История становления и развития воинского учета
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (50), июнь '21

История становления и развития воинского учета

В статье исследуются этапы формирования воинского учета в истории России. Отмечается, что воинскому учету как важному мероприятию всегда уделялось много внимания. В случае необходимости, граждане страны всегда могли быть призваны в ряды вооруженных сил.

Аннотация статьи
должностное лицо
вооруженные силы
военнообязанный
военная реформа
воинский учет
Ключевые слова

Историю становления и развития воинского учета необходимо рассматривать через призму исторических фактов, которые касаются как самого воинского учета, так и складывающихся в данной области правоотношений. Также следует обратиться к понятию «воинский учет». Так, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 719 воинский учет обеспечивается «…государственной системой регистрации призывных и мобилизационных ресурсов» [2]. Поэтому, исследуя воинский учет как государственную задачу, следует изучить его как составную часть всеобщего учета населения.

Потребность в учете населения возникла в древние времена и была связана с политическими, экономическими и военными потребностями древних государств, которым требовалась информация о количестве людей, способных платить налоги или быть призванными в армию. Такие подсчеты производились по месту рождения.

В средние века небольшие и разрозненные государства не проводили систематического подсчета населения на национальном уровне, за исключением чрезвычайных обстоятельств (например, эпидемий, голода, войн), после чего предпринимались попытки подсчета выжившего населения.

Одновременно с общей регистрацией населения также проводилась регистрация граждан, которые могли быть задействованы для набора в вооруженные силы. Сегодня подобный учет принято называть «воинским учетом». В своем становлении он прошел длительный путь: от простого подсчета княжеских дружинников до гармоничной системы современности.

В процессе развития российского государства назрела острая необходимость в улучшении воинского учета. Требовалось вести учет солдат: для этих целей велись специальные книги, в которых указывались данные об увольнении со службы, поощрении, наказании за проступки, о розысках беглых солдат и т.д. Для исполнения данных обязанностей сначала привлекались писари, а в последующем – должностные лица, которые владели грамотой и были способны рационально использовать человеческие ресурсы, что предполагало глубокие знания боевых и человеческих качеств.

В организационном отношении воинский учет развился во время создания в 1535 году Разрядного приказа («Разряда»), который был высшим органом военного командования, отвечающим за регистрацию военнослужащих, их службу и составление расчетов сил и средств, необходимых для каждой кампании. В «Разряде» (а в последующем и иных приказах) дьяками, то есть служащими приказа, велись книги записей распоряжений должностных лиц о ежегодных назначениях на военную, гражданскую и придворную службу. Данные книги явились по сути одними из первых документов Российского государства по воинскому учету [5].

Впоследствии, в 1555 г., было издано «Уложение о службе», в котором было установлено, что военная служба является обязательной и наследственной, а также определены служебные обязанности сословий и дворян.

Во второй половине ХVII в. русское войско претерпело серьезные структурные изменения. При ведении войн с Речью Посполитой (1656-1667 гг.), Швецией (1656-1661 гг.) в России утвердился общегосударственный призыв «даточных людей» – крестьян и посадского населения (горожан). Продление военной службы на податные сословия, то есть на налогоплательщиков, стало острой необходимостью. Первая военная роспись была составлена 23 января 1661 года, что стало отправной точкой в вопросах комплектования, которые теперь решались в масштабах всей страны путем создания «смет» российских войск (учета и распределения между полками). Такие росписи длились до начала XVIII в.

Впоследствии, в рамках проведенных Петром I военных реформ, была введена рекрутская система набора, которая позволила в короткие сроки создать регулярную армию и ввести единый порядок прохождения военной службы.

В 1861-1881 гг. граф Дмитрий Алексеевич Милютин стал военным министром России. Он проводил регулярные военные реформы и заложил основы преобразования русской армии в массовую армию, соответствующую требованиям времени. После преобразований в соответствии с «Положением 1867 года» вместо архаичной и неупорядоченной организации военного министерства была создана гармоничная и четкая система военного управления, выразившаяся в создании главных управлений вместо существовавших ранее департаментов. Главные управления полностью отвечали за конкретный сектор. Так департамент Генерального штаба и инспекторский были объединены в главный штаб [4].

В то же время на местах создавались военные округа. Вся территория России была разделена на 15 военных округов. Знаменательным событием того времени стала разработка и принятие Закона «О всеобщей воинской повинности». Идея всеобщей воинской повинности, встретившая ожесточенное сопротивление реакционных кругов, была высказана Д.А. Милютиным еще в 1862 году.

1 января 1874 г. в России был издан Устав «О воинской повинности», согласно которому все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, должно было проходить военную службу. Кроме того, данным актом было установлено, что за организацию набора в уездах отвечали уездные по воинским повинности присутствия, а в губерниях – губернские по воинским повинности присутствия, в крупных городах – присутствия на правах уездных. В этот же время внедряется понятие «призывного участка».

В конце января 1918 года Всероссийская коллегия по формированию Красной Армии вырабатывает и опубликовывает инструкцию Советам по созданию Красной Армии. Она положила основу организации местных органов военного управления. К марту 1918 г. во всех губерниях страны были созданы губернские, уездные и значительная часть волостных военных отделов, просуществовавших до лета 1918 г., то есть до конца комплектования Красной Армии по добровольному принципу [6].

При переходе к регулярной армии на основе обязательной военной службы большое значение имел Декрет Совета народных депутатов от 29 июля 1918 года «О принятии на учет годных к военной службе граждан в возрасте от 18-40 лет». В то же время было введено «временное руководство» для учета лиц, обязанных нести военную службу.

После окончания гражданской войны военные комиссариаты были резко сокращены. Во время военной реформы 1924-1925 гг. губернские и областные военные комиссариаты преобразованы в корпусные, дивизионные, областные и районные территориальные округа. Без изменений остались только уездные военные комиссариаты с теми же функциями военно-учетного аппарата, с правами военных отделов уездных исполкомов и подчинением их управлениям территориальных округов. В результате реорганизации сеть районных военных комиссариатов увеличилась более чем в три раза. В 1939 году был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности», значительно улучшивший систему учета лиц, несущих военную службу, и организацию их призыва, а также укрепил их связи с органами местной власти.

Система советского государственного аппарата в центре и на местах, сложившаяся в 1941 году, в значительной степени сохранилась во время войны. Так, мобилизация в рядах Красной Армии резко сократила количество рабочих и служащих. В этот период войны остро встал вопрос о нехватке рабочих рук, в связи с чем 13 февраля 1942 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве». В соответствии с ним, мобилизации подлежали мужчины – от 16 до 55 лет, и женщины – от 16 до 45 лет [7].

В то же время изменилась система учета военнообязанных лиц. Новый порядок воинского учета увязан: в городах – с паспортной системой, в сельской местности – с домовыми книгами. Военный учет в городах поручен отделениям полиции, а в сельской местности – сельским и поселковым советам. Привлечение МВД к военному учету лиц, которые должны нести военную службу, по сути, было возвращением к дореволюционной системе учета, то есть произошло разделение функций.

Такая система воинского учета просуществовала до 12 октября 1967 года, когда был принят Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности». Положениями данного Закона было установлено, что воинский учет проводился в целях организации обучения и переподготовки лиц, подлежащих военной службе; выявления призывных контингентов, определения их количественного и качественного состава; содействия систематическому призыву в Вооруженные силы СССР. Персональный учет проводился районными (городскими) военными комиссариатами.

После распада СССР на ряд независимых государств, Закон СССР «О всеобщей воинской обязанности» не отвечал потребностям России, поэтому 11 февраля 1993 года был принят Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе» [3], а через несколько лет – 28 марта 1998 года – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» [1]. Второй раздел закона целиком посвящен воинскому учету. В соответствии с ним «воинский учет граждан осуществляется по месту их жительства военными комиссариатами. В населенных пунктах, где нет военных комиссариатов, первичный воинский учет осуществляется органами местного самоуправления» [1].

Таким образом, за долгое время, в зависимости от политической, экономической и социальной ситуации в государстве, законодательство в области воинского учета претерпело множество изменений.

Текст статьи
  1. Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «О воинской обязанности и военной службе» // Российская газета. 1998. № 63-64.
  2. Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (ред. от 15.03.2021) «Об утверждении Положения о воинском учете» // Российская газета. № 2006. № 274.
  3. Закон РФ от 11.02.1993 № 4455-1 (ред. от 09.05.1996) «О воинской обязанности и военной службе» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 9. Ст. 325 (утратил силу).
  4. Алепко А.В. История вооруженных сил России: служба охраны границ (IX-XX вв.): учебное пособие / А.В. Алепко. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 379 с.
  5. Военная история: учебное пособие. Часть I / В.Л. Бельтюков, К.Б. Муксинов, С.Ю. Окунев и др. СПб.: ВКА им. А.Ф. Можайского, 2016. 200 с.
  6. Моисеев А.Н. Военные комиссариаты как самостоятельный орган местного военного управления: становление в межвоенный период (на материалах Среднего Поволжья) / А.Н. Моисеев, Т.А. Моисеева // Наука. Общество. Оборона. 2020. № 1 (22). С. 1-3.
  7. Найденов И.И. Становление и деятельность органов местного военного управления Москвы в 1918-1945 гг. / И.И. Найденов // Вестник Военного университета. 2017. № 3 (11). С. 100-108.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня