Введение (теоретический анализ, постановка проблемы)
Исследование межличностной аттракции представляет собой изучение особенностей симпатии и межличностного притяжения. У подростков в школьные и студенческие годы неизбежно возникают трудности в установлении здоровых и благоприятных взаимоотношений. Отсутствие друзей и наличие неприятелей может подтолкнуть детей и молодых людей к формированию искаженного мировосприятия. Застенчивость, низкая самооценка, вербальная агрессия и даже совершение преступных действий возникают из-за этих сложностей. Поэтому изучение межличностной аттракции подростков поможет обнаружить, какие детерминанты для установления положительных взаимоотношений у подростков выражены больше и какие меньше.
Изучению межличностной аттракции уделяли внимание такие психологи как С. МакКроски, Т. МакКейн, Г. М. Андреева и А.И. Шадричева. Межличностную аттракцию подростков изучали Я.К. Смирнова, К.А. Кушнарев, Н.Н. Сердюк и Т.П. Денисова.
Г. М. Андреева считала, что межличностная аттракция – процесс и результат межличностного притяжения [1]. С. МакКроски и Т. МакКейн выделили три вида межличностной аттракции: социальную аттракцию, физическую аттракцию и функциональную аттракцию. Первый вид аттракции подразумевает притяжение и присоединение к человеку с целью общения с ним. Физическая аттракция основана на оценке физической привлекательности человека. Последний вид аттракции ориентирован на степень ресурсности человека в связи с обладанием полезных отдельному человеку свойств, качеств и умений [6]. А.И. Шадричева распределила факторы межличностной аттракции на внешние и внутренние в зависимости от присутствия каких-либо взаимодействий [5].
Межличностную аттракцию подростков изучали немногие авторы. Отразили данную область исследования всего три автора. Я.К. Смирнова и К.А. Кушнарев изучили подростковую мотивацию отказа от помощи с позиций межличностной аттракции [4]. Н.Н. Сердюк исследовала психологические основы формирования подростковой аттракции к сверстникам [3]. Т.П. Денисова в своем исследовании выявила условия межличностной аттракции в раннем юношеском возрасте [2].
Объекты и методы исследования
В нашем исследовании приняли участие 75 школьников (от 15 до 17 лет) и 63 студента (от 18 до 20 лет). В базу исследования вошли: ВСГУТУ, БГУ им. Доржи Банзарова и другие вузы России, а также МАОУ СОШ № 44, МАОУ СОШ № 13, МАОУ ПСОШ № 1 и другие школы Республики Бурятии. Для исследования факторов межличностной аттракции были использованы такие методики: опросник межличностной аттракции, методика измерения ингрупповой идентификации, тест «Общительность» и опросник уровня самораскрытия С. Джурарда (в модификации Н.В. Амяга). Выбранные методики помогли изучить: оценку физической привлекательности, личностной привлекательности, коммуникативной привлекательности и деятельностной привлекательности; удовлетворенность принадлежностью к группе, потребность в аффилиации и склонность учащихся самораскрываться.
Результаты и их обсуждение
Для изучения потребности в аффилиации мы использовали методику «Общительность». Высокая потребность в аффилиации характерна 33% школьников и 32% студентов. Данные подростки склонны к присоединению и взаимодействию с другими людьми. Средняя потребность в аффилиации свойственна 41% старшеклассников и 41% молодых людей. Такие подростки в меру самостоятельные и независимые от других, при этом они не избегают общения и способны в достаточной мере взаимодействовать с другими. Низкая потребность в аффилиации была обнаружена у 26% учащихся школ и 27% учащихся вузов. Подростки с низким уровнем избегают взаимодействий с другими людьми и не склонны им доверять.
Опросник уровня самораскрытия С. Джурарда (в модификации Н.В. Амяга) выявил степени самораскрытия испытуемых. В большей степени склонны к самораскрытию 25% школьников и 37% молодых людей. Такие подростки открыты, любят делиться информацией о себе. Склонны к самораскрытию на среднем уровне 43% старшеклассников и такой же процент учащихся вузов. Подростки с данным уровнем так же делятся информацией о себе, но фильтруют тему разговора по собственному выбору и не испытывают склонность делиться ей постоянно. Не склонны рассказывать о себе 32% школьников и 20% молодых людей. Они замкнуты, вероятно не общительны, очень осторожны и склонны подозревать других людей.
Методика измерения ингрупповой идентификации помогла нам выявить у подростков степень их удовлетворенности принадлежностью к группе сверстников. Высокая удовлетворенность характерна 36% старшеклассников и 41% учащихся вузов. Данные подростки испытывают положительные эмоции в группе, чувствуют себя ее частью. На среднем уровне удовлетворены своей принадлежностью к группе 39% школьников и 38% молодых людей. Они чувствуют себя спокойно в группе, отношения с другими участниками приятельские или нейтральные. Не удовлетворены принадлежностью к группе 25% учащихся школ и 21% студентов. Это связано с негативными взаимоотношениями и неприятными эмоциями и чувствами, которые испытываются подростком в группе.
По опроснику межличностной аттракции получены следующие результаты. 20% школьников и 19% молодых людей положительно оценивают навыки и умения сверстников и стремятся участвовать с ними в совместной деятельности. В целом удовлетворены особенностями деятельности сверстников 59% старшеклассников и 51% студентов. Низко оценивают навыки и умения сверстников 21% школьников и 30% учащихся в вузах. Способности к коммуникации у сверстников положительно оцениваются старшеклассниками и студентами на 20% и 15%. Средний уровень оценки этой способности характерен для 60% учащихся школ и 51% учащихся вузов. В целом таких подростков удовлетворяет стиль общения и коммуникативные навыки сверстников. Низко оценивают их коммуникативную привлекательность 25% старшеклассников и 29% студентов. Они не удовлетворены тем, как общаются их сверстники. Причинами могут быть постоянные конфликты или излишняя скромность. Личностная привлекательность связана с оценкой особенностей характера и темперамента, а также интересов сверстников. Высоко оценивают ее 41% детей и 25% учащихся вузов, на среднем уровне оценивают ее 32% школьников и 34% студентов, на низком – 27% старшеклассников и 41% молодых людей. Негативная оценка может быть связана с отсутствием общих интересов и наличием негативных качеств у сверстников. Физическая привлекательность выявляется через оценку внешности и стиля одежды. 42% детей и 38% студентов считают сверстников привлекательными, нейтрально оценивают их внешность 35% старшеклассников и 29% учащихся вузов. 23% школьников и 33% молодых людей не считают сверстников привлекательными. Общие уровни по критериям межличностной аттракции средние у студентов и школьников. Это можно объяснить широким разнообразием показателей и в то же время преобладанием среднего уровня у испытуемых. Как показал анализ, у старшеклассников и студентов много сходств.
Следующий этап предполагал сравнительный анализ студентов и школьников. Нами проверялись выраженные различия показателей по заданным критериям (табл.). Мы сравнили школьников и студентов мужского пола, а также школьников и студентов противоположного пола. Затем сравнили результаты исследуемых разных возрастов. Однако из-за большого разрыва в количестве испытуемых мы сравнили только студентов третьего курса со студентами второго курса и учениками девятого и десятого классов, учащихся второго курса с учащимися первого курса и девятого класса, а также учеников десятого класса с учениками девятого класса.
Таблица
Средних значений и данных сравнительного анализа
Критерий |
Школьники |
Студенты |
U-критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости |
---|---|---|---|---|
ЛП |
11 |
10 |
336 |
Значимый |
ДП |
23 |
20 |
309,5 |
Значимый |
|
Школьницы |
Школьники |
| |
ВП |
11 |
10 |
533,5 |
Значимый |
ДП |
19 |
23 |
489,5 |
Значимый |
П |
18 |
21 |
528 |
Значимый |
|
Студентки |
Студенты |
| |
ВП |
11 |
9 |
357,5 |
Значимый |
|
3-ий курс |
2-ой курс |
| |
АП |
7 |
5 |
154 |
Значимый |
|
3-ий курс |
9-ый класс |
| |
АП |
7 |
5 |
234,5 |
Значимый |
|
3-ий курс |
10-ый класс |
| |
СС |
23 |
18 |
324 |
Значимый |
|
2-ой курс |
1-ый курс |
| |
П |
21 |
18 |
90,5 |
Значимый |
|
2-ой курс |
9-ый класс |
| |
КП |
21 |
18 |
156 |
Значимый |
|
10-ый класс |
9-ый класс |
| |
КП |
21 |
18 |
317,5 |
Значимый |
АП |
6 |
5 |
392,5 |
Значимый |
Студенты и школьники мужского пола значительно отличаются по оценке личностной и деятельностной привлекательности сверстников. Это связано с изменениями интересов: совместные спортивные игры и видеоигры больше не обладают прежним значением, студенты становятся заинтересованными в учебно-профессиональной деятельности. Старшеклассницы в отличие от старшеклассников склонны положительно оценивать физическую привлекательность сверстников. Это связано со стремлением симпатичных им сверстниц выглядеть привлекательно и ориентироваться на вкусы окружающих. Старшеклассники в силу возрастных особенностей более удовлетворены деятельностной привлекательностью сверстников в отличие от девочек. Совместные спортивные игры, например, футбол, и совместные игровые сессии в «Counter-Strike», «Dota 2» и другие видеоигры помогают разглядеть особые навыки и умения сверстников. Успехи в учебной и другой деятельности так же могут влиять. Принадлежностью к группе мальчики удовлетворены в большей степени, чем девочки. Это может быть связано с их стремлением к присоединению для совместных развлечений. Девочки же более требовательны к окружению и нуждаются в единичных, но крепких социальных связях. Такая особенность может снижать их удовлетворенность своим положением в группе. При сравнении студентов была выявлена такая же закономерность: девушки выше оценивают внешность сверстников. У юношей, как было выяснено, по некоторым причинам оценка физической привлекательности сверстников намного ниже, чем у старшеклассников мужского пола. Мы может предположить, что это связано с высокой требовательностью ко внешности других.
Сравнение разных возрастов показало небольшие отличия. Студенты третьего курса чувствуют большую потребность в аффилиации и склонность к самораскрытию по сравнению с другими. Это может быть связано с большим опытом, повышением уверенности в себе, принятием себя и общим развитием. Учащиеся девятого класса особенно могут иметь проблемы в личностной сфере в связи с их чувствительностью и ранимостью. Студенты второго курса более удовлетворены своей принадлежностью к группе в отличие от студентов первого курса, причина этого в развитии их взаимоотношений. Также второй курс показал более высокую оценку коммуникативной привлекательности сверстников по сравнению с девятым классом. Это связано с развитием коммуникативных навыков и наработкам умений разрешать конфликты. Как показало сравнение десятых и девятых классов, старшие выше оценивают коммуникативную привлекательность сверстников и испытывают большую потребность в аффилиации. Причина может быть в интенсивном общении и обретении широкого круга для коммуникации. Это помогает развить коммуникативные навыки и повышает потребность в аффилиации. Десятый класс в связи с опытностью имеет некоторые преимущества.
Заключение (выводы)
Наше исследование позволяет заключить, что в целом старшеклассники имеют сходство межличностной аттракции к сверстникам. Отличия присутствуют у противоположных полов. Некоторые отличия имеют постоянный характер, другие связаны со школьным возрастом. По мере взросления отдельные факторы межличностной аттракции могут быть выражены сильнее. Данные результаты помогут педагогам-психологам и социальным психологам определить специфику межличностной аттракции у подростков школьного и студенческого возрастов.