В процессе обучения на студентов медицинского вуза оказывает существенное влияние совокупность социальных, интеллектуальных и психоэмоциональных факторов, обусловливающих необходимость адаптации к ним [1, 4]. Реактивность организма и психики человека в процессе адаптации к условиям среды тесно связана с его тревожностью [2, 3]. При этом, чем выше тревожность, тем выше реактивность и ответная реакция организма, что определяет подверженность психическим и поведенческим нарушениям и психосоматическим расстройствам. Особенно это характерно для специалистов, относящихся к категории «помогающих профессий», – медицинских и педагогических работников [2, 3].
Поэтому целью нашего исследования являлось определение структуры проявления личностной тревожности у студентов разного пола, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе на 1 и 4 курсах медицинского вуза.
Материал и методы исследования.
В исследовании приняли участие 306 студентов 1-го (200 человек) и 4-го (106 человек) курсов лечебного факультета СГМУ (из них 124 мужского и 182 представителя - женского пола), в том числе обучающихся на бюджетной и коммерческой основе (71 и 235 человек соответственно). Использован тест Спилбергера – Ю.Л. Ханина для оценки уровня личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности. Исследовалась ЛТ, как представляющая устойчивую характеристику личности. Математико-статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ Статистика-10, в частности методов описательной статистики и «Хи-квадрат» Пирсона. Выбор студентов, обучающихся на 1-ом курсе и 4-ом курсах обусловлен тем, чтобы исследовать адаптацию как процесс от начального этапа обучения к сформировавшейся к этому периоду приспособлению студентов.
Результаты и обсуждение. Распределение по уровню тревожности принявших участие в исследовании респондентов разного пола, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе на 1 и 4 курсах представлено в таблице 1.
Таблица 1
Распределение по уровню тревожности студентов разного пола на 1 и 4 курсах
Вид тревожности |
Категория респондентов |
Уровень тревожности |
1 курс |
4 курс |
Различия по «χ2» 1-4 курсов | ||
абс |
% |
абс |
% | ||||
ЛТ |
всего |
1 |
5 |
2,5 |
1 |
0,9 |
χ2=10,31 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=9,21 p=0.006 |
2 |
81 |
40,5 |
25 |
23,6 | |||
3 |
114 |
57,0 |
80 |
75,5 | |||
Итого |
200 |
100,0 |
106 |
100,0 | |||
М |
1 |
5 |
6,0 |
0 |
0 |
χ2=30,01 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=9,21 p=0.001 | |
2 |
53 |
63,9 |
8 |
19,5 | |||
3 |
25 |
30,1 |
33 |
80,5 | |||
Итого |
83 |
100,0 |
41 |
100,0 | |||
Ж |
1 |
0 |
0 |
1 |
1,5 |
χ2=1,81 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=6,00 p=0.41 | |
2 |
31 |
26,5 |
17 |
26,2 | |||
3 |
86 |
73,5 |
47 |
72,3 | |||
Итого |
117 |
100,0 |
65 |
100,0 | |||
Различия по «χ2» М-Ж |
χ2=40,54; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=9,21; p=0.001 |
χ2=1,32; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=6,00; p=0.52 |
|
Анализ полученных результатов показал, что доля студентов с высоким уровнем тревожности высока 57 %, а к 4 курсу она достоверно возрастает. Особенно эта тенденция к увеличению проявляется у мужчин. Тревожность женщин остается стабильно высокой достоверно превышая показатели мужчин с высоким уровнем тревожности на 1 курсе. Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на 1-ом и 4-ом курсе на бюджетной основе представлено в таблице 2
Таблица 2
Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на бюджетной основе
Вид тревожности |
Категория респондентов |
Уровень тревожности |
1 курс |
4 курс |
Различия по «χ2» 1-4 курсов | ||
бюджет | |||||||
абс |
% |
абс |
% | ||||
ЛТ |
всего |
1 |
4 |
10,0 |
0 |
0 |
χ2=5,54 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=6,00 p=0.06 |
2 |
10 |
25,0 |
4 |
12,9 | |||
3 |
26 |
65,0 |
27 |
87,1 | |||
Итого |
40 |
100,0 |
31 |
100,0 | |||
М |
1 |
4 |
28,6 |
0 |
0 |
χ2=22,34 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=9,21 p=0.001 | |
2 |
10 |
71,4 |
1 |
8,3 | |||
3 |
0 |
0 |
11 |
91,7 | |||
Итого |
14 |
100,0 |
12 |
100,0 | |||
Ж |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
χ2=0,54 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=6,00 p=1.00 | |
2 |
0 |
0 |
3 |
15,8 | |||
3 |
26 |
100,0 |
16 |
84,2 | |||
Итого |
26 |
100,0 |
19 |
100,0 | |||
Различия по «χ2» М-Ж |
χ2=11,55; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=9,21; p=0.004 |
χ2=0,06; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=6,00; p=1.00 |
|
Высокий уровень тревожности у студентов-бюджетников в целом с 1-ого по 4-ый курс проявляется преимущественно у женщин.
У мужчин отсутствие на 1 курсе респондентов с высоким уровнем ЛТ, и ростом к 4 курсу можно объяснить феноменом «преждевременной демобилизации». Поступление «на бюджет» представлялось как достижение цели, однако условия и сложность обучения потребовали выраженного психоэмоционального напряжения.
Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на коммерческой основе представлено в таблице 3
Таблица 3
Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на коммерческой основе
Вид тревожности |
Категория респондентов |
Уровень тревожности |
1 курс |
4 курс |
Различия по «χ2» 1-4 курсов | ||
коммерция | |||||||
абс |
% |
абс |
% | ||||
ЛТ |
всего |
1 |
3 |
1,9 |
1 |
1,4 |
χ2=5,95 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=6,00 p=0.052 |
2 |
72 |
44,7 |
21 |
28,4 | |||
3 |
86 |
53,4 |
52 |
70,3 | |||
Итого |
161 |
100,0 |
74 |
100,0 | |||
М |
1 |
2 |
2,9 |
0 |
0 |
χ2=11,68 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=9,21 p=0.003 | |
2 |
42 |
60,0 |
7 |
25,0 | |||
3 |
26 |
37,1 |
21 |
75,0 | |||
Итого |
70 |
100,0 |
28 |
100,0 | |||
Ж |
1 |
0 |
0 |
1 |
2,2 |
χ2=2,00 d.f.= 2 Кр. зн. χ20,01=6,00 p=0.37 | |
2 |
29 |
31,9 |
14 |
30,4 | |||
3 |
62 |
68,1 |
31 |
67,4 | |||
Итого |
91 |
100,0 |
46 |
100,0 | |||
Различия по «χ2» М-Ж |
χ2=16,65; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=9,21; p=0.001 |
χ2=0,93; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=6,00; p=0.63 |
‑ |
Высокий уровень тревожности сохраняется с 1-го по 4-ый курс, причём у мужчин он достоверно увеличивается к 4-му курсу, а у женщин он сохранялся стабильно высоким.
Заключение. Среди студентов медицинского вуза отмечается значительная распространенность лиц с высоким уровнем ЛТ с тенденцией к увеличению в процессе обучения. В процессе медико-социального сопровождения учебного процесса важно учитывать, что высокий уровень ЛТ является предрасполагающим фактором, оказывающим негативное влияние на физиологическую, психологическую и социальную адаптацию, физическое и психическое здоровье будущих специалистов. Наиболее уязвимой частью студентов, по влиянию высокой ЛТ, являются представители женского пола.