Главная
АИ #22 (49)
Статьи журнала АИ #22 (49)
Отвлекающие факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности

Отвлекающие факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности

Рубрика

Психология

Ключевые слова

хронофаги
многозадачность
ментальные ловушки
ментальные модели
эмоциональная спираль
бессмысленное упорство
жертва обстоятельств

Аннотация статьи

Почему мы не успеваем выполнить все задачи, которые себе запланировали? Куда уходит наше время? Сколько вообще нашего времени уходит реально на полезные дела, а сколько впустую? Хронофаги – это объекты или обстоятельства, которые мешают или отвлекают нас от основной деятельности. Мало кто об этом задумывается, но даже наши мысли могут стать хронофагами. Чтобы поглотителей времени в нашей жизни стало меньше необходимо для начала научиться их распознавать.

Текст статьи

Поглотители времени – это так называемые хронофаги. К таким относят абсолютно все объекты или обстоятельства, которые мешают или отвлекают нас от основной деятельности. Они могут быть неодушевленными или одушевленными. К одушевленным относятся слишком разговорчивые коллеги, непредвиденные звонки по телефону, сообщения в мессенджерах и т.д. А к неодушевленным, такие как: просмотр новостей в социальных сетях, роликов на YouTube, компьютерные игры и пр. Десятки исследований показывают, что переключение между задачами требует времени и усилий и, даже если мы сами этого не замечаем, страдает и скорость, и качество работы. [3] Если кто-то говорит, что он или она хороши в многозадачности, сразу же можно сказать, что они неэффективны. У вас уходит гораздо больше времени на выполнение той или иной работы, чем у людей, которые концентрируются всего лишь на одном требующем внимания действии за один раз [2].

Хронофаги присущи каждому человеку индивидуально. Это могут быть какие-то привычки, которые также растрачивают наше время. Кто-то слишком долго думает и не может собраться что-то сделать, а кто-то сомневается принимать то или иное решение.

Вот самые распространенные поглотители времени: отсутствие чувства времени; привычка браться за несколько дел одновременно; неумение планировать рабочее время; медлительность и нерешительность; чрезмерная спешка в делах; неумение сказать «Нет!»; отвлекающие телефонные разговоры; неумение расставлять в делах приоритеты; привычка часы на пролет проводить время за игрой в компьютерные игры и просмотром телевизора; общение в социальных сетях и в различных чатах и т.д.

«Всему свое время». Это правило мы нарушаем на каждом шагу и попадаем в ловушки: преждевременно тревожимся или медлим в нерешительности, строим планы, которые вскоре опрокинет жизнь, или оттягиваем дело, которое давно пора начать. Таких ловушек психолог и философ, профессор Андре Кукла насчитал одиннадцать. Все они мешают нам жить, заставляя впустую тратить силы и время, лишая естественной способности радоваться жизни. Зная о ментальных ловушках, мы можем их обнаруживать и избегать. Ментальные ловушки – это накатанные и привычные пути, по которым мучительно и безрезультатно движется наша мысль, сжигая невероятные объемы нашего времени, высасывая энергию и не создавая никаких ценностей ни для нас самих, ни для кого бы то ни было [1].

Если нам доставляет удовольствие целый день смотреть телевизор, то такое занятие не расценивается как пустая трата времени. Значит, смотреть телевизор для нас – ценность.

Мы часто изматываем себя напряженной погоней за чем-то, что никоим образом не способствует воплощению наших собственных ценностей. Эти бесполезные устремления и есть ментальные ловушки. Такие ловушки мешают нам наслаждаться любым занятием и не дают нам серьезно работать. Они не что иное, как абсолютная потеря времени.

В одну и ту же ментальную ловушку можно попасть на минуту-другую, а можно и на всю жизнь. И такие мимолетные ловушки не менее опасны, чем пожизненные. Мы попадаем в такие ловушки с пугающей регулярностью и частотой. Я сомневаюсь, что средний взрослый горожанин XXI века бывает свободен от них более чем несколько минут подряд. И к концу дня суммарный эффект этих коротких ментальных ловушек может стать причиной совершенно непонятной для нас измотанности.

Но если ментальные ловушки столь вредоносны для нас, почему же мы все время в них попадаем? Почему бы просто не избавиться от них?

Есть три причины такого поведения: во-первых, мы часто не осознаем, о чем мы думаем; во-вторых, даже если бы мы и сознавали содержание наших мыслей, мы зачастую не понимаем их вредоносного характера; в-третьих, даже если мы признаем их вред, мы часто не можем остановиться в силу привычки.

Ментальные ловушки часто остаются ниже порога сознания, мы попадаем в них автоматически, не принимая никаких сознательных решений. И чтобы избавиться от них, прежде всего, необходимо научиться их распознавать.

Научиться распознавать и идентифицировать ловушки – первый шаг. Но сами по себе выявление и идентификация не положат им конец. Мы не сможем с ними бороться до тех пор, пока не будем твердо убеждены в том, что они вредоносны.

Ловушка №1: «Мнимая» реальность.

Лю6ую нашу деятельность направляют глубоко укоренившиеся идеи, стратегии, способы понимания и руководящие идеи. В литературе по системному мышлению они известны как ментальные модели. Почему мы их так называем? «Ментальные» – потому что они существуют в нашем уме и направляют наши действия, а «модели» – поскольку мы строим их на основании своего опыта. Они представляют собой общие идеи, которые формируют наши мысли и действия, а также представления о желаемых результатах.

Ментальные модели вполне естественны, они есть у каждого, сознает он это или нет, и мы воспринимаем мир именно через них. Они имеют личный характер, и мы дорожим ими. Ментальные модели направляют все наши действия. Они источник стабильности, то, на что можно рассчитывать. Нам нужна усиливающая обратная связь, которая бы их подтверждала и подкрепляла. Порой мы хотим найти ее настолько сильно, что бываем рады даже несчастью, лишь бы оно подтвердило наши убеждения – «я же давно предупреждал».

Материалом для наших ментальных моделей служат отчасти общественные нравы, отчасти – культура, а отчасти – идеи людей, оказывавших на нас влияние в детстве. Все остальное мы конструируем и поддерживаем на основе данных нашего опыта четырьмя основными способами: вычеркивание, конструирование, искажение и обобщение [4].

Наше внимание действует избирательно. Мы отбираем и фильтруем информацию в соответствии с настроением, интересами и озабоченностью.

Мы вычеркиваем часть информации и формируем наши представления исходя из того, что заметили. Всегда есть и другая информация, но, поскольку она для нас неважна, с чисто практической точки зрения ее как бы и нет. Когда наши ментальные модели уже сформированы, вычеркивание работает на их поддержание. Например, родители зачастую не замечают, что их ребенок – уже взрослый. Они по-прежнему видят в нем малыша и слепы к его растущей независимости и возмужанию, пока в какой-то момент он не заявит о себе во весь голос.

Конструирование – это зеркальное отображение вычеркивания: мы видим то, чего нет. Видеть – значит верить. Например, встретив ссылку на фамилию Перов, мы иногда ошибочно воспринимаем ее как «Петров», что и понятно: такая фамилия гораздо более распространена.

Неясность почти неизменно побуждает к конструированию. Мы прочитываем все непонятное, как гадалка – узоры на кофейной гуще, находим закономерности и смысл в самых смутных или случайных событиях. При взгляде в прошлое все выглядит разумно. И мы пытаемся увязать возможную причину с вероятным следствием, соединяя концы с концами в истории, которую хотим воспринимать как истинную.

Искажение – это то, как мы изменяем испытанное нами на практике, преувеличивая одни его детали и преуменьшая другие. Оно может стать основой как творчества, так и паранойи. Искажая события, мы придаем больший вес каким-то аспектам нашего опыта. В этом нет ничего плохого, но можно сбиться с пути. Слишком легко подтасовать приобретенный опыт таким образом, чтобы он подтверждал то, что нам выгодно.

Например, многие игроки верят, что могут выиграть и сделают это, хотя в конечном итоге всегда остаются в проигрыше. Для поддержания иллюзии они воспринимают свой проигрыш как «почти выигрыш».

Ревность – хороший пример того, насколько сковывающим и мучительным бывает искажение. Ревнивец в самых простых и невинных событиях и поступках видит основания для болезненных подозрений.

Используя обобщение, мы создаем наши ментальные модели на основании единичного опыта, в котором хотим видеть типичное явление.

Обобщение, однако, играет ключевую роль в процессе обучения и применения наших знаний в различных ситуациях. Найдя в предмете что-либо уже знакомое, мы сразу понимаем, как с ним обращаться. Без умения обобщать нам приходилось бы любую задачу решать с нуля.

Сами по себе эти четыре принципа – вычеркивание, конструирование, искажение и обобщение – не несут в себе ничего плохого: они служат мощными инструментами обучения и творчества, а также основой всех наших представлений и убеждений. Нам нужно понять, как ментальные модели сковывают нас и, каким образом можно раскрепостить наше мышление.

Ловушка № 2: Условность счастья. Ментальные модели образуют систему: «Я буду счастлив, когда…» «Если…, то…» У каждой из них есть задача. Цель системы убеждений состоит в том, чтобы давать объяснение и смысл нашему опыту. Строго говоря, если рассматривать систему только с данной точки зрения, то она совсем необязательно должна сделать нашу жизнь более здоровой и счастливой.

Вполне возможно иметь нереалистичные и вредные убеждения относительно себя и других. Но в нашей власти подвергнуть свою систему анализу и перестроить ее. Нужен набор реалистичных и полезных ментальных моделей, которые бы обеспечивали нам и другим наибольшее благополучие и счастье. Мы в состоянии сделать это, если беспристрастно исследуем свои ментальные модели, подходя к ним как к системе, и решим, какие модели следует принять вместо нынешних.

Ставьте большие цели, но не связывайте с ними своё счастье. Вы должны быть счастливы до того, как их достигните. Для этого есть три направления действий:

  • Задайте себе вопрос, что укрепляет существующие убеждения, и каким образом вашими ментальные модели сохраняют всю систему в неизменном виде.
  • Определите свойства желательных для себя ментальных моделей – реалистичных и обеспечивающих наибольшую степень здоровья и благополучия вам и другим.
  • Наслаждайтесь процессом достижения цели.

Ловушка № 3 Захват внимания и нисходящая эмоциональная спираль.

В психологии существует два вида эмоциональной спирали – позитивная (радость, счастье, удовольствие) и негативная (страх, вина, стыд, раздражение). Это состояние, когда эмоциональная реакция не управляется мыслительным процессом, или мыслительный процесс попадает в подчинение эмоциям.

Что такое нисходящая спираль? Посмотрим, как спираль проявляет себя в обычной жизни. Чтобы ясно понимать, как она может сказаться на существующих и будущих отношениях, вспомните те из них, что не сложились. Восстановите в памяти все, из-за чего они в свое время разрушились. Ясно представьте себе все случившееся. Вспомните как можно больше подробностей и проживите это еще раз. Как все начиналось? Что было потом? Записывая каждый этап вашей нисходящей спирали до самой нижней ее точки, вы сможете понять схему развития конфликта.

Если понять, что именно разрушает отношения, можно начать делать что-то для их спасения. Даже если отношения уже потеряны, вы сможете предотвратить повторение случившегося в будущем. Таким же образом можно рассматривать и отношения в бизнесе. Вот как все обычно происходит.

Например: Между двумя людьми возникает партнерство. У них есть прекрасная идея нового товара или услуги, они вкладывают много времени и сил в новое предприятие. Будучи полностью поглощены работой, они не составили и не подписали никакого юридического документа о партнерстве. Ведь они хорошие друзья и собираются ими оставаться. Нет при этом и четких должностных инструкций, не определены способы вознаграждения и раздела прибыли. Через несколько лет деловые отношения еле теплятся, поскольку один из партнеров занял контролирующую позицию и не позволяет второму принимать какие-либо решения без своего согласия. Ситуация с деньгами плохая, постоянно возникают конфликты вокруг того, на что тратить прибыль. Один хочет вложить финансы в развитие компании, а другой заботится, прежде всего, о собственном благосостоянии. Постепенно в конфликт втягиваются остальные сотрудники, и возникают два противоборствующих лагеря. Кризис нарастает, один из партнеров хочет покинуть предприятие. Большая часть денег в такой ситуации обычно достается поверенным, бизнес прогорает, а оба бывших приятеля восклицают: «Партнерство – дело гиблое!»

Таким образом, и в деловом мире нисходящая спираль может быть не менее разрушительной. Если вы рассчитываете вести бизнес с одним или более партнерами, первым делом планируйте пути выхода из предприятия. Не забудьте изложить их письменно. Не стоит переоценивать эмоциональные привязанности. Тот бесспорный факт, что ваш партнер – ваш лучший друг или просто хороший человек, – не повод пренебрегать письменным соглашением.

Все мы в силу привычки, скорее всего, повторим ту же схему поведения и в новых отношениях. Если вы осознаете, что движетесь по нисходящей спирали, немедленно дайте себе отдых и решитесь на положительные изменения. Изменить свое поведение – вот единственный способ получить другой результат. Как это сделать? Используйте новый шаблон, замените нисходящую спираль, доставившую вам столько неприятностей, восходящей спиралью, направленной к настоящим гармоничным отношениям.

Все хорошие отношения с чего-то начинаются. Часто первые несколько встреч ничем особенным не запоминаются. Однако вскоре возникает хорошее отношение к новому знакомому благодаря, например, его целостности, энтузиазму, позитивному отношению к жизни или просто верности слову. Если подробно рассмотреть, как сформировались ваши лучшие отношения, можно увидеть общий процесс зарождения и развития длительных и плодотворных связей. Зная, что работает, а что нет, вы сможете избежать досадных ошибок, которые закрутят вашу нисходящую спираль.

Ловушка № 4 Бессмысленное упорство.

Бессмысленное упорство – это продолжение работы над тем, что уже потеряло свою ценность. Его значимость и смысл испарились до того, как мы дошли до конца. А мы продолжаем и продолжаем – либо потому, что не заметили этой перемены, либо просто по инерции.

Мы с большим энтузиазмом садимся за чтение новой художественной книги, но начинаем испытывать скуку задолго до ее конца. Но вместо того чтобы бросить, мы продолжаем: без всякого удовольствия, просто «чтобы как-нибудь дойти до конца». Прекрасный пример пустой траты времени.

Конечно, мы можем упорствовать, стремясь при этом не к удовольствию, а защищая какие-то другие ценности (в качестве упражнения в терпении или закалки духа). Невероятно, но факт: наша культура расценивает упорство как добродетель. Мы хвалимся, что, взяв однажды установленный курс, во что бы то ни стало идем до конца. Полезно различать «упорство» и «настойчивость». Мы можем настойчиво добиваться цели, невзирая на помехи на нашем пути. Но мы упорствуем, если продолжаем тащиться в направлении, где, как мы и сами знаем, нас ждет лишь тупик. Мы движемся таким безнадежным курсом порой просто потому, что нам не приходит в голову пересмотреть наши цели. В конце концов, мы так долго жили со всем этим – с этим человеком, на этой работе, в этом доме и этом районе, одеваясь в этом привычном для нас стиле...

Особенно легко скатиться к вечному варианту негативного упорства. Здесь наше упорство отстаивает право не делать чего-то, что могло быть стоящим и полезным. Мы не раскрываемся в близких отношениях, потому что когда-то они оказались для нас катастрофой. Мы держимся подальше от математических задач, потому что у нас было плохо с математикой в школе.

Если мы воздерживаемся от чего-то, то как узнать, что ценность этого чего-то для нас изменилась? Единственный ответ – не зачеркивать что-то на всю оставшуюся жизнь. Время от времени полезно бросить взгляд на то, что мы исключили из своей жизни из-за того, что это было невкусно, болезненно или сложно. Наши вкусы, отвага, способности, удача, да и сам мир могут меняться без нашего ведома. Решение: пересмотрите свои дела и привычки. Какие дела вы делаете по инерции, но они давно потеряли свою актуальность? Время от времени пересматривайте свои цели и соотносите их со своими действиями.

Ловушка № 5: Значимость цели.

Когда мы ставим себе целью 10-кратный рост своего бизнеса и постоянно каждый день молимся на этот результат – то мы создаем излишнее напряжение и обесцениваем сегодняшние шаги. А ведь именно сегодня мы делаем то, что в конечном итоге приведет к результату. Цель лишь задает направление жизни. Путешествие к цели – вот смысл происходящего! Четко определите цель, а потом сосредоточьте внимание на том, какие три шага в день вас могут приблизить к цели.

Ловушка № 6: Жертва обстоятельств.

Человек, попадающий в ловушку жертвы, постоянно ощущает себя жертвой кого-либо или чего-либо: родственников, недоброжелателей, завистников, обстоятельств и т. д. Он постоянно страдает по тому или иному поводу, жалуется на жизнь, жалеет себя и – прямо или косвенно – вынуждает других проявлять по отношению к нему понимание и сострадание.

Контрприемом является осознание психологической ловушки, понимание того, что позиция жертвы делает вас слабыми и лишает многих возможностей, отслеживание моментов, когда вы входите в роль жертвы, и постепенное изменение поведения на более жизнеутверждающее и позитивное. Научитесь хвалить себя за самые малые успехи и достижения. Запишите все то, что вас не устраивает в вашей жизни. Переформулируйте с точки зрения хозяина положения: «Меня не устраивает…, потому что я …» Четко сформулируйте свои жизненные цели.

Как выбраться из ловушки? В каждом отдельном случае самое главное – поймать себя на месте преступления. Как бы парадоксально это ни звучало, мы редко осознаем, о чем думаем. Стоит только осознать, и все станет проще. Конечно, на то, чтобы побороть пагубное мышление, может уйти много времени – ведь мы всю жизнь думали так и привыкли. Но теперь вы знаете, на что нужно обращать внимание, и сможете выбраться из любой ментальной ловушки.

Список литературы

  1. Андре Кукла, Ментальные ловушки. Глупости, которые делают разумные люди, чтобы испортить себе жизнь / Издательство: Альпина Бизнес Букс / Психология / Город: М., 2007.
  2. Креншоу Д., Миф о многозадачности. К чему приводит стремление успеть все // Д. Креншоу – «Эксмо», 2010
  3. Ленгольд, К. Просто космос. Практикум по Agile-жизни, наполненной смыслом и энергией // Катерина Ленгольд. – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 160 с.
  4. О’Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем // Джозеф О’Коннор и Иан Макдермотт. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2006. 256 с.

Поделиться

2166

Савин С. С., Локтаева С. А. Отвлекающие факторы, влияющие на эффективность профессиональной деятельности // Актуальные исследования. 2021. №22 (49). С. 101-105. URL: https://apni.ru/article/2530-otvlekayushchie-faktori-vliyayushchie

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января