Автор(-ы):
Шерстюков Олег Сергеевич
Секция
Технические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматривается значение автоматизированных информационных систем для инфраструктуры железнодорожного транспорта в общем процессе технической эксплуатации устройств и систем. Определены задачи для реализации проекта внедрения информационной системы КАС АНТ в пределах любой железной дороги, а также преимущества при её эксплуатации.
Текст статьи
На протяжении последних лет в ОАО «Российские Железные Дороги» активно разрабатываются и внедряются в различные технологические процессы автоматизированные информационные системы, например, предназначенные для реализации технической эксплуатации инфраструктуры железнодорожного транспорта. В таких системах регистрируется и осуществляется оперативный обмен различной информацией о самой инфраструктуре, различных аспектах её функционирования и технической эксплуатации. Применение информационных ресурсов в различных технологических процессах настолько обширный, что можно говорить о феномене «цифровой трансформации железной дороги» [1].
В настоящее время на инфраструктуре железнодорожного транспорта широкое применение получили следующие информационные системы: АСУ‑Ш-2, СТДМ, ЕК АСУИ, КАСАНТ, КАСАТ, АС КМО, КЗ УО-ЖАТС, КЗ АЛСН, АС АНПШ.
В связи с тем, что на техническую эксплуатацию инфраструктурного комплекса железных дорог России уходят значительные средства, задача рационализации связанных с ней расходов является особенно актуальной. В настоящее время ОАО «РЖД» рассматривается возможность адресного распределения ресурсов и оптимизация затрат по различным критериям [2]. Современные системы технической диагностики и мониторинга, вместе с автоматизированными информационными системами, выполняют в этом процессе одну из главных ролей.
Основной целью создания комплексной автоматизированной системы учёта, контроля устранения отказов технических средств и анализа их надёжности (КАС АНТ) является внедрение автоматизированных технологий поддержки процессов эффективного мониторинга надёжности технических средств и усиление контроля качества продукции, поступающей для ОАО «РЖД». Принципиально новый подход к обеспечению надёжности технических средств заключается в построении системы предупреждения рисков и выявлении объектов низкой надёжности. Система КАС АНТ базируется на глубоком и постоянном анализе состояния технических средств и объективной информации [3].
Для реализации проекта внедрения КАС АНТ в пределах любой железной дороги необходимо решение следующих основных задач:
Система сбора данных по отказам позволяет минимизировать возможность сокрытия или искажения информации, так как система КАС АНТ базируется на данных отраслевых автоматизированных систем, которые обеспечивают автоматизированный сбор и классификацию данных о случаях отказов технических средств. Для интеграции с отраслевыми системами, в системе КАС АНТ предусматривается использование единой нормативно-справочной информации (ЕНСИ), а также взаимосвязь с базами данных смежных АСУ, паспортными и эксплуатационными данными хозяйств железнодорожного транспорта, с задачами безопасности движения.
Функциональная структура информационного пространства КАС АНТ, представленная на рисунке, состоит из следующих блоков [4]:
Рис. Функциональная структура системы КАС АНТ
База данных отказов предназначена для сбора и хранения данных о случаях отказов технических средств. Информация в КАС АНТ поступает автоматически из систем мониторинга и контроля технических средств, баз данных АСУ хозяйств или посредством ручного ввода пользователями системы.
База данных отказов КАС АНТ обеспечивает единую структуру хранения информации по отказам, основанную на использовании единой системы классификации. Система классификации должна содержать основные группы:
В настоящее время система КАС АНТ оперативно формирует различные статистические и аналитические отчёты по запросам пользователей различных категорий. Предусматриваются две основные категории пользователей системы:
Система КАС АНТ, кроме статистических данных, даёт возможность получения пользователем аналитических отчётов:
Агрегированные данные накапливаются в базе данных отказов, т.е. ведётся архив.
Информационная система КАС АНТ базируется на единой нормативной справочной системе (ЕНСИ) и одновременно использует в своей работе данные об отказах технических средств, которые формируются в смежных автономных АСУ (ГИД Урал, АСУ хозяйств), использующих в своей работе собственные классификаторы и справочники. Рассогласование понятий, классификаторов и справочников между информационными системами (ИС) вероятно возможно, т.к. не все информационные системы, функционирующие в АСУ РЖД, используют автоматизированную систему ведения ЕНСИ. В этом случае на дороге необходимо прописывать технологию ведения ЕНСИ на уровне ИТ-службы.
КАС АНТ первая система, поставившая своей целью провести чёткое разграничение между понятиями, применяемыми при квалификации неисправностей, отказов, браков технических средств.
Система КАС АНТ даёт реальную оценку состояния инфраструктуры объектов железной дороги и позволяет свести к минимуму влияние человеческого фактора, пресечь попытки сглаживания положения в «неблагополучных» хозяйствах за счёт отнесения вины на другие хозяйства.
Список литературы
Поделиться
Шерстюков О. С. Автоматизированная система учёта, контроля устранения отказов устройств и анализа их надёжности // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 42-46. URL: https://apni.ru/article/2543-avtomatizirovannaya-sistema-uchyota-kontrolya