Использование методики Н.А. Зайцева в обучении чтению детей дошкольного возраста

Использование методики Н.А. Зайцева в обучении чтению детей дошкольного возраста

В статье рассматривается методика обучения чтению Н.А.Зайцева как одно из эффективных направлений раннего развития детей. Автором дан ретроспективный обзор методики, ее цели, задачи, достоинства.

Аннотация статьи
раннее развитие
развитие
методика
игра
чтение
Ключевые слова

Современный темп жизни требует от человека неизмеримо больше, чем раньше. Актуальность развивающего обучения детей дошкольного возраста в наше время не вызывает сомнения. Раннее развитие – это интенсивное развитие способностей ребёнка в раннем возрасте. Одна из задач раннего развития состоит в том, чтобы прививать любовь детей к познанию. Чтение – один из важнейших источников познания и речевой деятельности, тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи, это средство самовоспитания и саморазвития, сложный комплекс умений и навыков, имеющий общеучебный характер.

В детских дошкольных учреждениях обучение строится на игре, так как именно она является основой развития детей в дошкольном возрасте. Играя, ребёнок не должен догадываться о том, что его обучают. Но, пожалуй, никому не удалось с такой полнотой и эффективностью встроить игру в сложный процесс овладения чтением, как это сделал Николай Александрович Зайцев – автор нового направления в методике обучения чтению. В рамках этой методики ребёнок в короткие сроки осваивает то, что с таким трудом даётся в школе. Методика Н.А. Зайцева может применяться не только самостоятельно, но и гармонично сочетаться с многообразными наработанными методическими приёмами. Кроме обучения чтению ребёнок учится грамотному письму (таблицы, кубики), вследствие постоянного повторения складов, начинает чище и отчётливее говорить, у него увеличивается словарный запас, стимулируется развитие логики, вырабатывается самостоятельность.

Согласно ФГОС, речевое развитие включает в себя ряд очень важных задач: обогащение активного словаря; развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры речи; развитие фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Все эти задачи и многие другие в полном объёме решает методика «Обучения чтению по Н.А. Зайцеву», которую выбирают многие специалисты. Эта методика в работе с детьми в наше время показывает высокий уровень результативности. Основатель методики Н.А. Зайцев, родился в 1939 году в семье потомственных учителей. Обучаясь в институте, чертил себе таблицы, строил графики, облегчая себе понимание предметов. Так и не получив диплома, Николай Александрович работал воспитателем детского дома, в детской колонии, в интернате для особых детей. Он опробовал свою методику на особых детях. Успех был переменным, но это дало толчок к дальнейшим исследованиям. С 1989 г. был налажен и распространен первый выпуск кубиков. С 1992 г. Методика была видоизменена и стала доступной для родителей, для применения в домашних условиях.

В настоящее время Н.А. Зайцев – профессор, филолог, читает лекции и знакомит со своей методикой по всей стране, у него множество учеников и последователей.

Самое время углубиться в методику и рассказать о главном. Одним из главных достоинств методики является то, что в ней нет привязанности к определенному возрасту (он варьируется от 2 до 7 лет). Простота, системность, наглядность, сочетание игры и строгой внутренней логики дают хорошие результаты. По мнению Н.А. Зайцева, единицей слова является не буква, а склад (когда 2 буквы сложены). Действительно, ребенку удобнее составлять слова не из букв, а из складов. В методике главное – это пение. Склады не проговариваются, а пропеваются (и в таблицах, и в кубиках). Разучивание алфавита происходит в виде попевки. Возьмём на заметку: алфавит разучивается после полного знакомства со всеми кубиками и таблицей. Огромный плюс кубиков в том, что ребенок, в дальнейшем в школе, не сможет неправильно написать слов со складами «ЖИ», «ШИ», «ЧА», «ЩА», «ЧУ», «ЩУ» и т.д., так как он их запомнит в нужном варианте. Для работы выбираются кубики, которые различаются по звучанию и весу, цвету букв и размерам кубиков и таблицы.

Таблицы Зайцева – это наглядные обучающие пособия высокой системности, на которых смоделирован весь учебный материал. Таблицы подают сразу весь материал и вывешиваются на стены. Они создают обучающую информационную среду. Таблицы являются многофункциональными посредниками между учениками и наставниками: учат, дают информацию, являются путеводителями по учебному материалу, отрабатывают нужные навыки, помогают взаимообучению.

Цель методики: максимально приблизить ребенка к самостоятельному чтению; подготовить детей к обучению в школе.

Задачи методики: познакомить детей с кубиками, с их звучанием, величиной, классификацией; познакомить с индивидуальными таблицами, учить пропевать склады сверху – вниз, снизу – вверх, слева – направо; пропевать склады по кубикам, переворачивая их, находить нужный кубик с нужной буквой, развивать мелкую моторику; учить самостоятельно составлять склады, соединяя «большие железные» и «большие деревянные» с «большим золотым», «маленькие железные» и «маленькие деревянные» с «маленьким золотым»; развивать устную речь; правильно выкладывать кубики слева – направо, без пробелов и, по возможности, читать слова (сначала короткие, потом длинные); придумывать слова с заданным звуком – буквой и выкладывать их с помощью кубиков; способствовать обогащению словарного запаса и развитию речи ребенка; знакомиться с понятиями «слово», «предложение»; составлять короткие словосочетания из кубиков, соблюдая знаки: «пробел», «Заглавная буква» и, в дальнейшем, составлять предложения из кубиков, используя кубики со знаками препинания; побуждать детей к самостоятельному чтению; развивать диалогическую речь; способствовать развитию внимания, памяти, воображения, логического мышления; развивать умение слушать и слышать, выполнять указания воспитателя; формировать интерес к книгам: как к художественным, так и к познавательным; воспитывать любовь к родному языку и желание изучать его.

Работа по методике Н.А. Зайцева возможна с детьми разной степени подготовки (знающими все звуки – буквы, знающими не все звуки – буквы; умеющими читать и не умеющими читать).

Преподавание по методике Н.А. Зайцева – это преподавание в игре, а игра, как известно, является основным видом деятельности ребенка.

Методика Н.А. Зайцева позволяет задействовать такие органы чувств, как осязание, слух, зрение. Совершенствование органов чувств обуславливает высокий уровень восприятия окружающего, что обеспечивает активное развитие речи и творческих задатков детей и способствует ускоренному навыку чтения. У методики Н.А. Зайцева, безусловно, множество плюсов. И самый главный, пожалуй, заключается в том, что обучать можно практически любого ребенка. Возраст и темперамент значения не имеют. Дети учатся играючи, в том темпе, который им необходим.

Текст статьи
  1. Зайцев Н.А. Комплект «Кубики Зайцева» [Текст] / Н.А. Зайцев – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
  2. Зайцев, Н.А. «Читай и пой» [Текст] / Н.А. Зайцев, Г.А. Струве – СПб.: НОУДО «Методики Н.Зайцева», 2012.
  3. Никитин Б.П. "Ступеньки творчества или Развивающие игры"[Текст]/Б.П. Никитин, М., "Просвещение", 1989.
  4. Доман Г. "Как научить ребенка читать"[Текст] /, Доман Г., Доман Д., Эйзен С. - "Аквариум", 1998.
  5. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: документ/ утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва, 2013. - 20 с. 
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 12 июня по 18 июня
Осталось 7 дней до окончания
Публикация электронной версии статьи происходит сразу после оплаты
Справка о публикации
сразу после оплаты
Размещение электронной версии журнала
22 июня
Загрузка в eLibrary
22 июня
Рассылка печатных экземпляров
30 июня