Применение тестирования для проверки и контроля знаний студентов получило широкое распространение [3]. Это связано с его важными достоинствами – он позволяет экономить время, представляется объективным вариантом оценки знаний и позволяет от групповых форм занятий перейти к преимущественно индивидуальным [1, 2, 3].
Однако при этом, использование тестовых заданий вызывает противоположные мнения не только в среде студентов, но и преподавателей [2, 3].
Цель работы: исследовать отношения студентов к тестированию в системе контроля и оценки их знаний для определения направлений работы по повышению эффективности учебного процесса
Материал и методы исследования. Разработана анкета, для определения отношения студентов к тестированию.
Проведен опрос методом сплошного анонимного анкетирования 90 студентов 3 курса юридической академии, из них 24 мужчин и 66 женщин возрасте от 19-21 года.
Математико-статистический анализ проведен с применением пакета прикладных программ «Statistica-10»: методов вариационной статистики и критерия хи-квадрат.
Результаты исследования и их обсуждение. Оценки студентов, отражающие их отношение респондентов к тестированию, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Отношение студентов к тестированию в системе методов контроля и оценки знаний
Оценки отношения |
Всего студентов (n=90) |
Мужчины (n=24) |
Женщины (n=66) | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Положительно |
26 |
29,0 |
10 |
42,0 |
17 |
25,7 |
Нейтрально |
37 |
41,0 |
6 |
25,0 |
32 |
48,5 |
Отрицательно |
27 |
30,0 |
8 |
33,0 |
17 |
25,8 |
Из представленных данных видно, что респонденты обоих полов, приблизительно в равных долях распределились по отношению к тестированию. Около половины студентов оценили тестирование нейтрально, а противоположные мнения высказали по четверти респондентов.
Восприятие студентов объективности оценки уровня их знаний по результатам тестирования, представлено в таблице 2.
Таблица 2
Восприятие студентов объективности оценки уровня их знаний по результатам тестирования
Показатели восприятия |
Всего студентов (n=90) |
Мужчины (n=24) |
Женщины (n=66) | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Полностью соответствует |
4 |
4,4 |
2 |
8,3 |
2 |
3,0 |
Скорее соответствует |
32 |
35,6 |
6 |
25,0 |
25 |
37,9 |
Когда как |
42 |
46,6 |
13 |
54,2 |
28 |
42,4 |
Скорее не соответствует |
6 |
6,7 |
1 |
4,2 |
6 |
9,1 |
Не соответствует |
6 |
6,7 |
2 |
8,3 |
5 |
7,6 |
Около половины студентов полагают, что оценка, полученная в ходе тестирования, в значительной степени зависит от случайных факторов, а не от уровня реальных знаний.
По мнению респондентов о способе наиболее объективной оценки их знаний в ходе промежуточной аттестации, ответы распределились как это представлено в таблице 3.
Таблица 3
Мнение студентов о способе наиболее объективной оценки их знаний в ходе промежуточной аттестации
Варианты мнений студентов |
Всего студентов (n=90) |
Мужчины (n=24) |
Женщины (n=66) | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Только по результатам теста |
1 |
1,0 |
0 |
0,0 |
1 |
1,0 |
Только по результатам устного экзамена |
33 |
37,0 |
13 |
54,2 |
20 |
30,3 |
На основании результата теста и устного ответа |
37 |
41,0 |
9 |
37,5 |
28 |
42,4 |
По результатам текущей успеваемости |
19 |
21,0 |
2 |
8,3 |
17 |
25,7 |
Большинство студентов полагает, что объективная оценка их знаний может быть получена только в комплексе испытаний, который включает тестирование и устный опрос. При этом, следует отметить, что такой важный фактор, как средняя оценка за семестр, с помощью которой формируется рейтинг, отметил только каждый пятый респондент. Это может свидетельствовать о недооценке значения повседневных учебных занятий со стороны студентов.
Состояния, характеризующие степень психоэмоционального напряжения студентов, в процессе тестирования, представлены в таблице 4.
Таблица 4
Психоэмоциональные состояния студентов при выполнении тестовых заданий
Состояния |
Всего студентов (n=90) |
Мужчины (n=24) |
Женщины (n=66) | |||
Абс. |
% |
Абс. |
% |
Абс. |
% | |
Паника |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Выраженное беспокойство |
9 |
10,0 |
4 |
16,7 |
5 |
7,6 |
Беспокойство |
9 |
10,0 |
3 |
12,5 |
6 |
9,1 |
Сосредоточенность |
34 |
37,8 |
5 |
20,8 |
29 |
43,9 |
Спокойствие |
38 |
42,2 |
12 |
50,0 |
26 |
39,4 |
Безразличие |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Преобладали состояния «сосредоточенность» и «спокойствие», при этом состояния «выраженное беспокойство» и «беспокойство» проявлялось больше у мужчин, чем у женщин.
Заключение. Таким образом половина студентов оценивают применение тестов для проверки и контроля знаний нейтрально, а остальные поровну придерживаются противоположных мнений.
Студенты недооценивают роль текущих оценок в формировании рейтинга и обобщенной оценки их знаний.
В процессе проведения занятий следует формировать у студентов более ответственное отношение к повседневной учебной деятельности как основе успешной подготовки к промежуточной аттестации и предстоящей профессиональной деятельности.