Введение. В условиях современной пандемии становится актуальным соблюдение принципов здорового образа жизни. Поэтому для всех, кто занимается процессом обучения и воспитания подрастающего поколения, необходимо придерживаться правил здорового образа жизни, и эти правила прививать обучающимся. Учебно-воспитательный процесс целесообразно планировать исходя из составляющих здорового образа жизни, потому что понятие «здоровье» понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального состояния организма с высоким уровнем адаптации к внешней среде. Это можно рассматривать как наиважнейший фактор, определяющий успешность процесса обучения. В связи с этим снижение уровня здоровья приводит к трудностям в освоении материала по обучаемым дисциплинам. Еще К.Д.Ушинский писал, что конкретные практические рекомендации педагогам должны «выводиться из обширного и глубокого знания анатомии, физиологии и патологии», т.е. законы обучения и воспитания должны базироваться на физиологических закономерностях развития организма человека.
Целью исследования явилось обязательный и постоянный контроль за состоянием здоровья студентов, предполагающий оценку функционального состояния организма студентов в динамике учебного года и всех лет обучения в вузе.
Методика и организация исследования.
В Казанского ГАУ на кафедре «Физическое воспитание» разработан и применяется комплексный подход к здоровью студентов на основе медико-биологического обследования и анализа их функционального состояния. Такой подход предполагает оценивать функциональное состояние и резервные возможности организма студентов по комплексу показателей кардиореспираторной системы. В этом случае осуществляется одновременная регистрация синхронно фиксируемых и сопоставимых составляющих кардиореспираторной системы, принимающих активное участие в вегетативном обеспечении двигательной деятельности [1, 2, 4]. Обследуемыми были студенты 1-3 курсов, составившие группы занимающихся видами спорта на выносливость и другими видами спорта (ациклическими).
Результаты исследования и их обсуждения. При сдаче норм ГТО и нормативов по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» необходимо, чтобы организм студента в достаточной степени был выносливый. А это значит, чтобы был в достаточной степени обеспечен кислородом. Эту функцию в организме выполняет кардиореспираторная система, включающая внешнее дыхание, кровообращение и газообмен. Поэтому одним из путей успешной сдачи нормативов является расширение функциональных возможностей кардиореспираторной системы [2, 4]. Существует несколько вариантов, связанных с увеличением возможностей по обеспечению организма кислородом. Одним из них является внешнее дыхание [3, 5]. Наибольшие величины легочной вентиляции были зафиксированы в группах студентов, занимающихся ациклическими видами спорта. Этот механизм, связан с увеличением внешнего дыхания во время выполнения нагрузки повышающейся мощности на велоэргометр, и он является доминирующим. При этом физическая работоспособность в этих группах студентов обеспечивается значительным напряжением кардиореспираторной системы. Увеличение в достижении максимальных величин легочной вентиляции у них происходит за счет роста частоты дыхания. Данный факт объясним с точки зрения направленности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при занятиях ациклическими видами спорта необходимо ориентироваться на развитие потенциала системы дыхания. Полученные результаты легочной вентиляции не являются критерием достаточно высокого уровня тренированности, так как возрастает кислородная и энергетическая стоимость дыхания. В этих условиях адаптация к физическим нагрузкам лучше всего реализуется путем активации и повышения эффективности системы транспорта и утилизации кислорода. Об этом свидетельствуют достоверно большие величины индекса кровообращения и сердечного индекса в группе студентов, занимающихся видами спорта на выносливость. Кроме того, в группе взрослых спортсменов в возрасте 22-35 лет при одинаковом потреблении кислорода во время выполнения ими нагрузки повышающейся мощности возрастают величины КИО2. Следовательно, к наиболее совершенным механизмам по обеспечению организма кислородом следует отнести увеличение показателей МОК и КИО2 [5]. Для того, чтобы наблюдался рост этих величин необходимо развивать возможности сердечно-сосудистой системы и органов газообмена. С этой целью целесообразно в учебно-тренировочном процессе использовать метод интервальной тренировки, суть которого состоит в пробегании отрезков дистанции от 400 до 1000 м с определенными интервалами отдыха. Работа ведется на пульсе 180 уд/мин, а во время пауз отдыха необходимо, чтобы пульс снижался до 120 уд/мин. В этом случае мы стремимся развивать функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, повышая скоростную выносливость и добиваясь высоких спортивных результатов в видах спорта на выносливость, а также наблюдается рост физической работоспособности, предотвращая утомление. Другой путь, развития функциональных возможностей деятельности сердца и газотранспортной функции, ориентирован на отбор, занимающихся спортом, в определенные виды. Поэтому необходимо разработать и внедрить в учебно-тренировочный процесс способы тестирующих нагрузок, при помощи которых можно вести целенаправленный отбор в виды спорта, связанные с ростом функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и показателей газообменной функции.
Заключение. Для этого нами был предложен коэффициент комплексной оценки, представляющий собой отношение показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем [1]. Данный коэффициент показал наличие больших функциональных резервов в группах студентов, занимающихся видами спорта на выносливость, и взрослых спортсменов в возрасте 22-35 лет, а также замещение функций в организме студентов, занимающихся ациклическими видами спорта при выполнении ими нагрузок мощностью от 100 до 200 Вт. Значительное снижение коэффициента комплексной оценки по обеспечению организма кислородом в этой группе студентов при выполнении ими велоэргометрической нагрузки мощностью в 200 Вт отражает большую “физиологическую цену” по обеспечению доставки кислорода к работающим скелетным мышцам и свидетельствует о ведущей роли дыхания в кислородном обеспечении организма студентов. Это проявилось с первой ступени нагрузки, т.е. с нагрузки мощностью 50 Вт. Следовательно, даже небольшие по мощности нагрузки могут выявить по предлагаемому показателю различия между студентами, занимающих различными видами спорта, и спортсменами. Данный коэффициент может быть использован при отборе в различные виды спорта.