Главная
АИ #23 (50)
Статьи журнала АИ #23 (50)
Цифровизация образовательного процесса: взгляд студента

Цифровизация образовательного процесса: взгляд студента

Автор(-ы):

Поляков Макар Ильич

Григорян Артур Зограбович

Секция

Информационные технологии, телекоммуникации

Ключевые слова

цифровизация
дистанционная форма
обучение
hard skills
soft skills
digital skills

Аннотация статьи

В нашей работе были рассмотрены такие аспекты цифровизации образовательного процесса как преимущества и недостатки дистанционного обучения, digital skills современного студента, а также современное учебное занятие глазами студента. Результатами работы являются выявление достоинств и недостатков дистанционной формы обучения, выявление основных цифровых навыков нынешних студентов, описательный анализ современного учебного процесса глазами обучающихся.

Текст статьи

Потребность в информационных и коммуникационных технологиях – вот то, в чём нуждается сегодняшнее общество. Актуальность темы обусловлена тем, что с приходом пандемии COVID-19 возникла необходимость в рассмотрении частичной или полной цифровизации образовательного процесса, однако для полноценности и точности данного процесса необходимо обратить внимание на мнение главных участников образования – студентов. Переформирование образования в последние годы идёт почти безостановочно, о чём говорит федеральный закон «Об образовании», который включает в себя статью 16: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Наиважнейшая задача стоит согласно программе ЭО 2016-2021гг. Благодаря усилиям ведущих специалистов, предстоит развитие электронного образования, повышение качества и востребованности российского образования за счет внедрения диджитал обучения.

Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Весна 2020 года изменила процесс обучения по всему миру, принеся колоссальные изменения. Из-за пандемии COVID-19 высшие учебные заведения, средние специальные и общего образования вынужденно перешли на формат дистанционного обучения [4]. Многие преподаватели придумывали свои методы для грамотного и чёткого донесения информации в диджитал формате. Согласно исследованию, проведенному компанией Research and Markets в 2019 году, к 2025 году объем инвестиций в онлайн-образование должен будет достигать отметку в $350 млрд. По мнению инвестора Деборы Кваззо (GSV Ventures), после пандемии COVID-19 прогнозы стоит скорректировать: через 5 лет объем рынка способен развиться до $1 трлн.

Сегодня рынок онлайн-образования только развивается, имея как неоспоримые плюсы, так и минусы. Данное утверждение будет раскрыто подробнее, когда будут представлены преимущества дистанционного обучения:

  • Возможность получать обучение в любое время
  • Обучающийся способен и волен подстраивать обучение под свой личный график. Он сам определяет, сколько часов уделить тому или иному занятию.
  • Возможность обучаться в любой точке планеты
  • Для того, чтобы приступить к усвоению материала, студенту необходимо иметь ноутбук или телефон с доступом в Интернет. Это является существенным преимуществом для тех, кто уделяет большое количество времени работе, путешествиям или для тех, у кого в городе нет качественных центров образования.
  • Высокие показатели полученных знаний
  • В большинстве случаев, около половины материала студент-дистанционник изучает самостоятельно. Это положительно влияет на понимание и усвоение информации.
  • Использование новейших технологий в процессе обучения
  • В данный момент дистанционный образовательный процесс стремительно развивается; появляются новые технологии и методики, которые делают процесс обучения интереснее и полезнее.
  • Дистанционное образование дешевле, чем очные варианты
  • При сравнении одной и той же образовательной программы в очной и заочной форме, последняя окажется в среднем почти в 2 раза дешевле.
  • Доступность учебных материалов
  • При очном обучении у многих учащихся возникает проблема доступа к учебникам, методичкам и задачникам. При диджитал обучении студент буквально сразу получает доступ ко всем материалам в цифровом варианте.

Так, у нас теперь есть чётко выявленная положительная сторона дистанционного обучения; для объективности необходимо рассмотреть негативные стороны:

  • Дистанционная форма обучения не подходит для совершенствования навыка работы в команде
  • При дистанционном обучении личный контакт между обучающимися и преподавателями минимален, в сравнении с очной формой обучения. Поэтому диджитал образование хуже справляется с задачей развития коммуникационных навыков.
  • Затруднена идентификация пользователя
  • На данный момент самый эффективный способ отследить, честно ли студент сдал экзамены или тесты – это видеонаблюдение, которое используется многими системами прокторинга. Видеонаблюдение не всегда возможно применить. У студентов появляется больше возможностей сдать экзамен разнообразными обходными вариантами, например, воспользоваться помощью Интернета или даже другого человека. Это негативно сказывается на навыках будущих специалистов.
  • Необходимость сильной мотивации к обучению
  • Студент самостоятельно усваивает практически весь учебный материал. Это требует сильной воли, ответственности и самообладания. Более того, при дистанционном формате обучения присутствует множество соблазнов отвлечься от изучения материала, а также банальный фактор лени. Не всем удается поддерживать желаемый темп обучения без определённой степени контроля извне.
  • Серьезный недостаток практических знаний
  • Часть профессий требует колоссального количества практики5, чего не может дать дистанционное обучение. Даже самые современные методы, используемые центрами онлайн-образования, не заменят «живую» практику для будущих врачей или учителей.
  • Недостаток возможностей для дистанционного образования
  • В некоторых частях нашей планеты скорость Интернета достаточно низкая для того, чтобы поддерживать качество дистанционного образования на должном уровне.

Digital skills современного студента

Некоторое время назад, к навыкам студентов или же квалифицированных работников можно было отнести только hard skills и soft skills [1].

К первым относится все то, что по-другому называют профессиональными навыками, все то, что можно довести до автоматизма в той или иной профессиональной сфере. Например, для SMM-специалиста это умение создавать качественный контент план, запускать таргетированную рекламу, оценивать эффективность продвижения.

Вторая группа навыков, то есть soft skills не зависит от профессиональной направленности деятельности студента. Эта группа навыков включает в себя критическое мышление, умение презентовать себя, вести деловые переговоры, быть гибким или же умение формировать свою команду, селф-менеджмент.

Однако совсем недавно появилась еще одна категория навыков – «digital skills» цифровые навыки - ввиду полной компьютеризацией и цифровизацией всего мира. Digital skills позволяют повысить эффективность и сократить время решения задач в цифровом мире, делают жизнь человека более комфортной и открывают возможности для личного и профессионального развития». Так, digital skills будут необходимы работникам, студентам всех существующих областей, а не только сферы IT. Digital skills – это знание информационных технологий, которые позволят обучающимся оставаться актуальными в своей деятельности на протяжении всей жизни

Некоторые цифровые навыки очевидны. Например, сегодняшние 5–6-летние дети умеют печатать и просматривать веб-страницы - навык, который взрослым может потребовать немного изучения и усилий, чтобы полностью овладеть им.

Цифровые навыки являются неотъемлемой частью высшего образования и важной частью жизни студентов университетов. Изучение этих ключевых аспектов технологий 21-го века, которые нас окружают, может принести учащимся только пользу в их стремлении к знаниям.

В исследовании будет представлены несколько навыков, которые необходимы студенту в современном мире, или же даже после выпуска из ВУЗа.

Конечно же студентам следует для начала обучиться цифровой грамотности и это не только понимание того, какие технологии сейчас встречаются, но и умение работать с данными и пользоваться современными digital-инструментами.

Первым является навык Excel. Студентам важно уметь собирать, обрабатывать и считывать данные, графики и таблицы. Конечно, студенту хватит и базового понимания статистики – например, умения отличить среднее от медианы и способности не потеряться в листах в Excel. Однако в будущем при поиске работы, хотя бы базовое знание Excel станет большим преимуществом перед конкурентами на вашу должность.

Microsoft Word, Excel и PowerPoint – важные инструменты обработки практически для любой профессии.

Создание презентаций и таблиц – это навыки, которые, по мнению многих сотрудников, у вас уже есть, поэтому знание этих приложений сэкономит ваше время и усилия и позволит вам выглядеть компетентным профессионалом в любой области. Если вы этого не сделали, вы можете начать изучать основы клавиатуры с помощью программного обеспечения Typesy.

Google и другие офисные пакеты с открытым все чаще используются в образовании и корпоративном мире, и знакомство с этими инструментами может только еще больше повысить ваш общий уровень цифровой грамотности.

Также одним из важнейших информационным навыком является правильное использование социальных сетей. Умение их понимать и эффективно использовать.

Современное общество трудно представить без использования соц. сетей, они стали основным источником коммуникации и информационного потока между создателями контента и потребителями [5]. Студенты, осознающие влияние социальных сетей, должны понимать сложности каждой платформы и ее потенциальное влияние, чтобы максимизировать свою деятельность и направить ее в нужное русло.

Социальные сети – это ключевой навык, которым должен обладать каждый профессионал. Маркетинг в социальных сетях выходит за рамки публикации твита или обновления в Facebook; речь идет о понимании отношений между брендами, влиятельными лицами и потребителями. Проще говоря, компаниям необходимо обращаться к клиентам таким образом, чтобы привлечь трафик на их веб-сайт или продукт,

Подводя итог, необходимо отметить, что работодателю нужны не столько знания человека, сколько его навыки, которые приносят больший доход - поиск и анализ информации, быструю обучаемость и применение новых знаний.

Современное занятие глазами студентов

XXI в. характеризуется стремительным развитием цифровых технологий на основе информационной революции и процессов глобализации экономики. Ключевым и важнейшим фактором деятельности субъектов рынка в настоящее время является цифровизация бизнес-процессов и процессов управления [3].

В работе необходимо коснуться мнения студентов и преподавателей касательно традиционного формата лекций и семинаров. Контакт лектора со студентами обычно становится главенствующим фактором. Важно понимать, что то, как доносится материал, необходимо для студентов в его усвоении и, самое главное, восприятии. Также если говорить о самом лекционном занятии, то его обычно ставят одним из самых эффективных способов трансляции определённой информации и навыков в общем виде. Часто ставят во внимание и тот факт, что лекции способствуют активизации мыслительных процессов каждого обучающегося [2]. То есть, подводя итоги вышесказанного, лекционные занятия определённо вносят свою лепту в образовательный процесс. Помимо этого, нельзя не забывать об отрицательных сторонах лекций, о которых заявляют их противники. Исследование противоположного мнения показало, заявляют, что пассивное восприятие инородных мнений, заторможенное собственное мнение, и отбитое желание к самостоятельной деятельности – грехи подобного вида занятий. Но без лекций у студентов часто снижается именно научный уровень подготовки, нарушается разработанность, системность полугодия обучения. Понимание материала со стороны студентов также ухудшается. В конечном счете с цифровизацией в прошлом офф-лайн контента, лекция также получает развитие: возникают её ответвления, меняется и структура, функционирование лекции и формы учебной деятельности студентов, формы коммуникации.

Разница выявлена во мнениях о лекционных и семинарских занятиях, если проводить опрос до начала обучения и после. Перед учёбой выделяется то, занятия позволяют доступно получить информацию. По её окончании от лекционного занятия ожидается курс на практику, таким образом можно говорить про исключительность и используемость данных на лекции или семинаре знаний, благодаря которым можно решать самостоятельные и другие задачи.

Сегодняшнее поколение выдвигает собственные критерии, которые предполагают сокращённые часы, выделяющихся на изучение и заучивание информации, и увеличенное количество самостоятельных работ. Правда, только около половины обучающихся готовы без помощи преподавателей заниматься темами и их изучением. Выявляются и противоречия, какие именно форматы обучения больше подходят студентам, многие все ещё привержены традиционной форме получения знаний, когда другое схожее количество студентов всё же предполагает введение диджитал-обучения. Специалисты в сфере педагогики и инновационных формах образования, видят в своих работах определённую выгоду интерактивных занятий с использованием современных информационных технологий, сравнивая с традиционным. Мнение студентов говорит о том, лекционные и семинарские занятия интересны и полезны, если та решает поставленные цели, помогая решению практических задач и проведению промежуточной и итоговой аттестации.

То есть, подводя некое итоговое заключение проведённого исследования, можно сказать, что интерактивные лекции, которые ведутся харизматичным преподавателем, или выполняют поставленные задачи в донесении качественного и исключительного материала, студентам полезны и интересны даже без использования диджитал-технологий.

Список литературы

  1. Фёдорова О.В. Формирование hard skills, soft skills и digital skills у студентов факультета информационных технологий УВО "Университет управления "ТИСБИ" [Электр. ресурс] // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-hard-s.. (дата обращения: 03.06.21)
  2. Асташова Т.А. Современная лекция в вузе глазами студентов и преподавателей [Электр. ресурс] // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-lektsi.. (дата обращения: 04.06.2021)
  3. Фирсова И.А., Балова С.Л. Развитие цифрового общества в условиях инновационных преобразований экономики [Электр. ресурс] // elibrary.ru URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42915238 (дата обращения: 04.06.2021)
  4. Черняева Э.П. Информационные технологии в образовательном процессе современного вуза [Электр. ресурс] // e-koncept.ru URL: https://e-koncept.ru/2016/56945.htm (дата обращения: 04.06.2021)
  5. Одегов Ю.Г. Чем управление человеческими ресурсами принципиально отличается от управления персоналом? [Электр. ресурс] // cyberleninka.ru URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chem-upravlenie-che.. (дата обращения: 03.06.2021)

Поделиться

1958

Поляков М. И., Григорян А. З. Цифровизация образовательного процесса: взгляд студента // Актуальные исследования. 2021. №23 (50). С. 43-47. URL: https://apni.ru/article/2548-tsifrovizatsiya-obrazovatelnogo-protsessa

Другие статьи из раздела «Информационные технологии, телекоммуникации»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня