Отношение студентов к использование тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний

Отношение студентов к использованию тестовых заданий в системе методов контроля и оценки знаний не однозначное. В ходе сплошного анонимного анкетирования 90 студентов юридического вуза исследовано отношения студентов к тестированию для определения направлений деятельности вуза по повышению эффективности учебного процесса. Показано, в ходе проведения занятий необходимо формировать у студентов ответственное отношение к повседневной учебной деятельности, которая представляет собой основу успешной подготовки не только к промежуточной аттестации, но и как будущего специалиста.

Аннотация статьи
контроль и оценка знаний
тестирование
процесс обучения
отношение студентов
Ключевые слова

Применение тестирования для проверки и контроля знаний студентов получило широкое распространение [3]. Это связано с его важными достоинствами – он позволяет экономить время, представляется объективным вариантом оценки знаний и позволяет от групповых форм занятий перейти к преимущественно индивидуальным [1, 2, 3].

Однако при этом, использование тестовых заданий вызывает противоположные мнения не только в среде студентов, но и преподавателей [2, 3].

Цель работы: исследовать отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса

Материал и методы исследования. Разработана анкета, для определения отношения студентов к тестированию.

Проведен опрос методом сплошного анонимного анкетирования 90 студентов 3 курса юридической академии, из них 24 мужчин и 66 женщин возрасте от 19-21 года.

Математико-статистический анализ проведен с применением пакета прикладных программ «Statistica-10»: методов вариационной статистики и критерия хи-квадрат.

Результаты исследования и их обсуждение. Оценки студентов, отражающие их отношение респондентов к тестированию, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Отношение студентов к тестированию в системе методов контроля и оценки знаний

Оценки отношения

Всего студентов (n=90)

Мужчины

(n=24)

Женщины

(n=66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Положительно

26

29,0

10

42,0

17

25,7

Нейтрально

37

41,0

6

25,0

32

48,5

Отрицательно

27

30,0

8

33,0

17

25,8

Из представленных данных видно, что респонденты обоих полов, приблизительно в равных долях распределились по отношению к тестированию. Около половины студентов оценили тестирование нейтрально, а противоположные мнения высказали по четверти респондентов.

Восприятие студентов объективности оценки уровня их знаний по результатам тестирования, представлено в таблице 2.

Таблица 2

Восприятие студентов объективности оценки уровня их знаний по результатам тестирования

Показатели восприятия

Всего студентов (n=90)

Мужчины

(n=24)

Женщины

(n=66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Полностью соответствует

4

4,4

2

8,3

2

3,0

Скорее соответствует

32

35,6

6

25,0

25

37,9

Когда как

42

46,6

13

54,2

28

42,4

Скорее не соответствует

6

6,7

1

4,2

6

9,1

Не соответствует

6

6,7

2

8,3

5

7,6

Около половины студентов полагают, что оценка, полученная в ходе тестирования, в значительной степени зависит от случайных факторов, а не от уровня реальных знаний.

По мнению респондентов о способе наиболее объективной оценки их знаний в ходе промежуточной аттестации, ответы распределились как это представлено в таблице 3.

Таблица 3

Мнение студентов о способе наиболее объективной оценки их знаний в ходе промежуточной аттестации

Варианты мнений студентов

Всего студентов (n=90)

Мужчины

(n=24)

Женщины

(n=66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Только по результатам теста

1

1,0

0

0,0

1

1,0

Только по результатам устного экзамена

33

37,0

13

54,2

20

30,3

На основании результата теста и устного ответа

37

41,0

9

37,5

28

42,4

По результатам текущей успеваемости

19

21,0

2

8,3

17

25,7

Большинство студентов полагает, что объективная оценка их знаний может быть получена только в комплексе испытаний, который включает тестирование и устный опрос. При этом, следует отметить, что такой важный фактор, как средняя оценка за семестр, с помощью которой формируется рейтинг, отметил только каждый пятый респондент. Это может свидетельствовать о недооценке значения повседневных учебных занятий со стороны студентов.

Состояния, характеризующие степень психоэмоционального напряжения студентов, в процессе тестирования, представлены в таблице 4.

Таблица 4

Психоэмоциональные состояния студентов при выполнении тестовых заданий

Состояния

Всего студентов (n=90)

Мужчины

(n=24)

Женщины

(n=66)

Абс.

%

Абс.

%

Абс.

%

Паника

0

0

0

0

0

0

Выраженное беспокойство

9

10,0

4

16,7

5

7,6

Беспокойство

9

10,0

3

12,5

6

9,1

Сосредоточенность

34

37,8

5

20,8

29

43,9

Спокойствие

38

42,2

12

50,0

26

39,4

Безразличие

0

0

0

0

0

0

Преобладали состояния «сосредоточенность» и «спокойствие», при этом состояния «выраженное беспокойство» и «беспокойство» проявлялось больше у мужчин, чем у женщин.

Заключение. Таким образом половина студентов оценивают применение тестов для проверки и контроля знаний нейтрально, а остальные поровну придерживаются противоположных мнений.

Студенты недооценивают роль текущих оценок в формировании рейтинга и обобщенной оценки их знаний.

В процессе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации и предстоящей профессиональной деятельности.

Текст статьи
  1. Аванесов В.С. Современные методы обучения и контроля знаний. Владивосток: Дальрыбвтуз, 1999. – 125 с.
  2. Айнштейн В.Г., Гольцова И.Г. Об адекватности экзаменационных оценок//Высшее образование в России. №3, 1993. С. 40-42. 
  3. О компьютерной технологии оценки качества знаний / Куклин В.Ж., Мешалкин В.И., Наводнов В.Г., Савельев Б.А. //Высшее образование в России. № 3, 1993. С. 146-153.
Список литературы