Роль родителей подростков с расстройством аутистического спектра в профессиональном самоопределении

Роль родителей подростков с расстройством аутистического спектра в профессиональном самоопределении

Данная статья посвящена изучению уровня готовности родителей (законных представителей) к содействию в профессиональном самоопределении детей подросткового возраста с расстройствами аутистического спектра.

Аннотация статьи
занятость
профессиональная ориентация профессиональные навыки
профессиональная подготовка
профессиональное самоопределение
расстройства аутистического спектра
трудоустройство
Ключевые слова

Любому подростку, а тем более подростку с ограниченными возможностями здоровья невероятно сложно определиться с выбором будущей профессии. Особенно сложно подросткам с расстройством аутистического спектра, поскольку РАС это нарушение психического развития, и детям с аутизмом крайне сложно поддерживать коммуникацию и социальные навыки, поэтому ряд специфических трудностей у них возникает именно в подростковом возрасте при выборе будущей профессии. Профессиональное самоопределение крайне серьезный вопрос, ведь от него зависит будущее подростка, его самореализация, и именно поэтому так важна подготовка родителей подростков с ограниченными возможностями здоровья к содействию в профессиональном самоопределении. Ведь большинство родителей знают особенности своего ребенка, трезво оценивает его дефициты и потенциальные возможности, но зачастую, если с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не ведется со стороны образовательной организации работа по информированию, то они бывают крайне растеряны, не знают, чем и как можно помочь ребенку в этот период. Однако, именно родители оказывают существенное влияние на выбор ребенка, и чаще всего успешное самоопределение достигается за счет слаженной командной работы всех участников образовательного процесса, в том числе родителей и специалистов, которые работают с особенным подростком. Поэтому со стороны образовательной организации так важно грамотное профориентационное сопровождения как самих подростков, так и информирование их родителей (законных представителей) о тех возможностях, которые предоставляет государство для реализации в профориентационном самоопределение подростков с РАС. Степень выраженности аутичных черт качественно влияет на степень ограничений, связанных с расстройством аутистического спектра, и, учитывая исключительную клиническую полиморфность расстройств аутистического спектра, мы должны выявить степень мотивации к профессии, понять к чему склонен подросток, где он будет успешным, в какой профессиональной сфере он сможет реализовать свои возможности. Когда мы говорим о подростках с РАС, мы должны учитывать основные признаки аутизма, которые будут непосредственно влиять на разные возможности в обучении той или иной профессии, такие как: ограниченный круг интересов и видов деятельности, часто стереотипных и повторяющихся, нарушение коммуникации и социального взаимодействия. Однако при выборе профессии, мы должны ориентироваться не только на дефициты ребенка в той или иной области, но и на сильные стороны, на его сохранные резервы, которые выявляются еще до начала процесса профориентационного самоопределения подростка на этапе динамического наблюдения в рамках воспитательного и учебного процесса. Специалисты, работающие с ребенком, должны обратить внимание родителей на актуальные характеристики социального развития, речи, коммуникации, интеллекта, регуляторной-волевых особенностей обучающегося, а также определить зону ближайшего развития ребенка. Подробное описание этих характеристик приведено в многочисленных руководствах и учебных пособиях (К.С. Лебединская, О.С. Никольская [2]; О.С. Никольская и др. [4]; Ф.Волкмар и Л. Вайзнер [1]; С.А. Морозов [3]. Однако, крайне важно, как родители сами воспринимают своих уже подросших детей, наблюдают ли они за теми предпочтениями, которые высказывают их дети, следуют ли родители картине мира подростков с РАС или же навязывают свою позицию и точку зрения относительно их профессионального выбора. Приведем несколько примеров, иллюстрирующих то, каким образом рекомендациями со стороны родителей повлияли на профессиональное самоопределение подростка с РАС.

Ольга Б. закончила 9 классов коррекционной школы для детей с интеллектуальными нарушениями. У девочки помимо расстройство аутистического спектра легкая степень умственной отсталости. Когда Оля училась в школе педагоги обращали внимание, что девочке нравилось создавать красивые прически, плести витиеватые косы. Она могла, руководствуясь видео из интернета пошагово воспроизвести действия парикмахера. Конечный результат доставлял девочке явное удовлетворение. Ей нравились комплименты о её работе. В процессе профориентационной компании девочка была пассивна. Когда проводились мастер-классы, выездные мероприятия в колледжи, и т.п. Оля не проявляла заинтересованности, была отстранена и не высказывала своих предпочтений в пользу какой-либо из предложенных вариантов будущего обучения. При беседе с родителями выяснилось, что девочка хочет стать парикмахером, однако родители решили отправить её учиться в колледж сферы услуг по специальности «повар» несмотря на то, что психолог и классный руководитель девочки обращали внимание родителей на явное предпочтение и высокую мотивацию к той профессии, которую предпочитает Оля. Профессия «повар» была выбрана потому, что большинство детей класса предпочли этот колледж, т.к. между колледжем и школой был заключен договор, и дети ходили туда на профориентацию. После окончания 1 курса мама девочки поделилась со школьными педагогами тем, что Оля не хочет идти на учебу, предпочитает отсиживаться дома и очень замкнулась в себе. У девочки появились навязчивые стереотипные движения. Она стала постоянно говорить о том, что профессия повар — это не ее выбор. Мама испытывала чувство вины, сильно переживала за состояние дочери и даже решила пойти вместе с Ольгой на курсы парикмахерского искусства, чтобы поддержать её стремление и мотивацию к дальнейшей трудовой деятельности.

Таким образом, этот пример иллюстрирует нам, что, настояв на выборе профессии, родители девочки не предполагали, что она откажется от обучения. Некоторое давление, которое в данном случае оказали родители на девочку, было объяснимо и понятно, ведь родители, казалось бы, действуют в интересах дочери с РАС, ведь они исходили из тех соображений, что девочка пойдет учиться вместе со своими одноклассниками, ей будет гораздо легче привыкнуть к новому учебному заведению, когда рядом будут знакомые люди. Тем более, подростки ранее приходили в этот колледж и принимали участие в различных мастер-классах, днях открытых дверей, готовили там на уроках труда. Но это, в данном случае, не стало мотивационным фактором для девочки.

Приведем другой пример:

Алексей Щ. обучался в коррекционной школе по АООП 8.3. Родители были всегда на связи с классным руководителем и помогали ребенку в самоорганизации, включались в его интересы, советовались с мальчиком. У подростка наблюдался выраженный специнтерес к компьютерам. Мальчик хорошо ориентировался в программах Microsoft Word и Excel, мог сделать очень качественную презентацию в программе Microsoft PowerPoint. Алексей занимался на протяжении двух лет, в 8 и 9 классах в объединении дополнительного образования «Компьютерная грамотность». Однако Алексей не стремился к общению со сверстниками, сторонился их, не вступал в коллективные игры и беседы. Предпочитал на переменах играть на телефоне. У Алексея достаточно специфическая речь, наполненная витиеватыми выражениями и оборотами речи. Не все его одноклассники были с состоянием понять, о чем идет речь. В рамках бесед с психологом и социальным педагогом выяснилось, что мальчик хочет работать в будущем работать на компьютере. Родители не очень поддерживали Алексея, но все-таки специалисты, которые работали с подростком смогли убедить родителей прислушаться к мальчику. После окончания школы родители нашли вариант для обучения Алексея с помощью специализированного центра занятости «Моя карьера», который оказывает содействие в обучении и трудоустройстве людям с ОВЗ. Алексей стал оператором ЭВМ. В дальнейшем, при общении с мамой, выяснилось, что Алексей несколько раз ходил вместе с ней на собеседования и сейчас он успешно трудоустроен, работает он дистанционно из дома. Ему нравится его работа, она приносит ему удовлетворение.

Данный пример демонстрирует нам насколько важно родителям прислушиваться к мнению специалистов и самого подростка с ОВЗ для успешной профориентации и самоопределения. Родители пошли по более сложному пути. Им пришлось подыскивать вариант, где можно обучаться ребенку с РАС. Мама помогла ему не только с самоопределением, но и в плане дальнейшего сопровождения трудоустройства. Разумеется, этот пример является удачным, т.к. не у всех людей с РАС есть специальный интерес или уникальный талант к чему либо, который можно применить в реальной трудовой жизни. Однако работа дистанционно лишает молодого человека реального общения, снижает его способности к коммуникации, несмотря на то, что у Алексей есть спонтанная речь и он в состоянии поддерживать беседу, хотя это и дается ему с большим трудом.

Мы проанализировали мнения родителей относительно профориентационного будущего подростков с РАС, которое родители выразили с помощью анкетирования, а также мнение подростков с РАС относительно своего профессионального будущего. Было крайне интересно выяснить, совпадают ли мнения старшего поколения и подростков. Анкета для родителей подростков с РАС была составлена из вопросов таким образом, чтобы встать на их позицию и понять, какой родители особенных подростков видят будущую профессию своих детей и какие основные сложности их могут подстерегать их детей при профессиональном самоопределении. Условно наша анкета состоит из трех основных блоков: 1. Вопросы, связанные непосредственно с профессиональным статусом самих родителей. 2. Профессиональные предпочтения их детей с РАС. 3. Кем родители в будущем видят своих детей с РАС. В свою очередь, анкета для подростков с РАС была направлена на изучение их профессиональных предпочтений, а также выявление уровня осведомленности о тех различных обучающих программах которые представлены в рамках актуальных городских проектах. Анкетирование проводилось среди родителей подростков с РАС и легкой степенью умственной отсталости, обучающихся в 9 классе коррекционной школы. Анализируя полученные данные, мы можем сделать определенные выводы.

Рис. 1. Уровень образования родителей

Если мы обратим внимание на рисунок 1, то можно сделать вывод о том, что большинство, а именно 32,1 % опрошенных родителей имеют среднее профессиональное образование, на втором месте 28,6 % это те родители, которые окончили только 9 классов и имеют основное общее образование. Исходя из полученных данных можно сделать вывод о том, что таким родителям крайне сложно самим сориентироваться в вопросе профориентации своих детей, т.к. они опираются, в основном, на свой жизненный опыт. Трудно сказать о том уровне мотивации родителей к тому, чтобы их дети получили определенный уровень образования. Однако, если мы посмотрим на рисунок 2, то мы увидим, что большинство, а именно 50% опрошенных родителей планируют, чтобы их дети продолжали обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище. И 39,3% родителей, что тоже довольно большое количество, пока не определились с будущим своих детей.

Рис. 2. Обучение после 9-го класса. Мнение родителей

Параллельно анкетирование проводилось среди девятиклассников с РАС. Если мы обратим внимание, на рисунок 3, и сравним его с рисунком 2, то мы увидим, что 52,6 % опрошенных подростков после 9 класса собираются продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище, что практически совпадает с мнением родителей этих подростков. Это позволяет нам сделать вывод о том, что вероятнее всего, в большинстве семей ведется активно диалог между детьми и родителями о будущей профессиональной ориентации детей.

Рис. 3. Обучение после 9-го класса. Мнение подростков с РАС

Также, интересно было выяснить совпадает ли мнение родителей относительно тех предметов в школе, которые нравятся детям и в которых они чувствуют себя успешными. Это позволит понять, насколько родители интересуются мнением своих детей, наблюдают за их успехами и неудачами в рамках усвоения школьной программы. Рисунок 4 демонстрирует нам предпочтения детей по отдельным предметам. Рисунок 5 показывает мнение родителей по тем же предметам.

Рис. 4. Предпочтения по предметам школьной программы подростков с РАС

Рис. 5. Мнение родителей подростков с РАС предпочтениях по предметам школьной программ их детей

Анализируя эти два рисунка, мы можем отметить, что мнения родителей в большей части совпадают с характеристиками детей, а это значит, что родители проявляют интерес, прислушиваются к их предпочтениям.

Рис. 6. Будущая профессия подростков с РАС. Мнение родителей

Рассмотрим рисунок 6, на котором показано мнение родителей относительно той профессии, с которой, как они полагают свяжут будущее их дети. Большинство родителей отдают свои голоса за «информационные и компьютерные технологии», второе место заняли ответы «пищевая промышленность», «сервис, обслуживание, услуги» и «пока не знаю». Мы опросили также подростков, и получили примерно такие же ответы (рисунок 7). У девятиклассников самый большой интерес вызывает профессия «сервис, обслуживание, услуги», на втором, третьем месте расположились «пищевая промышленность» и «техника».

Рис. 7. Будущая профессия подростков с РАС. Мнение подростков

Можно сделать косвенный вывод о том, что родители ведут беседы с подростками на счет выбора будущей профессии, профориентационная работа со стороны родителей также ведется.

Рис. 8. Вопрос от родителя к подростку с РАС «Кем ты хочешь стать?»

Эту гипотезу можно подтвердить, анализируя рисунок 8. Большинство подростков утверждают, что родители проявляли интерес и задавали своим детям вопрос «кем ты хочешь стать?». Таким образом, мы понимаем, что родители интересуются данной проблематикой, включены в процесс профориентационной деятельности подростка с РАС.

Обращаясь к исследованиям швейцарских [5] и канадских [6] ученых, в которых большое внимание уделяется именно роли родителей в профессиональном самоопределении подростков с РАС, мы лишний раз подтверждаем, что родители вместе со специалистами должны принимать активное участие в профессиональном ориентировании подростков с РАС для успешного вхождения подростка в профессию, которая будет ему по силам и возможностям.

Текст статьи
  1. Волкмар Ф., Вайзнер Л. Аутизм. Практическое руководство для родителей, членов семей и учителей. Пер. с англ. В 3-х кн. Екатеринбург. Рама Паблишинг. 2014.
  2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. Ранний возраст. М. Просвещение. 1991.
  3. Морозов С.А. Комплексное сопровождение лиц с расстройствами аутистического спектра. М. 2015
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М. 2007.
  5. Шпицберг, И.Л. Коррекция нарушений развития сенсорных систем у детей с расстройством аутистического спектра [Электронный ресурс] / И.Л. Шпицберг // Режим доступа PsyJournals.ru
  6.  TWOSTU (ИП Муратов Максим Викторович) [Электронный каталог]/ Режим доступа: https://egevpare.ru
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня