Современное состояние окружающей среды, сохранение природных ресурсов, глобальные экологические проблемы вызывают беспокойство каждого из нас. Вследствие чего приобретает актуальность разработка методов и средств формирования ценностного отношения к природе [3].
Экологические знания считаются главным составляющим экологического сознания. В них входит необходимость установления динамического баланса среди природных и общественных систем, понимание ограниченности природы, кроме того, понимание причин экологического кризиса и его глобального характера и необходимость глобальной стратегии общественного формирования как предпосылки сохранения жизни.
Проведенное исследование было нацелено на разработку комплекса экологических занятий для младших школьников. Оценка эффективности разработанного комплекса занятий в формировании экологических знаний младших школьников проводилось на базе МАОУ «Гимназия № 7» г. Оренбурга. В исследовании участвовали учащиеся 3 А класса. Выборка составила 33 человека.
Перед проведением занятий учащимся был предложен тест на выявление исходного уровня экологических знаний, разработанный на основе методик Моисеевой Л. В. и Полещук Ю. А.
Уровень сформированности экологических знаний младших школьников оценивался в баллах, индивидуально для каждого участника исследования. Нами было выделено три уровня сформированности экологических знаний – высокий, средний, низкий, характеризующиеся определенным количеством баллов. Характеристика каждого уровня представлена в табл. 1.
Таблица 1
Характеристика уровней сформированности экологических знаний
Уровень сформированности экологических знаний |
Количество баллов |
Характеристика |
---|---|---|
Высокий уровень |
19 - 24 баллов |
Характеризуется осведомленностью о закономерных связях в природе. У детей сформированы прочные знания о единстве природы, взаимосвязей и взаимозависимостей организмов в природе, высоко развиты потребности в природе, в приобретении экологических знаний. Общение с представителями животного и растительного мира вызвано заботой о них. Знают и выполняют нормы и правила поведения в природе. Экологические знания и элементы экологической культуры сформированы достаточно хорошо. |
Средний уровень |
12 - 18 баллов |
У учащихся недостаточно сформированы знания о единстве природы, экологических взаимосвязях организмов в природе, недостаточно развиты потребности приобрести экологические знания. Дети не в полном объеме знают и выполняют правила поведения в природе.
|
Низкий уровень |
1 - 11 баллов |
Характеризует отсутствие знаний или наличие узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Учащиеся не знают экологические взаимосвязи и взаимозависимости организмов в природе. Дети не контролируют свое поведение, поступки в природе. Учащиеся не проявляют инициативу, когда решают экологические проблемы, не знают правил и норм поведения в природе. |
Уровни сформированности экологических знаний представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровни сформированности экологических знаний
Уровень |
Количество учащихся |
% |
---|---|---|
Низкий |
17 |
51,5 |
Средний |
10 |
30,3 |
Высокий |
6 |
18,2 |
Из данных, приведенных в таблице 2, можно сделать вывод, что в группе 17 обучающихся (51,5%) показали низкий уровень сформированности экологических знаний, средний уровень имеет 10 человек (30,3%), чуть меньше детей с высоким уровнем – 6, что соответствует 18,2%.
Таким образом, констатирующий эксперимент показал, что в классе преобладает низкий уровень сформированности экологических знаний.
Полученные результаты констатирующего эксперимента доказывают необходимость проведения формирующего эксперимента с целью повышения уровня сформированности экологических знаний младших школьников.
Для повышения уровня экологических знаний младших школьников нами был разработан комплекс занятий, которые проводились во внеурочное время 1 раз в неделю. В разработанный нами комплекс занятий были включены познавательные игры и творческие задания на экологические темы [4].
Занятие «Цапля ест лягушку, а кто ест цаплю?» проводилось после изучения основных групп живых организмов на предмете окружающий мир.
Занятие «Найди экологические ошибки» можно проводить несколько раз за учебный год в любое время.
Занятие «Правила поведения в лесу» проводится после изучения темы «Природа в опасности».
Занятия «Утилизируй грамотно!» и «Батарейка» проводятся после изучения темы «Экологическая безопасность».
Занятие «Определение качества воды» проводится после прохождения темы «Природа и наша безопасность».
После проведения формирующего эксперимента был проведен диагностический срез у младших школьников в экспериментальной группе. Контрольный срез проводился аналогично методике констатирующего эксперимента.
В процессе анализа результатов контрольного среза использовали те же критерии и показатели уровней сформированности экологических знаний у младших школьников, выделенные ранее. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Сформированность экологических знаний (экспериментальная группа)
Уровень |
До эксперимента |
После эксперимента | ||
Количество учащихся |
% |
Количество учащихся |
% | |
Низкий |
17 |
51,5 |
7 |
21,2 |
Средний |
10 |
30,3 |
11 |
33,3 |
Высокий |
6 |
18,2 |
15 |
45,5 |
После проведения формирующего эксперимента наблюдается увеличение количества учеников с высоким уровнем экологических знаний от 18,2 % (констатирующий этап) до 45,5 % (формирующий этап). Количество учащихся с низким уровнем экологических знаний снижается от 51,5% (констатирующий этап) до 21,2 % (формирующий этап).
Результаты исследования доказывают эффективность разработанного комплекса занятий для формирования экологических знаний младших школьников.