Главная
АИ #23 (50)
Статьи журнала АИ #23 (50)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период

Рубрика

Психология

Ключевые слова

дети с ОВЗ
лето
сопровождение
образование
педагог-психолог

Аннотация статьи

Говоря о детях с ОВЗ, мы имеем в виду не только технически доступную среду, но и правильно выстроенный учебно-воспитательный процесс. В статье рассматриваются особенности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в летнее время. Большую роль в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ играют правильно подобранные методы работы, в основе которых лежат здоровьесберегающие технологии.

Текст статьи

«Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский [4, с.7].

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Чаще всего дети, которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение, это дети с ОВЗ. Это определяют не родители или ребёнок, а психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Именно она выдаёт заключение о том, что нужна специальная организация образовательных условий, а также адаптированная образовательная программа.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1, с.3].

Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [2, с.8]. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.

Санитарными нормами (СанПиН 1.2.3685-21) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов [3, с.43]. Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Именно поэтому, работа в летний период направлена на создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их естественного развития в различных видах детской деятельности, организацию здоровьесберегающего режима, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, прививание основ здорового образа жизни, профилактике соматических заболеваний и предупреждения травматизма, повышение компетентности педагогов и родителей на основе единства подходов к организации комплексного оздоровления воспитанников в условиях учреждения и семьи, осуществление эффективного методического, медицинского, административного контроля организации летнего режима[5, с.168].

Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях детского отдыха является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.

К задачам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях детского отдыха относятся:

  • создание психологически безопасной атмосферы;
  • развитие способности контролировать свое поведение и эмоциональное состояние;
  • обучение адекватным и эффективным способам взаимодействия с окружающими;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • повышение самооценки ребенка;
  • создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;
  • организация индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования;
  • выявление творческого потенциала воспитанников;
  • расширение сферы самостоятельности ребенка.

Летняя пора даёт большие возможности для развития детей во всех направлениях. На сегодняшний день существует достаточное разнообразие методов и форм работы. В основе сопровождения и осуществления психолого-педагогического процесса лежат здоровьесберегающие технологии, которые можно легко сочетать, тем самым увеличивая эффективность использования.

В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ педагог-психолог может использовать следующие здоровьесберегающие технологии (рис.):

Рис. Виды здоровьесберегающих технологий

Психогимнастика является формой невербального общения – это специальный курс занятий, направленный на коррекцию и развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы. Благодаря возможностям метода снижается психоэмоциональное напряжение у неговорящих детей, отсутствует напряжение, так как не создаёт ситуацию фрустрации. Психогимнастика позволяет сохранять психическое здоровье и предотвращать эмоциональные расстройства. Возможности психогимнастики: понижение эмоционального напряжения (например, игра «Прогони злость», направленная на выражение негативных чувств); использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций (например, игра «Такие разные животные»); коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр (например, игра «Мое зеркало», направленная осознание своего реального образа). Во время занятий по психогимнастике используются: музыкотерапия, разные виды игр и этюдов, элементы театрализованной деятельности. В результате снимается психическое и физическое напряжение, повышается внутренний комфорт, укрепляется доверие между участниками, улучшается когнитивная деятельность.

Арт-терапевтические технологии - методы художественной деятельности, которые позволяют корректировать отклонения и нарушения личностного развития (проявления агрессивности, негативизма, раздражительности). В работе с детьми с ОВЗ приемлемо применение следующих арт-терапевтических методов: 1) изотерапия – традиционные способы изобразительной деятельности (краски, пластилин); 2) игротерапия: куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые); 3) имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки; 4) сказкотерапия, мульттерапия – проживание и осознование проблем через образ другого персонажа. Этот метод способствует положительному эмоциональному настрою детей; дети могут выражать чувства на символическом уровне, сами того не осознавая. Коммуникативные процессы улучшаются, снижается тревога, прорабатываются фобические установки, формируется адекватная самооценка.

Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленный на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия. Широко применимы, просты в использовании, но несут огромнейшую пользу. Сюда можно отнести: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, все телесные упражнения. В результате: укрепляется иммунитет, происходит ускорение обменных процессов, укрепление зрения, снижается умственное утомление, нормализуется работа нервной системы, снижается тревожности, уходят стрессовые состояния; происходит повышение мотивационной деятельности, улучшение произвольного контроля действий, развитие мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшение памяти и внимания.

Релаксационные упражнения – «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др. Формируют позитивный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, обучают управлению собой в игровой форме, корректируют нарушения поведения детей, расслабляют мышечный скелет, соответственно улучшается психоэмоциональное состояние детей, дети приобретают навыки самостоятельной регуляции.

В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, часто сложно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации, но задача педагога-психолога, или другого специалиста создать максимально благоприятные и комфортные условия для развития и восполнения ресурсов таких детей. Описанные методы можно беспрепятственно использовать в летний период с различными группами детей с ОВЗ, в сочетании с нахождением на свежем воздухе со звуками природы они дают больший результат, чем в другое время года. 

Список литературы

  1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»,2020.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
  3. СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,М.: Дество-пресс, 2021.85 с.
  4. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, М.: Концептуал, ISBN 978-5-906756-73-2, 2016. 320 стр.
  5. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, Изд-во ЯГПУ, 2004. 240 с.

Поделиться

2938

Андреева Н. П., Семыкина И. Г., Кириллова Е. А. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в летний период // Актуальные исследования. 2021. №23 (50). С. 93-96. URL: https://apni.ru/article/2557-psikhologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-det

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января