Главная
Конференции
Мировые тенденции развития науки, образования, технологий
Время жить и действовать по принципам здорового образа жизни

Время жить и действовать по принципам здорового образа жизни

Секция

Физическая культура и спорт

Ключевые слова

здоровый образ жизни
здоровье
функциональное состояние
сердечно-сосудистая система
газообмен

Аннотация статьи

Целью исследования явилось обязательный и постоянный контроль за состоянием здоровья студентов, предполагающий оценку функционального состояния организма студентов в динамике учебного года и всех лет обучения в вузе. Нами был предложен коэффициент комплексной оценки, представляющий собой отношение показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Данный коэффициент показал наличие больших функциональных резервов в группах студентов, занимающихся видами спорта на выносливость.

Текст статьи

Введение. В условиях современной пандемии становится актуальным соблюдение принципов здорового образа жизни. Поэтому для всех, кто занимается процессом обучения и воспитания подрастающего поколения, необходимо придерживаться правил здорового образа жизни, и эти правила прививать обучающимся. Учебно-воспитательный процесс целесообразно планировать исходя из составляющих здорового образа жизни, потому что понятие «здоровье» понимается как интегральная характеристика физиологического, психического и функционального состояния организма с высоким уровнем адаптации к внешней среде. Это можно рассматривать как наиважнейший фактор, определяющий успешность процесса обучения. В связи с этим снижение уровня здоровья приводит к трудностям в освоении материала по обучаемым дисциплинам. Еще К.Д.Ушинский писал, что конкретные практические рекомендации педагогам должны «выводиться из обширного и глубокого знания анатомии, физиологии и патологии», т.е. законы обучения и воспитания должны базироваться на физиологических закономерностях развития организма человека.

Целью исследования явилось обязательный и постоянный контроль за состоянием здоровья студентов, предполагающий оценку функционального состояния организма студентов в динамике учебного года и всех лет обучения в вузе.

Методика и организация исследования.

В Казанского ГАУ на кафедре «Физическое воспитание» разработан и применяется комплексный подход к здоровью студентов на основе медико-биологического обследования и анализа их функционального состояния. Такой подход предполагает оценивать функциональное состояние и резервные возможности организма студентов по комплексу показателей кардиореспираторной системы. В этом случае осуществляется одновременная регистрация синхронно фиксируемых и сопоставимых составляющих кардиореспираторной системы, принимающих активное участие в вегетативном обеспечении двигательной деятельности [1, 2, 4]. Обследуемыми были студенты 1-3 курсов, составившие группы занимающихся видами спорта на выносливость и другими видами спорта (ациклическими).

Результаты исследования и их обсуждения. При сдаче норм ГТО и нормативов по дисциплине «Элективные курсы по физической культуре и спорту» необходимо, чтобы организм студента в достаточной степени был выносливый. А это значит, чтобы был в достаточной степени обеспечен кислородом. Эту функцию в организме выполняет кардиореспираторная система, включающая внешнее дыхание, кровообращение и газообмен. Поэтому одним из путей успешной сдачи нормативов является расширение функциональных возможностей кардиореспираторной системы [2, 4]. Существует несколько вариантов, связанных с увеличением возможностей по обеспечению организма кислородом. Одним из них является внешнее дыхание [3, 5]. Наибольшие величины легочной вентиляции были зафиксированы в группах студентов, занимающихся ациклическими видами спорта. Этот механизм, связан с увеличением внешнего дыхания во время выполнения нагрузки повышающейся мощности на велоэргометр, и он является доминирующим. При этом физическая работоспособность в этих группах студентов обеспечивается значительным напряжением кардиореспираторной системы. Увеличение в достижении максимальных величин легочной вентиляции у них происходит за счет роста частоты дыхания. Данный факт объясним с точки зрения направленности учебно-тренировочного процесса. Поэтому при занятиях ациклическими видами спорта необходимо ориентироваться на развитие потенциала системы дыхания. Полученные результаты легочной вентиляции не являются критерием достаточно высокого уровня тренированности, так как возрастает кислородная и энергетическая стоимость дыхания. В этих условиях адаптация к физическим нагрузкам лучше всего реализуется путем активации и повышения эффективности системы транспорта и утилизации кислорода. Об этом свидетельствуют достоверно большие величины индекса кровообращения и сердечного индекса в группе студентов, занимающихся видами спорта на выносливость. Кроме того, в группе взрослых спортсменов в возрасте 22-35 лет при одинаковом потреблении кислорода во время выполнения ими нагрузки повышающейся мощности возрастают величины КИО2. Следовательно, к наиболее совершенным механизмам по обеспечению организма кислородом следует отнести увеличение показателей МОК и КИО2 [5]. Для того, чтобы наблюдался рост этих величин необходимо развивать возможности сердечно-сосудистой системы и органов газообмена. С этой целью целесообразно в учебно-тренировочном процессе использовать метод интервальной тренировки, суть которого состоит в пробегании отрезков дистанции от 400 до 1000 м с определенными интервалами отдыха. Работа ведется на пульсе 180 уд/мин, а во время пауз отдыха необходимо, чтобы пульс снижался до 120 уд/мин. В этом случае мы стремимся развивать функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, повышая скоростную выносливость и добиваясь высоких спортивных результатов в видах спорта на выносливость, а также наблюдается рост физической работоспособности, предотвращая утомление. Другой путь, развития функциональных возможностей деятельности сердца и газотранспортной функции, ориентирован на отбор, занимающихся спортом, в определенные виды. Поэтому необходимо разработать и внедрить в учебно-тренировочный процесс способы тестирующих нагрузок, при помощи которых можно вести целенаправленный отбор в виды спорта, связанные с ростом функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и показателей газообменной функции.

Заключение. Для этого нами был предложен коэффициент комплексной оценки, представляющий собой отношение показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем [1]. Данный коэффициент показал наличие больших функциональных резервов в группах студентов, занимающихся видами спорта на выносливость, и взрослых спортсменов в возрасте 22-35 лет, а также замещение функций в организме студентов, занимающихся ациклическими видами спорта при выполнении ими нагрузок мощностью от 100 до 200 Вт. Значительное снижение коэффициента комплексной оценки по обеспечению организма кислородом в этой группе студентов при выполнении ими велоэргометрической нагрузки мощностью в 200 Вт отражает большую “физиологическую цену” по обеспечению доставки кислорода к работающим скелетным мышцам и свидетельствует о ведущей роли дыхания в кислородном обеспечении организма студентов. Это проявилось с первой ступени нагрузки, т.е. с нагрузки мощностью 50 Вт. Следовательно, даже небольшие по мощности нагрузки могут выявить по предлагаемому показателю различия между студентами, занимающих различными видами спорта, и спортсменами. Данный коэффициент может быть использован при отборе в различные виды спорта.

Список литературы

  1. Ванюшин М.Ю., Ванюшин Ю.С. Адаптация кардиореспираторной системы спортсменов разных видов спорта и возраста к физической нагрузке. Монография Казань: Изд-во ООО «Печать-Сервис-XXI век», 2011. - 138 с.
  2. Ванюшин Ю.С., Хайруллин Р.Р. Кардиореспираторная система в онтогенезе при адаптации к функциональным нагрузкам. Монография. Казань. Изд-во «Отечество», 2016. -200 с.
  3. Петров Р.Е., Мутаева И.Ш., Ионов А.А. Определение и оценка аэробного порога и потенциальных возможностей сердечной системы лыжников-гонщиков (юношей) на основе использования ступенчато-возрастающей велоэргометрической нагрузки / Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта – международный рецензируемый научный журнал, адресованный специалистам сферы физической культуры и спорта. Том 13 №3. 2018. С. 187-199.
  4. Федоров Н.А. Динамика показателей кардиореспираторной системы спортсменов при физических нагрузках // Современные тенденции развития науки и технологий: сборник научных трудов по материалам VI Международной научно- практической конференции 30 сентября 2015 г. – № 6, часть III. С.101-102.
  5. Хайруллин Р. Р., Миндубаев А.М. Динамика показателей газообмена спортсменов при адаптации к нагрузке повышающейся мощности / XI Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма» г. Уфа, 2017, С. 302-306.

Поделиться

3019

Ванюшин Ю. С., Федоров Н. А. Время жить и действовать по принципам здорового образа жизни // Мировые тенденции развития науки, образования, технологий : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 июня 2021г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2021. С. 113-116. URL: https://apni.ru/article/2545-vremya-zhit-i-dejstvovat-po-printsipam-zdorov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Физическая культура и спорт»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#48 (230)

Прием материалов

23 ноября - 29 ноября

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

4 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 декабря