«Детство – важнейший период человеческой жизни. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А. Сухомлинский [4, с.7].
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Чаще всего дети, которым необходимо психолого-педагогическое сопровождение, это дети с ОВЗ. Это определяют не родители или ребёнок, а психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Именно она выдаёт заключение о том, что нужна специальная организация образовательных условий, а также адаптированная образовательная программа.
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [1, с.3].
Получение детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности [2, с.8]. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования и социально-экономического развития Российской Федерации.
Санитарными нормами (СанПиН 1.2.3685-21) определено, что ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее 3-4 часов [3, с.43]. Летнее время, как время отдыха, наслаждения и удовольствия, дает все необходимые условия для восполнения энергии, потраченной за учебный год. Именно поэтому, работа в летний период направлена на создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников, их естественного развития в различных видах детской деятельности, организацию здоровьесберегающего режима, повышение сопротивляемости защитных свойств организма, прививание основ здорового образа жизни, профилактике соматических заболеваний и предупреждения травматизма, повышение компетентности педагогов и родителей на основе единства подходов к организации комплексного оздоровления воспитанников в условиях учреждения и семьи, осуществление эффективного методического, медицинского, административного контроля организации летнего режима[5, с.168].
Основной целью психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях детского отдыха является создание специальных педагогических и социально-психологических условий, позволяющих осуществить развивающую, коррекционно-развивающую работу с детьми, испытывающими адаптационные трудности.
К задачам психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в организациях детского отдыха относятся:
- создание психологически безопасной атмосферы;
- развитие способности контролировать свое поведение и эмоциональное состояние;
- обучение адекватным и эффективным способам взаимодействия с окружающими;
- развитие коммуникативных навыков;
- повышение самооценки ребенка;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности;
- организация индивидуального образовательного маршрута в системе дополнительного образования;
- выявление творческого потенциала воспитанников;
- расширение сферы самостоятельности ребенка.
Летняя пора даёт большие возможности для развития детей во всех направлениях. На сегодняшний день существует достаточное разнообразие методов и форм работы. В основе сопровождения и осуществления психолого-педагогического процесса лежат здоровьесберегающие технологии, которые можно легко сочетать, тем самым увеличивая эффективность использования.
В коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ педагог-психолог может использовать следующие здоровьесберегающие технологии (рис.):
Рис. Виды здоровьесберегающих технологий
Психогимнастика является формой невербального общения – это специальный курс занятий, направленный на коррекцию и развитие эмоционально-личностной и познавательной сферы. Благодаря возможностям метода снижается психоэмоциональное напряжение у неговорящих детей, отсутствует напряжение, так как не создаёт ситуацию фрустрации. Психогимнастика позволяет сохранять психическое здоровье и предотвращать эмоциональные расстройства. Возможности психогимнастики: понижение эмоционального напряжения (например, игра «Прогони злость», направленная на выражение негативных чувств); использование всех выразительных движений в воспитании высших чувств и эмоций (например, игра «Такие разные животные»); коррекция поведения ребенка с помощью ролевых игр (например, игра «Мое зеркало», направленная осознание своего реального образа). Во время занятий по психогимнастике используются: музыкотерапия, разные виды игр и этюдов, элементы театрализованной деятельности. В результате снимается психическое и физическое напряжение, повышается внутренний комфорт, укрепляется доверие между участниками, улучшается когнитивная деятельность.
Арт-терапевтические технологии - методы художественной деятельности, которые позволяют корректировать отклонения и нарушения личностного развития (проявления агрессивности, негативизма, раздражительности). В работе с детьми с ОВЗ приемлемо применение следующих арт-терапевтических методов: 1) изотерапия – традиционные способы изобразительной деятельности (краски, пластилин); 2) игротерапия: куклотерапия (куклы би-ба-бо, пальчиковые); 3) имаготерапия (воздействие через образ) – сюжетные инсценировки; 4) сказкотерапия, мульттерапия – проживание и осознование проблем через образ другого персонажа. Этот метод способствует положительному эмоциональному настрою детей; дети могут выражать чувства на символическом уровне, сами того не осознавая. Коммуникативные процессы улучшаются, снижается тревога, прорабатываются фобические установки, формируется адекватная самооценка.
Кинезиологические упражнения – комплекс упражнений, направленный на развитие и активизацию межполушарного взаимодействия. Широко применимы, просты в использовании, но несут огромнейшую пользу. Сюда можно отнести: дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения, все телесные упражнения. В результате: укрепляется иммунитет, происходит ускорение обменных процессов, укрепление зрения, снижается умственное утомление, нормализуется работа нервной системы, снижается тревожности, уходят стрессовые состояния; происходит повышение мотивационной деятельности, улучшение произвольного контроля действий, развитие мелкой и крупной моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга, улучшение памяти и внимания.
Релаксационные упражнения – «Карусели», «Солнышко и дождик» «Кукла» и др. Формируют позитивный настрой и доброжелательное отношение к окружающим, обучают управлению собой в игровой форме, корректируют нарушения поведения детей, расслабляют мышечный скелет, соответственно улучшается психоэмоциональное состояние детей, дети приобретают навыки самостоятельной регуляции.
В работе с детьми с ОВЗ, в силу особенностей их развития, часто сложно добиться рефлексивного отношения к своему здоровью, адекватного отражения реальной ситуации, но задача педагога-психолога, или другого специалиста создать максимально благоприятные и комфортные условия для развития и восполнения ресурсов таких детей. Описанные методы можно беспрепятственно использовать в летний период с различными группами детей с ОВЗ, в сочетании с нахождением на свежем воздухе со звуками природы они дают больший результат, чем в другое время года.