научный журнал «Актуальные исследования» #23 (50), июнь '21

Формирование экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности

Статья посвящена исследованию процесса формирования экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности.

Аннотация статьи
формирование
экология
младшие школьники
знания
экологические проблемы
Ключевые слова

Современное состояние окружающей среды, сохранение природных ресурсов, глобальные экологические проблемы вызывают беспокойство каждого из нас. Вследствие чего приобретает актуальность разработка методов и средств формирования ценностного отношения к природе [3].

Экологические знания считаются главным составляющим экологического сознания. В них входит необходимость установления динамического баланса среди природных и общественных систем, понимание ограниченности природы, кроме того, понимание причин экологического кризиса и его глобального характера и необходимость глобальной стратегии общественного формирования как предпосылки сохранения жизни.

Проведенное исследование было нацелено на разработку комплекса экологических занятий для младших школьников. Оценка эффективности разработанного комплекса занятий в формировании экологических знаний младших школьников проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 7» г. Оренбурга. В исследовании участвовали учащиеся 3 А класса. Выборка составила 33 человека.

Перед проведением занятий учащимся был предложен тест на выявление исходного уровня экологических знаний, разработанный на основе методик Моисеевой Л. В. и Полещук Ю. А.

Уровень сформированности экологических знаний младших школьников оценивался в баллах, индивидуально для каждого участника исследования. Нами было выделено три уровня сформированности экологических знаний – высокий, средний, низкий, характеризующиеся определенным количеством баллов. Характеристика каждого уровня представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика уровней сформированности экологических знаний

Уровень сформированности экологических знаний

Количество баллов

Характеристика

Высокий уровень

19 - 24

баллов

Характеризуется осведомленностью о закономерных связях в природе. У детей сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знают и выполняют нормы и правила поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо.

Средний уровень

12 - 18

баллов

У учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязях организмов в природе, недостаточно развиты потребности приобрести экологические знания. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе.

 

Низкий уровень

1 - 11 баллов

Характеризует отсутствие знаний или наличие узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Учащиеся не знают экологические взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу, когда решают экологические проблемы, не знают правил и норм поведения в природе.

Уровни сформированности экологических знаний представлены в табл. 2.

Таблица 2

Уровни сформированности экологических знаний

Уровень

Количество учащихся

%

Низкий

17

51,5

Средний

10

30,3

Высокий

6

18,2

Из данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что в группе 17 обучающихся (51,5%) показали низкий уровень сформированности экологических знаний, средний уровень имеет 10 человек (30,3%), чуть меньше детей с высоким уровнем – 6, что соответствует 18,2%.

Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что в классе преобладает низкий уровень сформированности экологических знаний. 

Полученные результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость проведения формирующего эксперимента с целью повышения уровня сформированности экологических знаний младших школьников.

Для повышения уровня экологических знаний младших школьников нами был разработан комплекс занятий, которые проводились во внеурочное время 1 раз в неделю. В разработанный нами комплекс занятий были включены познавательные игры и творческие задания на экологические темы [4].

Занятие «Цапля ест лягушку, а кто ест цаплю?» проводилось после изучения основных групп живых организмов на предмете окружающий мир.

Занятие «Найди экологические ошибки» можно проводить несколько раз за учебный год в любое время.

Занятие «Правила поведения в лесу» проводится после изучения темы «Природа в опасности».

Занятия «Утилизируй грамотно!» и «Батарейка» проводятся после изучения темы «Экологическая безопасность».

Занятие «Определение качества воды» проводится после прохождения темы «Природа и наша безопасность».

После проведения формирующего эксперимента был проведен диагностический срез у младших школьников в экспериментальной группе. Контрольный срез проводился аналогично методике констатирующего эксперимента.

В процессе анализа результатов контрольного среза использовали те же критерии и показатели уровней сформированности экологических знаний у младших школьников, выделенные ранее. Результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Сформированность экологических знаний (экспериментальная группа)

Уровень

До эксперимента

После эксперимента

Количество

учащихся

%

Количество

учащихся

%

Низкий

17

51,5

7

21,2

Средний

10

30,3

11

33,3

Высокий

6

18,2

15

45,5

После проведения формирующего эксперимента наблюдается увеличение количества учеников с высоким уровнем экологических знаний от 18,2 % (констатирующий этап) до 45,5 % (формирующий этап). Количество учащихся с низким уровнем экологических знаний снижается от 51,5% (констатирующий этап) до 21,2 % (формирующий этап).

Результаты исследования доказывают эффективность разработанного комплекса занятий для формирования экологических знаний младших школьников.

Текст статьи
  1. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М.: 2009. – С. 161.
  2. Моисеева, Л.В. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у школьников [Текст] / Л.В. Моисеева, И.Р. Кастунов // Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. Центр «Уникум». - Екатеринбург, 2008. – С. 148.
  3. Плешаков, А.А. Окружающий мир. 3 класс [Текст]: учебник для общеобразовательных организаций: в двух частях / А. А. Плешаков. - 10-е изд., перераб. - Москва: Просвещение, 2019. - 26 см. - (Школа России). Ч. 1. - 2019. – С. 159.
  4. Симонова, Л.П. Задания по экологии для младших школьников. [Текст] / Л.П. Симонова //Начальная школа, 2006. - №2.  С. 8-9.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 3 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября