Травматизм на занятиях физической культурой и спортом

Данная статья посвящена изучению травм, полученных при занятиях физической культурой и спортом. Рассматриваются основные виды спортивных травм, а также причины их возникновения, приводятся примеры профилактики травматизма.

Аннотация статьи
физическая культура
спорт
травматизм
виды травм
профилактика травм
Ключевые слова

Травматизм – это совокупность травм, возникающих в определенной отрезок времени. Спортивная травма основывается повреждением мягких тканей, обычно мышечной или соединительной ткани, которое происходит во время тренировочного или соревновательного процесса. Наиболее частыми травмами среди людей, занимающихся спортом, являются ушибы, переломы, растяжения связок и травмы сгибателей коленного сустава. Такие травмы могут быть вызваны занятиями практически любым видом спорта. Не менее редко встречается черепно-мозговая травма [1, с. 6].

Физическая культура и здоровье часто используются как синонимы. При соблюдении здорового образа жизни или при поддержании формы тела, люди занимаются спортом. Но не стоит забывать, что организация физических нагрузок должна быть правильно структурирована, во избежание травм разной степени тяжести. Самая распространенная травма – это травма колена, на которую приходится 50% всех спортивных травм. На втором месте травмы или хронические заболевания голеностопного сустава, которые встречаются у 10% спортсменов. С такой же частотой спортсмены получают травмы поясничного и грудного отделов позвоночника. В 6% случаев возникает травматическая патология голени и стопы. Травмы в области бедра, плеча и кисти составляют 5%, а в области локтевого сустава – 3,5%. На учебных занятиях по физической культуре 35-40% случаев травм связаны с ушибами возникают во время спортивных игр. Соответственно, на таких занятиях преподаватель должен быть максимально сосредоточенным, а студенты максимально послушными и внимательными, выполнять все требования во избежание травм. Различают кожные (синяки и раны), подкожные (разрывы связок, переломы костей) и полостные (кровоизлияния, раны грудной клетки, суставы) повреждения. Травмы делятся на открытые (с нарушением целостности) и закрытые (изменения тканей и органов происходят при неповрежденной коже и слизистой оболочке) [3, с. 5].

В зависимости от степени тяжести травмы делятся на тяжелую, легкую и среднюю степень тяжести. К тяжелым травмам относятся травмы, которые вызывают серьезные проблемы со здоровьем и приводят к потере обучаемости и спортивной способности более чем на 30 дней. К этому типу травм относятся легкие травмы – это травмы, не вызывающие значительных нарушений в организме и потери общей и спортивной работоспособности. К таким травмам можно отнести ссадины, ссадины, поверхностные раны, незначительные синяки. Травмы средней степени тяжести – это травмы с выраженными изменениями организма, приводящие к спортивной инвалидности от 10 до 30 дней.

Также травмы делятся на острые и хронические. Возникновение острых травм связано с внезапным воздействием того или иного травмирующего фактора. А хронические травмы возникают в результате многократного воздействия одного и того же травмирующего фактора на определенную часть тела.

Кроме того, бывают микротравмы. Микротравмами называют повреждения, возникающие в результате воздействия усилий малой интенсивности и приводящие к нарушению функции и микроструктуры тканей. Различают острые микротравмы. Это однократное или кратковременное превышение пределов механической прочности ткани, что, в свою очередь, сопровождается обратимым изменением ее структуры и функции. При микротравматизации тканей развивается асептическое воспаление, которое при многократном длительном воздействии травмирующего агента приводит к их дистрофии и стойкой дисфункции. В зависимости от причины микротравмы делятся на экзогенные, возникающие под действием внешних механических агентов, и эндогенные, связанные с недостаточной по интенсивности и продолжительности физической нагрузкой. Острые эндогенные микротравмы еще называют острым перенапряжением. Как правило, этот патологический процесс одновременно влияет на различные структуры опорно-двигательного аппарата. В связи с условиями повреждения различают спортивные, профессиональные и другие микротравмы. Микротравматизация может затронуть кожу, подкожную ткань, фасцию, апоневрозы, связки, сухожилия, сумки и влагалище, мышцы, хрящи, кости, периферическую и центральную нервную систему. Изолированное повреждение (одного типа ткани) и повреждение определенного структурно-функционального комплекса, например, разгибательного аппарата голени (четырехглавой мышцы бедра, ее сухожилия, связки надколенника [4, с. 214].

При организации учебного процесса нужно учитывать ряд факторов, из-за которых вы можете получить ту или иную травму. Причины травм условно можно разделить на внешние и внутренние. Внешние факторы во многом не зависят от самого студента. К внешним причинам относятся, плохое освещение в зале, недостатки в организации занятий со стороны преподавателя, нарушение требований медицинского наблюдения, неблагоприятные гигиенические условия, плохие погодные условия (при занятиях на улице), недостаточно хорошее материальное обеспечение спортивного зала, нарушение дисциплины, отсутствие квалификации у преподавателя.

К внутренним факторам, которые напрямую зависят от студента, относятся, самочувствие (состояние переутомления), неправильная техника выполнения упражнений, недостаточная физическая подготовка для выполнения более сложных упражнений, склонность к мышечным и сосудистым спазмам.

Для того чтобы вовремя суметь предотвратить спортивные травмы, необходимо знать причины спортивных травм при выполнении различных видов физических упражнений, разработать меры по профилактике спортивных травм, правильно и профессионально организовать учебное занятие. Кроме того, частой причиной травм являются падения. Это часто случается при несоблюдении правил техники безопасности. Травмы при падении очень разнообразны (переломы конечностей, сотрясение мозга, разрыв внутренних органов).

При профилактике спортивных травм необходимо уделять должное внимание правильно подобранной одежде и обуви, наличию средств защиты (в зависимости от вида спорта). Даже такое незначительное отклонение может привести к травмам разной степени тяжести. Рассмотрим правила профилактики спортивных травм, которые включают, профессионально обученный состав тренеров-преподавателей, соблюдение правил техники безопасности учащимися, качественный спортивный инвентарь, соблюдение правил личной гигиены, качественная разминка, медицинский контроль, соблюдение гигиенических норм [2, с. 12].

Кроме общепринятых профилактических мер предупреждения спортивного травматизма при занятии физической культурой и спортом есть определенные меры для каждого вида спорта отдельно. Предупреждение травматизма на учебных и тренировочных занятиях служит, прежде всего, его устранение основных причин появления.

Текст статьи
  1. Агранович В.О., Агранович Н.В. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017. C. 5-7.
  2. Рубанович В. Б. Основы врачебного контроля при занятиях физической культурой. Учебное пособие для среднего профессионального образования. Москва, Издательство Юрайт. 2020. – 253 с.
  3. Солодовник Е.М. Травматизм на уроках физической культуры: особенность причины профилактика. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. C. 4-6.
  4. Трушков К.О. Спортивный травматизм, его особенности, виды, профилактика. Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. 2015 С. 213-215.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 18 сентября по 24 сентября
Осталось 4 дня до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
28 сентября
Загрузка в eLibrary
28 сентября
Рассылка печатных экземпляров
06 октября