На сегодняшний день все чаще возникает вопрос создания эффективного механизма государственного управления, который просто должен соответствовать современным требованиям и наилучшим образом организовывать деятельность государственного служащего. Определенный перечень требований согласно мировой практике зачастую отражается в наборе Правил этических норм или в Кодексе этики государственных служащих, который считается нормативно-правовым актом и закрепляет права и обязанности на законодательном уровне.
Перед государством стоит одна из основных задач, что возлагается прежде всего на государственную гражданскую и муниципальную службу, которая состоит в обеспечении на определенном уровне социальной стабильности, а также социально-экономического развития за счет развития населения и различных институциональных структур, благодаря поддержанию определенного уровня здоровья граждан, а также обеспечению функционирования определенных норм правового государства [1, с. 11–19]. Для организации обозначенных позиций необходимо создание перечня правил, которые важно отразить в кодексе профессиональной этики, поскольку, занимая должность государственного служащего чиновник зачастую сталкивается с множеством соблазнов и прежде всего с коррупцией.
Общество, на протяжении своего развития, сформировало систему социального контроля [7, с. 123]. Основной морально-нравственный регулятор поведения в обществе у индивида – совесть. Таким образом, система социального контроля включает в себя писаные правила и нормы, которые, в свою очередь, определяют поведение индивида. Кодексы этики и профессионального поведения выступают в качестве официального ограничителя социального поведения человека. Кодекс этики и профессионального поведения определяет этические принципы, которые регулируют решения и поведение в компании или организации. В них дается общее описание того, как следует вести себя сотрудникам, а также конкретные рекомендации по решению наиболее общих проблем.
Следовательно, целесообразно рассмотреть формы профессиональной морали, к которым относятся групповое сознание, индивидуальное сознание и общественное сознание [5, с. 25]. Групповое сознание реализуется, прежде всего, в форме стереотипов, норм, ценностей. Индивидуальное сознание определяет общественные требования в виде личностных правил. Общественное сознание выражается в виде норм, которые определяют требования общества к нравственному смыслу деятельности.
Напряжение между стремлением профессий к автономии и требованием общественности к подотчетности привело к разработке этических кодексов как основы и руководства для профессионального поведения. Важно понимать, что вместе с общепринятым мнением общества профессиональный кодекс – это юридический документ, закрепляющий цели и задачи профессиональной деятельности.
В декабре 1996 года Генеральная Ассамблея, обеспокоенная серьезностью проблем, связанных с коррупцией, приняла Международный кодекс поведения для государственных должностных лиц. Посредством данного кодекса происходит регулирование злоупотреблений полномочиями деятельности государственных чиновников [5, 7]. В 1958 году в США, до того как в Палате представителей или Сенате были созданы комитеты по этике, Конгресс принял первый Кодекс этики для государственной службы. Кодекс, который остается в силе и сегодня, состоит всего из 10 правил. Одно правило гласило полностью: Выявляйте коррупцию, где бы она ни была обнаружена. В то время, когда правила были такими простыми, одного хорошего могло быть достаточно, чтобы обеспечить соблюдение. События 1960-х годов, включая расследование представителя Адама Клейтона Пауэлла по поводу предполагаемого неправомерного использования средств Комитета по образованию и труду, побудили к созданию постоянного комитета по этике и написанию Кодекса поведения для членов, должностных лиц и сотрудников Палаты представителей. В Канаде в 1985 г. министр Брайан Малруни принял пакет этических мер, который включал новый Кодекс о конфликте интересов и пост-прием на работу для государственных служащих, вступившее в силу в январе 1986 года. Кодекс государственной службы Великобритании, который действует с 90-х г-в ХХ в., резюмирует конституционные и этические рамки, в которых работают государственные служащие. Данный Кодекс основывается на принципах неподкупности и нестяжательства. В Японии Кодексом действий служащего МИД устанавливается обязанность сотрудников обеспечивать доверие общественности. Также устанавливается ограничивать коррупцию в государственной службе.
Международный опыт демонстрирует прогрессивные подходы и взгляды на проблематику профессиональной этики государственных гражданских и муниципальных служащих.
Таким образом до тех пор, пока во главе угла в Кодексе этической профессиональной деятельности государственных служащих России будут отсутствовать положения, относящиеся к служению чиновниками обществу, ограничивающие злоупотребления и всяческие проявления коррупционных действий, будет сохраняться стабильный уровень застоя и упадка.
Важно понимать, что в России еще нет содержательного смысла административной этики и необходимости управления такой этикой. Этика является неотъемлемой частью государственного управления. Обеспечение подотчетности и этики – сложная задача. В некоторых уровнях этика в управлении зависит от социальных, экономических, политических, культурных, правовых и исторических контекстов страны. Эти специфические факторы влияют на этику в государственных административных системах. Российское общество этическую составляющую воспринимает как незначительное дополнение к решению проблем государственной службы. Но стоит отметить, что именно определенные этические мероприятия государственного служащего могут стать основанием для эффективной антикоррупционной политики.
Основы профессиональной этики государственной службы как правило можно рассматривать на основе анализа трех следующих уровней [4, c.108]:
- национальный уровень государственной службы как публично-правового института и носителей определенной корпоративной культуры;
- уровень государственного органа, стиль работы которого нормализуется из совокупности устойчивых моделей ценностей и правовых норм, сложившихся традиций, опыта и современной ориентации;
- уровень личности государственного служащего, индивидуальная культура которого сочетает в себе сочетание профессиональных качеств и свойств, убеждений, знаний и навыков для выполнения своих должностных обязанностей.
Итак, качественный положительный результат деятельности государственного служащего возможен лишь при условии, что деятельность чиновника будет основываться на принципах справедливости и гуманности, которые, в свою очередь, направлены на эффективную реализацию защиты прав граждан, на законное использование вверенной власти и на удовлетворение социальных и нравственных ожиданий общества.
Отечественные научные деятели и практики многократно разрабатывали и пытались принять кодифицированные нормы этики государственных служащих [6, 7]. Таким образом, новизна этических механизмов для современной Российской Федерации, предполагает их осторожное и постепенное внедрение. Необходимо выделить приоритетные области реальных действий. В частности необходимо увеличить эффективность документов в борьбе с коррупцией.