Структура и динамика проявления личностной тревожности у студентов-медиков разного пола, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе

Показано, что значительная часть студентов 1 курса медицинского вуза имеет высокий уровень личностной тревожности, их число увеличивается к 4-му курсу. Структура распределения высокого уровня личностной тревожности и ее динамика к 4-му курсу отличается у обучающихся на бюджетной и коммерческой основе.

Аннотация статьи
студенты
личностная тревожность
медицинский вуз
процесс обучения
Ключевые слова

В процессе обучения на студентов медицинского вуза оказывает существенное влияние совокупность социальных, интеллектуальных и психоэмоциональных факторов, обусловливающих необходимость адаптации к ним [1, 4]. Реактивность организма и психики человека в процессе адаптации к условиям среды тесно связана с его тревожностью [2, 3]. При этом, чем выше тревожность, тем выше реактивность и ответная реакция организма, что определяет подверженность психическим и поведенческим нарушениям и психосоматическим расстройствам. Особенно это характерно для специалистов, относящихся к категории «помогающих профессий», – медицинских и педагогических работников [2, 3].

Поэтому целью нашего исследования являлось определение структуры проявления личностной тревожности у студентов разного пола, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе на 1 и 4 курсах медицинского вуза.

Материал и методы исследования.

В исследовании приняли участие 306 студентов 1-го (200 человек) и 4-го (106 человек) курсов лечебного факультета СГМУ (из них 124 мужского и 182 представителя - женского пола), в том числе обучающихся на бюджетной и коммерческой основе (71 и 235 человек соответственно). Использован тест Спилбергера – Ю.Л. Ханина для оценки уровня личностной (ЛТ) и ситуативной (СТ) тревожности. Исследовалась ЛТ, как представляющая устойчивую характеристику личности. Математико-статистическая обработка проводилась с использованием пакета прикладных программ Статистика-10, в частности методов описательной статистики и «Хи-квадрат» Пирсона. Выбор студентов, обучающихся на 1-ом курсе и 4-ом курсах обусловлен тем, чтобы исследовать адаптацию как процесс от начального этапа обучения к сформировавшейся к этому периоду приспособлению студентов.

Результаты и обсуждение. Распределение по уровню тревожности принявших участие в исследовании респондентов разного пола, обучающихся на бюджетной и коммерческой основе на 1 и 4 курсах представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение по уровню тревожности студентов разного пола на 1 и 4 курсах

Вид тревожности

Категория респондентов

Уровень тревожности

1 курс

4 курс

Различия

по «χ2»

1-4 курсов

абс

%

абс

%

ЛТ

всего

1

5

2,5

1

0,9

χ2=10,31

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=9,21

p=0.006

2

81

40,5

25

23,6

3

114

57,0

80

75,5

Итого

200

100,0

106

100,0

М

1

5

6,0

0

0

χ2=30,01

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=9,21

p=0.001

2

53

63,9

8

19,5

3

25

30,1

33

80,5

Итого

83

100,0

41

100,0

Ж

1

0

0

1

1,5

χ2=1,81

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=6,00

p=0.41

2

31

26,5

17

26,2

3

86

73,5

47

72,3

Итого

117

100,0

65

100,0

Различия по «χ2» М-Ж

χ2=40,54; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=9,21; p=0.001

χ2=1,32; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=6,00; p=0.52

 

Анализ полученных результатов показал, что доля студентов с высоким уровнем тревожности высока 57 %, а к 4 курсу она достоверно возрастает. Особенно эта тенденция к увеличению проявляется у мужчин. Тревожность женщин остается стабильно высокой достоверно превышая показатели мужчин с высоким уровнем тревожности на 1 курсе. Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на 1-ом и 4-ом курсе на бюджетной основе представлено в таблице 2

Таблица 2

Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на бюджетной основе

Вид тревожности

Категория респондентов

Уровень тревожности

1 курс

4 курс

Различия

по «χ2»

1-4 курсов

бюджет

абс

%

абс

%

ЛТ

всего

1

4

10,0

0

0

χ2=5,54

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=6,00

p=0.06

2

10

25,0

4

12,9

3

26

65,0

27

87,1

Итого

40

100,0

31

100,0

М

1

4

28,6

0

0

χ2=22,34

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=9,21

p=0.001

2

10

71,4

1

8,3

3

0

0

11

91,7

Итого

14

100,0

12

100,0

Ж

1

0

0

0

0

χ2=0,54

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=6,00

p=1.00

2

0

0

3

15,8

3

26

100,0

16

84,2

Итого

26

100,0

19

100,0

Различия по «χ2» М-Ж

χ2=11,55; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=9,21; p=0.004

χ2=0,06; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=6,00; p=1.00

 

Высокий уровень тревожности у студентов-бюджетников в целом с 1-ого по 4-ый курс проявляется преимущественно у женщин.

У мужчин отсутствие на 1 курсе респондентов с высоким уровнем ЛТ, и ростом к 4 курсу можно объяснить феноменом «преждевременной демобилизации». Поступление «на бюджет» представлялось как достижение цели, однако условия и сложность обучения потребовали выраженного психоэмоционального напряжения.

Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на коммерческой основе представлено в таблице 3

Таблица 3

Распределение по уровню тревожности студентов разного пола, обучающихся на коммерческой основе

Вид тревожности

Категория респондентов

Уровень тревожности

1 курс

4 курс

Различия

по «χ2»

1-4 курсов

коммерция

абс

%

абс

%

ЛТ

всего

1

3

1,9

1

1,4

χ2=5,95

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=6,00

p=0.052

2

72

44,7

21

28,4

3

86

53,4

52

70,3

Итого

161

100,0

74

100,0

М

1

2

2,9

0

0

χ2=11,68

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=9,21

p=0.003

2

42

60,0

7

25,0

3

26

37,1

21

75,0

Итого

70

100,0

28

100,0

Ж

1

0

0

1

2,2

χ2=2,00

d.f.= 2

Кр. зн. χ20,01=6,00

p=0.37

2

29

31,9

14

30,4

3

62

68,1

31

67,4

Итого

91

100,0

46

100,0

Различия по «χ2» М-Ж

χ2=16,65; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=9,21; p=0.001

χ2=0,93; d.f.= 2; Кр. зн. χ20,01=6,00; p=0.63

Высокий уровень тревожности сохраняется с 1-го по 4-ый курс, причём у мужчин он достоверно увеличивается к 4-му курсу, а у женщин он сохранялся стабильно высоким.

Заключение. Среди студентов медицинского вуза отмечается значительная распространенность лиц с высоким уровнем ЛТ с тенденцией к увеличению в процессе обучения. В процессе медико-социального сопровождения учебного процесса важно учитывать, что высокий уровень ЛТ является предрасполагающим фактором, оказывающим негативное влияние на физиологическую, психологическую и социальную адаптацию, физическое и психическое здоровье будущих специалистов. Наиболее уязвимой частью студентов, по влиянию высокой ЛТ, являются представители женского пола.

Текст статьи
  1. Бердяева И.А., Войт Л.Н. Синдром эмоционального выгорания у врачей различных специальностей. Дальневосточный медицинский журнал. 2012; (2): 117-20.
  2. Власов В.В. Реакция организма на внешние воздействия / Иркутский университет. 1994. 344 с.
  3. Водопьянова Н.Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбГУ; 2000.
  4. Зволинская Е.Ю., Кимициди М.Г., Александров А.А., Серажим А.А. Результаты годичного профилактического вмешательства в отношении факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний у студентов первого курса Профилактическая медицина Медиа Сфера Т.: 20. №: 5 2017 С. 47-53. DOI: 10.17116/profmed201720547-53
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 2 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября