Автор(-ы):
Каракбаева Алина Абаевна
Секция
Экономические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Работа посвящена анализу становления и развития системы государственных закупок на примере отечественного опыта. Рассматриваются теоретические аспекты развития государственных закупок. Дается характеристика юридических основ формирования государственных закупок. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ действует в настоящее время.
Текст статьи
Система государственных закупок (госзакупок) в России имеет историю в несколько столетий. Первые шаги к современным положениям о государственных закупках были сделаны в XVI веке. Основная цель законов о госзакупках – сокращение расходования государственных средств и противодействие их незаконному присвоению. Для современных научных деятелей история развития госзакупок в России представляет собой большой интерес.
При анализе российских нормативно-правовых актов и поправок, относящихся к госзакупкам, наблюдается тенденция, которая заключается в создании пакета поправок, ставшего важным шагом к выделению системы госзакупок к числу приоритетных направлений не только в деятельности государства, но и развития экономики страны в целом. Некоторые законодательные акты со временем утратили свою юридическую силу, некоторые продолжают действовать до сих пор. Эти принятые законы помогли улучшить и усилить современную контрактную систему. Однако, после этапа становления и многолетнего развития, в системе госзакупок начинают возникать проблемы, ведь сама система имеет ряд недостатков, к главным из которых можно отнести: признаки избыточного законодательного регулирования, маломобильность, вопросы ответственности за нарушения законодательства госзакупок. Чтобы лучше разобраться в актуальной проблеме, необходимо изучить отечественную историю госзакупок.
К числу первых документов, содержащих сведения о закупках для нужд Российского государства, могут быть отнесены: казенный подряд «О заготовлении материалов для строения Смоленской крепости» 1595 г. царя Федора Иоанновича; указ «О подрядной цене на доставку в Смоленск муки и сухарей» от 7 июля 1654 г. царя Алексея Михайловича, согласно которому за перевоз определенного объема груза купцы получали вознаграждение; указ Сената «О борьбе с мошенническими ценами и коррупцией в поставках и контрактах» 1721 г. (июнь) и «Регламент Адмиралтейства и Верфи», 15 пункт которого назывался «Каким образом подрядчиков сыскивать и вести с ними переговоры?» Петра I; печатание объявлений о закупках в государственных центральных газетах при Анне Иоанновне; «Учреждение о губерниях» (ст. 118 «О контрактах по подряду, поставках и откупах») 1775-1776 гг. Екатерины Великой и создание Казенной палаты, на которую были возложены полномочия по назначению подрядчиков и заключению договоров [4]; «Устав о провианте для продовольствия войск» 1802 г. Александра I, где вводилось понятие «справочной цены» для государственных заказов, также указ «Об отдаче по всем местам, торги производящим, подрядов в разные руки по частям» 1815 г. и акт «Лист для торга» 1830 г., регулировавший закупки на «местном» уровне. Указанные примеры свидетельствуют о том, что формировался госзаказ, выбирались подрядчики, оговаривались и устанавливались договорные отношения – закладывались основы современной системы госзакупок. Единственными клиентами государства в России были царский двор и сам монарх [1].
Особую роль в историческом становлении и развитии системы госзакупок в России сыграло «Положение о казенных подрядах и поставках» (1900-1917 гг.), где четко выделялось несколько способов закупки: изустные торги (победителем признавался участник, предложивши й наименьшую цену – по своей сути, аукцион); торги посредством запечатанных объявлений; смешанные торги.
Во время Советского Союза с формированием административно-командной системы управления экономикой фактически все поставки исполнялись на базе плановых актов (фондовых извещений, планов прикрепления), то есть имело место публично-правовое регулирование. Первым актом, связанным с закупками, было «Положение о государственных подрядах и поставках» 1921 г., где содержались основные общегражданские положения, регулирующие отношения заказчика и поставщика. В 1927 г. принято новое «Положение о государственных подрядах и поставках», которое предусматривало норму. После 1927 г. субъектами актов были исключительно государственные предприятия и учреждения. Правовое регулирование отношений, предметом которых являлись продукция производственно-технического назначения и товары народного потребления, в советский период осуществлялось положениями о поставках, содержащих совокупность запретов и дозволений [3]. Только после распада СССР начнется новый виток развития законодательства о госзакупках.
Среди законов современной России, регулирующих деятельность системы госзакупок, выделялся Закон РФ от 28 мая 1992 г. № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных нужд», в котором впервые было закреплено понятие и сущность государственного контракта. 13 декабря 1994 г. вступил в силу № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд», устанавливавший два уровня государственных нужд – федеральные и нужды субъектов Российской Федерации. Закон предусматривал обязанность государственных заказчиков привлекать к торгам малый бизнес. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» – первая реформа системы госзакупок. Установлено, что заказ на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещался путем проведения конкурса (торгов). Регламентом определен порядок размещения заказов на закупку продукции, осуществляемых государственными заказчиками и юридическими лицами за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фонтов и внебюджетных фондов субъектов РФ. На законодательном уровне механизм конкурсного размещения государственного заказа был закреплен в ФЗ от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд».
Государственной Думой в виде ФЗ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» был принят законопроект в июле 2005 г. Закон упорядочил и описал процедуры организации закупок, положил начало электронным процедурам, установил требования к рассмотрению и оценке заявок участников, определил порядок досудебного урегулирования конфликтных ситуаций, ввел контроль в сфере закупок. В то же время происходит разработка и внедрение специализированного информационного пространства для размещения информации о государственных закупках – www.zakupki.gov.ru. Но закон неоднократно подвергался критике.
ФЗ от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – № 44-ФЗ) [2] пришел на смену №94-ФЗ и усилил правовое регулирование вопросов планирования закупок, расширил количество способов размещения заказов, установил порядок приемки товаров (работ, услуг), ввел институт общественного контроля в сфере закупок, нормирование закупок. Значительные изменения ФЗ № 44-ФЗ внес в отношении контроля в сфере закупок. В частности, был расширен состав и полномочия органов, осуществляющих контроль в сфере госзакупок.
В настоящее время сложилась система государственных и муниципальных закупок, которая обеспечивается применением Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС). Реформирование системы закупок отнесено к числу приоритетных направлений, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2019 г. № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019-2024 гг.». Согласно законопроекту, представленному Минфином России в конце февраля 2020 г., ожидается вторая волна изменений 44-ФЗ.
Например, исследуя научную литературу и законодательные акты прошлых десятилетий и настоящего времени, можно вынести следующие решения данной проблемы в сфере госзакупок для повышения удобства и эффективности системы:
Таким образом, система государственных закупок России имеет многовековую историю становления и развития. В ней можно выделить как периоды прогресса, так и периоды застоя. Сфера госзакупок постоянно совершенствуется. Минфин РФ уже более двух лет проводит масштабную реформу контрактной системы, направленную на процедурное упрощение госзакупок.
Список литературы
Поделиться
Каракбаева А. А. История развития системы государственных закупок в России // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 62-65. URL: https://apni.ru/article/2535-istoriya-razvitiya-sistemi-gosudarstvennikh