Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в сельской местности
научный журнал «Актуальные исследования» #3 (3), декабрь '19

Проблемы социального обслуживания пожилых граждан в сельской местности

В статье выявляются и анализируются проблемы, связанные с социальным обслуживанием пожилых граждан, проживающих в сельской местности. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства о социальном обслуживании данной категории граждан.

Аннотация статьи
социальное обслуживание
пожилые граждане
сельская местность
приемная семья
Ключевые слова

С возрастом неизбежно изменение социального статуса человека. Это вызвано прекращением или ограничением их трудовой деятельности, как следствие, изменение ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения. Возникновение трудностей в социально-бытовой среде, ухудшение здоровья и невозможность к самообслуживанию ставит пожилое население страны в зону риска.

В настоящее время актуальные проблемы правового регулирования социального обслуживания пожилых граждан изучаются достаточно широко, что находит отражение в формировании законодательной базы, реализации программ высшего и среднего профессионального образования, изменении и совершенствовании работы социальных учреждений.

Выработанная государством система мер по социальной поддержке граждан достаточно действенная. Однако, пожилые люди, проживающие в сельской местности, попадают в группу, требующую наиболее пристального внимания со стороны государства.

Отличительной чертой жизни сельского населения в России всегда был и остается низкий уровень социальной жизни, сложные условия труда и быта. Отсюда, как следствие, убывание трудоспособного сельского населения. Во многих районах исчерпан внутренний потенциал демографического воспроизводства и происходит значительный рост доли пожилых людей.

Люди пожилого возраста относятся к социально незащищенным слоям населения, которым присуще целая триада проблем: материальные трудности, одиночество, неудовлетворительное состояние здоровья.

Проблемы пожилых людей на селе особенно остры: это и удаленность от райцентров, следовательно, и от квалифицированной медицинской помощи, сложные бытовые условия (печное отопление, уличный туалет, приносная вода). Основная часть пожилых сельских жителей получает маленькие пенсии, что связанно с низкими заработными платами в сельскохозяйственной отрасли.

Следует отметить, что недостаточный уровень развития социальной инфраструктуры, изолированность и территориальная удаленность проживания от учреждений социального обслуживания, ограниченный доступ ко многим социальным услугам (медицинскому обслуживанию, образованию, психотерапевтической помощи, услугам в сфере культуры, досуга), несоответствие уровня развития современных информационно-коммуникативных технологий современным требованиям усложняет предоставление всего спектра социальных услуг.

Относительно низкий уровень жизни сельских жителей обуславливает низкий покупательский спрос на платные услуги социального обслуживания.

Законодательная база, как на федеральном уровне, так и на региональном, не затрагивает решения проблем, возникающих в процессе реализации социального обслуживания в сельских поселениях.

На сегодняшний день остро стоит проблема в отсутствии так называемых «социальных коек» на базе центральных районных больниц. Их создание решит ряд проблем, связанных с необходимостью временного размещения гражданина с целью медицинского осмотра и определения такого гражданина в учреждения стационарного обслуживания; отсутствием возможности у гражданина самостоятельно пройти медицинский осмотр, необходимый  для составления индивидуальной программы, а также появится возможность временного помещения гражданина при наличии в семье лиц с алкогольной или наркотической зависимостью, образ жизни которых ставит под угрозу жизнь и здоровье пожилого гражданина.

Согласно ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [1] получателем социальных услуг является гражданин. В случае, когда пожилая супружеская пара испытывает необходимость в социальной помощи, нуждающимися признаются оба гражданина в отдельности, и индивидуальная программа предоставления социальных услуг разрабатывается для каждого, соответственно, часть услуг оказывается идентичной, а потребности в получении двойной услуги нет.

Данная практика затрудняет реализацию комплексного плана действий по выводу семьи из ситуации социального неблагополучия, поскольку помощь оказывается не целенаправленно семье, как объекту социальной помощи, а гражданину в частности.

В то же время более оперативному и качественному решению проблемы могло бы способствовать выделение в Федеральном законе в виде объектов получения социальных услуг не только отдельных граждан, но и семей.

Решение проблем, возникающих при реализации права на социальное обеспечение у лиц пожилого возраста в сельской местности, необходимо осуществлять как на федеральном, так и региональном уровнях.

Преобладание среди жителей сельской местности одиноко проживающих пожилых людей, оставшихся без помощи и поддержки близких родственников, которые в большинстве случаев мигрировали в крупные города и населенные пункты, а также острая нехватка социальных работников приводит к невозможности исполнения конституционных гарантий со стороны государства в области социального обеспечения.

Альтернативным решением, на наш взгляд, будет «приемная семья» для граждан пожилого возраста, которая представляет собой дополнительную меру социальной поддержки пожилого гражданина с предоставлением ежемесячного вознаграждения приемной семье за осуществление ухода за гражданами пожилого возраста.

Подобная стационарнозамещающая технология уже введена в нескольких регионах. В частности, Кировская область с июля 2015 года активно внедряет практику приемной семьи для граждан пожилого возраста [2].

Нормы о приемной семье необходимо закрепить на федеральном уровне посредством внесения соответствующих дополнений в Федеральный закон № 442-ФЗ:

Под приемной семьей для пожилого гражданина следует понимать форму жизнеустройства такого гражданина, нуждающегося в социальном обслуживании и стороннем уходе.

Лица (далее подопечные), претендующие на устройство в приемную семью, должны являться одинокими или одиноко проживающими пожилыми гражданами (женщины старше 60 лет, мужчины старше 65 лет), которые в силу возраста, болезни, травмы нуждаются в постоянной или временной посторонней помощи.

Гражданин, изъявивший желание организовать приемную семью для пожилого человека (далее помощник), должен быть совершеннолетним, дееспособным гражданином в возрасте до 50 лет, не являться инвалидом I и II группы, ранее не судимым.

Организация деятельности приёмной семьи для граждан пожилого возраста должна являться частью социальной защиты населения и базироваться на принципах социального обслуживания, закрепленных в ст. 4 Федерального закона № 442-ФЗ.

В нормативном акте также необходимо указать, что организация приемной семьи не допускается между близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющих общих отца или мать) братьями и сестрами), между усыновленным и усыновителем. Также не допускается организация приемной семьи в случае, если гражданин, изъявивший желание взять в семью пожилого человека, либо члены его семьи, проживающие с ним совместно, страдают хроническим алкоголизмом, наркоманией, психическими заболеваниями, активными формами туберкулеза, иными тяжелыми заболеваниями, перечень которых должен быть также предусмотрен постановлением Правительства РФ.

Выявление и осуществление учета подопечных и помощников должны осуществляться региональными организациями социального обслуживания.

Отношения между помощником и подопечным должны строиться на основании договора по уходу за пожилым гражданином. Контроль над деятельностью приемной семьи по оказанию услуг по уходу за пожилым гражданином необходимо возложить на орган исполнительной власти субъекта, уполномоченного в сфере социальной защиты населения.

Поскольку приемная семья является, по сути, стационарнозамещающей технологией, то необходимо назначение ежемесячного денежного вознаграждения лицу, взявшему на себя обязательства по уходу за пожилым гражданином в рамках приемной семьи. Сумма вознаграждения должна быть не меньше прожиточного минимума трудоспособного гражданина, установленного исполнительной властью региона. Также в нормативно-правовом акте необходимо указать, что сумма средств, получаемая ежемесячно лицом, нуждающимся в постороннем уходе, в виде пенсий, пособий и других выплат, остающихся в личном распоряжении лица за вычетом средств, предназначенных для общих нужд приемной семьи, должна составлять не менее 25% от его ежемесячного дохода.

Дополнение Федерального закона № 442-ФЗ нормами о приемных семьях для граждан пожилого возраста позволит сократить очередность в стационарные учреждения, уменьшить количество затрат на содержание подобных учреждений и обеспечить долговременным уходом граждан пожилого возраста, нуждающихся в стороннем уходе.

Считаем, что с повсеместным внедрением данной стационарнозамещающей технологии очередь в стационарные учреждения (дома-интернаты, пансионаты для пожилых людей и т.д.) существенно сократится. Для государства это означает снижение затрат на содержание стационарных учреждений. Пожилые граждане благодаря «приемной семье» получат долговременный уход.

Текст статьи
  1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.10.2013 № 442-ФЗ // Российская газета. 2013. 30 декабря.
  2. О реализации стационарозамещающей технологии "Приемная семья для граждан пожилого возраста и инвалидов" в Кировской области [Электронный ресурс]: постановление правительства Кировской области от 03.07.2015 г.  №47/363 – режим доступа: http://www.consultant.ru.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 2 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня