Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся 11-12 лет
научный журнал «Актуальные исследования» #23 (50), июнь '21

Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы учащихся 11-12 лет

Изучены особенности функциональные возможности школьников 5х классов. У большинства из них выявлена удовлетворительная адаптация к изменяющимся условиям среды. У большинства школьников преобладает гипотонический тип реакции на стандартную физическую нагрузку. Более высокие функциональные возможности кардио-респираторной системы у девочек и мальчиков с выше среднего и высоким уровнем физического состояния. Отмечена средняя физическая работоспособность, а также неудовлетворительный кардио-респираторный резерв в школьников. Дети с нарушениями процессов адаптации нуждаются в целенаправленных оздоровительных мероприятиях.

Аннотация статьи
адаптация
школьники
функциональные резервы организма
функциональные пробы
ССС
ЧСС
САД
ДАД
Ключевые слова

Здоровье отражает процесс непрерывного приспособления организма к условиям окружающей среды, а мерой здоровья являются уровень деятельности основных физиологических систем и функциональные резервы организма [1, 2, 3]. Определение резервных возможностей позволяет осуществлять донозологическую диагностику адаптационных реакций в условиях непрерывного обновления и изменения требований в процессе школьного обучения [1, 4].

Целью работы исследования было изучение функциональных возможностей системы кровообращения школьников 5 классов.

Объектом исследования явились учащиеся школы в возрасте 11-12 лет. Всего было обследовано 68 школьников, из них 46 мальчиков (24 учащихся 11 лет и 22 – 12 лет) и 22 девочки (10 учениц 11 лет и 12 – 12-летних). Исследования проводились в первой половине дня в дни максимальной работоспособности (вторник, среда).

У всех обследованных определяли уровень физического состояния, функциональное состояние системы кровообращения по общепринятым методикам.

Для оценки функционального состояния ССС определяли следующие показатели: ЧСС, САД, ДАД, пульсовое давление (ПД), среднее артериальное давление (АД ср), СО, МОК, коэффициент выносливости (КВ), вегетативный индекс Кердо (ВИК) адаптационный потенциал (АП), уровень физического состояния (УФС).

Результаты исследования. При исследовании функционального состояния ССС учащихся 11-12-летнего возраста было установлено, что у большинства обследованных показатели были в пределах возрастно-половых норм (табл. 1).

Таблица 1

Базисные параметры функционального состояния системы кровообращения школьников 5-х классов

Параметры

Девочки

Мальчики

ЧСС, уд./мин

88,4 ± 1,5

83,3 ± 1,7*

САД, мм рт.ст.

98,9 ± 2,4

95,8 ± 1,6

ДАД, мм рт.ст.

65,6 ± 2,0

60,4 ± 1,2*

ПД, мм рт.ст.

33,3 ± 2,4

35,4 ± 1,4

АД ср, мм рт.ст.

79,5 ± 1,5

75,3 ± 1,1*

СО, мл

54,3 ± 1,6

58,3 ± 1,3

МОК, л/мин

4,8 ± 0,17

4,9 ± 0,15

КВ, усл.ед.

29,0 ± 2,6

26,0 ± 1,3

ВИК, %

24,8 ± 2,5

25,7±2,1

АП, балл

1,77 ± 0,06

1,68 ± 0,04

УФС, балл

0,63 ± 0,03

0,71 ± 0,02*

Так, зафиксированные средние значения ЧСС у обследованных девочек были (88,4 ± 1,5 уд./мин), что свидетельствует о преобладании симпатических влияний на ритм сердца. Это вполне закономерно, поскольку в этом возрасте еще недостаточны влияния блуждающего нерва [5, 6].

При изучении артериального давления у пятиклассниц было установлено, что у большинства девочек изучаемые параметры выходили за границы нормы. Так, соответствующие норме величины САД были выявлены у 23% девочек, ниже нормы – у 59%, выше нормы – у 18%. Величины ДАД, соответствующие норме, не были зафиксированы ни у одной девочки. Значения ДАД ниже нормы имели 36%, выше нормы – 64% 5-классниц.

Пониженное давление у девочек 11-12 летнего возраста может указывать на естественные гормональные перестройки в организме. А большой процент школьниц с показателями давления выше нормы свидетельствует о начале полового созревания, что приводит к развитию «юношеской гипертонии».

О состоянии центральной гемодинамики у школьниц судили по таким показателям, как СО и МОК. Величины СО у большинства обследованных были в пределах нормы. У девочек МОК, характеризующий общее количество крови, перекачиваемое правым или левым отделом сердца в течение одной минуты, равен 4,8 л.

Зафиксированные значения КВ (29,0±2,6 усл. ед.) указывают на несколько сниженные функциональные возможности сердца. Причина этого может быть в том, что большинство девочек ведут малоподвижный образ жизни.

Положительные значения коэффициента ВИК, зафиксированные у большинства девочек (86%), свидетельствуют о преобладании симпатических влияний на сердце (рис. 1). У 14% девочек влияния симпатических и парасимпатических нервов сбалансированные.

Рис. 1. Распределение по показателю ВИК школьников 5 класса

Адаптация системы кровообращения к условиям окружающей среды проходит удовлетворительно, без напряжения у 73% учениц. Механизмы адаптации работают с напряжением у 18% школьниц. Неудовлетворительная адаптация ССС к окружающим условиям зафиксирована у 9% девочек (рисунок 2).

Рис. 2. Распределение школьников 5 класса по адаптационному потенциалу (до нагрузки)

Следовательно, у большинства девочек приспособление системы кровообращения удовлетворительное.

Анализ параметров, характеризующих функциональное состояние ССС мальчиков, показал, что ЧСС у них была существенно меньше (p< 0,05), чем у девочек. Не было выявлено значимых половых различий по величинам САД, ПД, ДАД и АДср были существенно меньше (p< 0,05). Среди мальчиков также были выявлены ученики с несоответствующими нормам величинами САД и ДАД. САД меньше нормы был у 61%, выше нормы – у 22%; ДАД меньше нормы – у 48%, выше нормы – у 37%.

Значимых различий по СО и МОК у девочек и мальчиков не выявлено. На более высокие функциональные возможности сердца мальчиков указывают зафиксированные значения КВ (26,0±1,3 усл. ед.). Преобладание симпатических влияний на сердце выявлено у 74% мальчиков, у 15% мальчиков повышен парасимпатический тонус, а у 11% мальчиков вегетативное равновесие (рис. 1).

Представленные данные свидетельствуют о том, что адаптация к условиям среды у 94% мальчиков 5-х классов проходит удовлетворительно, без напряжения, лишь у 4% выявлено напряжение механизмов адаптации, а у 2% - неудовлетворительная адаптация (рисунок 2).

Следовательно, функциональные возможности системы кровообращения большинства мальчиков достаточные и предопределяют удовлетворительную адаптацию к изменяющимся условиям среды.

Изучение направленности и характера адаптационных сдвигов функций любой системы недостаточно информативно при ее исследовании только в состоянии покоя [7].

От функциональных резервов человека зависит его работоспособность и состояние здоровья, поэтому выявления функциональных резервов организма должно быть непременным условием для оценки функционального состояния человека [8,9,10].

В связи с этим для изучения резервных возможностей сердечно-сосудистой системы у школьников 5х классов была проведена проба Мартинета.

Результаты исследований представлены в таблице 7 и на рисунках 3, 4.

Исследования показали, что на динамическую физическую нагрузку школьники реагируют значительным повышением ЧСС и АД.

Так, ЧСС у девочек увеличилась на 26%, у мальчиков на 28% (p< 0,05). У большинства пятиклассников сразу после приседаний было зафиксировано возрастание САД на 14% у девочек и 16% у мальчиков (p< 0,05), ПД на 28% у девочек и 25% у мальчиков (p< 0,05) , ДАД только у мальчиков существенно увеличилось на 11% (p< 0,05).

Изменения артериальногодавления были связаны с резким возрастанием симпатических влияний на ССС: ВИК увеличился на 47% у девочек и на 40% у мальчиков (p< 0,05). Существенных изменений КВ не было зафиксировано ни у девочек, ни у мальчиков.

После физической нагрузки показатели адаптационного потенциала распределились следующим образом: удовлетворительную адаптацию имели 36% девочек и 55% мальчиков, напряжение механизмов было у 23% девочек и 17% мальчиков, а неудовлетворительная адаптация проявилась у 41% девочек и 28% мальчиков. Такая ответная реакция организма на физические нагрузки вызвана тем, что школьники 5 классов недостаточно тренированные (рисунок 3).

Рис. 3. Распределение школьников 5 класса по адаптационному потенциалу (после нагрузки)

Следовательно, у большинства мальчиков адаптация ССС к динамической физической нагрузке удовлетворительная, а у девочек проходит менее благоприятно (с напряжением и неудовлетворительно).

Таблица 2

Функциональное состояние системы кровообращения школьников 5-х классов при выполнении физической нагрузки

Параметры

Этап исследования

Девочки

Мальчики

ЧСС, уд./мин

До приседаний

88,3± 2,5

83,3 ± 1,7

После приседаний

111,6 ± 3,3*

106,5 ± 2,1*

Через 3 мин после приседаний

95,3 ± 2,1

91,1 ± 2,2

САД, мм рт.ст.

До приседаний

98,8 ± 2,4

95,8 ± 1,6

После приседаний

113,0 ± 3,1*

111,0 ± 1,4*

Через 3 мин после приседаний

99,6 ± 3,0

99,5 ± 1,8

ДАД, мм рт.ст.

До приседаний

65,5 ± 2,0

60,4 ± 1,2

После приседаний

70,3 ± 2,4

66,8 ± 1,5*

Через 3 мин после приседаний

65,8 ± 2,5

64,8 ± 1,2

ПД, мм рт.ст.

До приседаний

33,3 ±2,4

35,4 ± 0,5

После приседаний

42,6 ± 2,6*

44,2 ± 1,8*

Через 3 мин после приседаний

33,8 ± 2,4

34,7 ± 1,7

КВ, усл.ед.

До приседаний

29,0 ± 2,6

26,0 ± 1,3

После приседаний

30,7 ± 1,3

26,8 ± 1,5

Через 3 мин после приседаний

31,5 ± 2,4

29,7 ± 1,3

ВИК, %

До приседаний

24,7 ± 2,5

26,0 ± 2,5

После приседаний

36,3 ± 2,3*

36,4 ± 0,05*

Через 3 мин после приседаний

30,7 ± 1,8

28,0 ± 1,3

АП, балл

До приседаний

1,77 ± 0,02

1,68 ± 0,01

После приседаний

2,27 ± 0,03*

2,19 ± 0,02*

Через 3 мин после приседаний

1,86 ± 0,02

1,85 ± 0,02

Примечание: изменения статистически достоверны (p< 0,05) относительно показателей * - до приседаний

Изучение у школьников 5 классов типов реакции системы кровообращения на физическую нагрузку показало, что 46 % девочек и 37 % мальчиков имеют нормотонический тип реакции (благоприятный), который характеризуется умеренным учащением пульса, незначительным повышением систолического и небольшим понижением диастолического давлений. Гипотонический тип имеют 54 % девочек и 63 % мальчиков. Выполнение физической нагрузки сопровождалось у этих школьников существенным возрастанием ЧСС, САД и повышением ДАД, при этом время восстановления изучаемых параметров было больше 3 минут.

Текст статьи
  1. Особенности функциональных резервов организма школьников в динамике обучения / Н.Г. Чекалова [и др.] // Медицинский альманах. 2016. № 5 (16). С. 232-234.
  2. Анохин, П.К. Избранные труды. Кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин. - М.: Медицина, 1998. – 400 с.
  3. Никифорова, В.А. Здоровье как процесс приспособления к условиям среды / В.А. Никифорова, О.А.Колесникова, Н.А. Руми // Труды БГТ. Серия: естественные и инженерные науки. 2016. Т. 2. С. 196-201.
  4. Функциональные резервы как интегральный показатель при оценке влияния внутришкольной среды на здоровье подростков / М.В. Шапошникова [и др.] // Профилактическая и клиническая медицина. 2014. №2. С. 59-63.
  5. Информативные показатели оценки функционального состояния школьников 13-14 лет на разных стадиях полового созревания / И.А. Криволапчук [и др.] // Новые исследования. 2017. №2. С. 33-42.
  6. Швецов, А.Г. Возрастная анатомия, физиология и гигиена: Учебное пособие / А.Г. Швецов. Великий Новгород: Изд-во Новгородского гос. ун-та, 2008. 137 с.
  7. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания / Н.Г. Чекалова [и др.]. – Н. Новгород: Изд-во НижГМА, 2009. – 89 с.
  8. Чернова, М.Б. Функциональное состояние школьников 14-15 лет в зависимости от двигательной подготовленности / М.Б.Чернова, И.А.Криволапчук, Е.В.Савушкина // Новые исследования. – 2017. – № 4 (53). – С. 178-185.
  9. Непронова, О.О. Прогнозирование резервных возможностей юных спортсменов с учетом состояния нормальной метеочувствительности / О.О. Непронова, М.Г. Водолажская // Кубанский научный медицинский вестник. – 2009. – № 2. – С. 106-111.
  10. Шевцов, А.В. Запредельные реакции, резервные возможности, шкалы и персональные характеристики функциональной системы подростков-спортсменов / А.В. Шевцов, Д.О. Малеев, А.П. Исаев // Человек. Спорт. Медиина. – 2020. - № 2 – С.7-12.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 19 июня по 25 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
29 июня
Загрузка в eLibrary
29 июня
Рассылка печатных экземпляров
07 июля