взгляды на молодежь в целом.
В Стратегии Национальной Безопасности Российской Федерации от 31 декабря 2015 года выделяются цели обеспечения национальной безопасности в области культуры. Статья 76, указанного документа, в качестве приоритетной определяет следующую: «Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества, воспитание детей и молодежи в духе гражданственности» [3, ст. 76]. Это дает нам понять, что на сегодняшний момент данная проблема требует поиска путей её разрешения.
К таковым решениям можно отнести следующие меры:
- создание объединяющей идеологии, которая позволит направить процесс социокультурной динамики российского общества в консолидирующее русло;
- укрепление базовых институтов социализации – семьи и школы как основных трансляторов культурных и идеологических ценностей общества;
- ограничение деструктивного влияния средств массовой информации, как одного из сильнейших агентов социализации, на сознание и поведение современной молодежи;
- усиление роли государственного регулирования социальными процессами в молодежной сфере, что предполагает формирование эффективной и адекватной современности молодежной политики в рамках обеспечения духовной и в целом национальной безопасности России.
Духовные основы должны пройти через сознание и чувства молодого поколения, то есть духовным же образом переработаны и восприняты ими, только это позволит России преодолеть духовный кризис. Когда молодое поколение россиян будет считать себя достойным преемником великого народа, тогда России и ее духовной сфере ничего не будет угрожать.